Богологи - Аматэрасу

Александр Шадов
Аматэрасу или об империях и императорах

Действующие лица:
Аматэрасу  – японская богиня солнца.
Мыслитель – путешествующий по миру богов старец.

Место:
Храм Аматэрасу в Японии.

Глава I: Единство народа

Аматэрасу:

–  Чувствую дух смертного.   

Мыслитель:

– Да, я здесь, здравствуйте, о, великая богиня! 

Аматэрасу:

–  Привет, смертный. Но запомни одно. Не стоит желать богам здоровья. Это богохульство.   

Мыслитель:

– Я постараюсь запомнить. 

Аматэрасу:

–  Чего же ты хочешь от меня?   

Мыслитель:

– Я пришел поговорить с вами. 

Аматэрасу:

–  О чем же?   

Мыслитель:

– О власти и властителях. Об империях и императорах. Мне кажется, что все это плохо, но вы покровительствуете этому. Всегда было интересно узнать причину этого покровительства. 

Аматэрасу:

–  Империя – лучший тип правление, если соблюдены все те каноны, которые я заложила в это понятие.

Мыслитель:

– И какие же это каноны? 

Аматэрасу:

–  Единство, многогранность, ценность, вера, понимание и уважение. Это то, что должен охранять каждый император. Как только император начинает преследовать личные цели, он сразу становится олигархом монополистом.   

Мыслитель:

– Верно подмечено. Но за всю историю человечества не существовало ни одной правильной империи. 

Аматэрасу:

–  Это тебе так кажется.   

Мыслитель:

– Кажется? Не думаю. Империи всегда были очень плохи. 

Аматэрасу:

–  Даже у худших империй есть преимущество перед прочими типами правления.

Мыслитель:

– Например? 

Аматэрасу:

–  Единство.   

Мыслитель:

– Единство? 

Аматэрасу:

–  В империи люди подчинены одной цели. Они осознают, что надо сделать, а потому не идут на конфликт друг с другом.   

Мыслитель:

– Но так получается, что одна личность может злоупотреблять своей властью. 

Аматэрасу:

–  Да, может. Но без риска нет подлинного единства. Все должны верить императору. Только так достигается мощь государства. Подлинное единство собирает вокруг себя народы, задает им цель, истребляет внутренние конфликты.

Мыслитель:

– Но и провоцирует внешние.

Аматэрасу:

–  Это верно. Люди боятся силы.   

Мыслитель:

– Но и сами империи провоцируют войны. 

Аматэрасу:

– Конечно, потому что империя ничего не боится. Это еще одна положительная её сторона. Империя может бросить вызов любому врагу.

Мыслитель:

– Но в этом заключается её опасность. 

Аматэрасу:

–  Все могущественное всегда опасно.

Мыслитель:

– Это плохо. 

Аматэрасу:

–  Нет. Это оборотная сторона единства.   

Мыслитель:

– Но что тогда в нем хорошего, если из-за него должны погибать люди? 

Аматэрасу:

–  Единство помогает от внутренних склок. В демократии никогда нет подлинного единства. Она всегда висит на волоске. Империя же твердо стоит на своем. Какой человек действует эффективнее: который знает, что хочет,  или который не знает?

Мыслитель:

– Явно тот, который знает. 

Аматэрасу:

–  То же и с единством. Быть едиными – значит знать, что хотеть.   

Мыслитель:

– Наверное, тут вы правы. Единство делает сильнее. Но не всегда империи едины. Иногда приходится добиваться единство силой. 

Аматэрасу:

–  Это не подлинное единство. Оно ложно. Подлинное единство строится на единении душ. Все мыслят как одна.   

Мыслитель:

– Но это же уничтожает индивидуальности. 

Аматэрасу:

–  Да плевать на эти индивидуальности. Из-за них в мире одни конфликты. Ну, быть может, не совсем на них плевать, но если следовать по путям индивидуальности, то в итоге придешь к конфликту. Индивидуальности – это люди, имеющие свою собственную веру и свои собственные интересы. И обычно они довольно конфликтны и выступают против мира вокруг них. Это очень опасные люди.   

Мыслитель:

– Но почему они опасны?

Аматэрасу:

–  Потому что они не признают одного из главных объединяющих факторов.   

Мыслитель:

– Какого же? 

Аматэрасу:

–  Величие государства.   

Глава II: Величие государства

Аматэрасу:

–  Признание величия государства – важная составляющая единства. Величие и единство – две части одного целого. Империя лучше всего понимает этот принцип.   

Мыслитель:

– Но это же нацизм. 

Аматэрасу:

–  В некотором роде, но хорошая империя стремится объединить все нации. На самом деле, вся демократическая культура пытается показать низость и глупость империи, но они забывают о лучших её частях. Было бы странно, если бы в мире существовало множество бесполезных империй.   

Мыслитель:

– Ну, они помогают проявляться тщеславию правителей. 

Аматэрасу:

–  Тщеславие правителей, во многом, легенда, которую используют противники империи в своих спорах. 

Мыслитель:

– Но история говорит…

Аматэрасу:

–  История лишь поверхностно диктует нам материал и делает акцент на великих событиях. А во времена великих перемен люди могут вести себя относительно странно. В общем-то, нельзя осуждать деятелей прошлого, так как мы о них почти ничего не знаем. Но величие империи – главное её достоинство.   

Мыслитель:

– И как индивидуальности его задевают? 

Аматэрасу:

–  Обыкновенно они маргинально выставляют себя за пределы империи. Что создает проблемы им и другим людям. 

Мыслитель:

– Но империи агрессивны. 

Аматэрасу:

–  Да, но это не из злобы. Часто за агрессией скрывается стремление всеобщего блага.   

Мыслитель:

– К черту это стремление. 

Аматэрасу:

–  Ну, если бы не было агрессии в мире, то не было бы и великих достижений. Мир так работает. Жестокость порождает прогресс. И величие государства подчеркивает это. Если бы каждый был сам за себя, то ничего бы не менялось в мире.   

Мыслитель:

– Иногда мне кажется, что это было бы к лучшему. 

Аматэрасу:

–  Возможно. Но в том-то и вся проблема. Есть две крайности: изменение и неизменность. Тот, кто видит ценность в изменении, должен признать, что самое эффективное изменение может происходить только в рамках тоталитарной   империи. Империя концентрирует силы всего мира.

Мыслитель:

– И зачем это?

Аматэрасу:

–  Величие империи и состоит в эффективности. Монархические системы правления эффективны, если эффективен монарх. Потому Платон, когда пишет свое «Государство» выводит на первый план фигуру философа правителя. Наилучшим режимом правления будет режим одного монарха. В этом подлинное величие. Пытаясь же разделить бразды правления между многими равными, мы лишь замедляем процесс управления. Да и вообще, мне всегда казалось, что для общества куда легче воспитать одного гениального и поразительного монарха, чем взращивать тысячи приемлемых чиновников. Погрешности в чиновничьем аппарате есть везде и их видно невооруженным глазом. Это связано с несовершенством массового подхода.   

Мыслитель:

– Об этом потом. Я хочу узнать, для чего же государству нужно величие?

Аматэрасу:

–  Чтобы сдерживать врагов и поддерживать друзей. Государства очень похожи на людей. Если бы без жертв и затраты ресурсов можно было бы создать самую могущественную в мире армию, то ни одно государство бы от этого не отказалось. Все дело в величии. Империя – это путь развития государства по направлению к наибольшему величию.   

Мыслитель:

– А величие для защиты и нападения? Как-то жестоко. Мне даже страшно. Зачем защищаться и нападать? 

Аматэрасу:

–  Не нужно делать вид, что демократия не воюет. Воюют все. Нет ни одного мирного режима правления. И все руководствуются благими целями. Да, это ужасно, но это правда. Кровь льется со всем сторон не только в империи.

Мыслитель:

– Но битв стало меньше.

Аматэрасу:

–  И меньше величия. На самом деле, демократические страны – слабы духом. В них нет единства, но есть разрозненность. Те доли единства, которые в их сохраняются, существуют благодаря пропаганде. В сущности, тот же обман и внушение массам воли одного человека или небольшой группы людей. Только работоспособность куда меньше. Но кровь есть. Есть смерти за определенные принципы.

Мыслитель:

– Но на данный момент демократические государства самые сильные. 

Аматэрасу:

–  Это не удивительно. Так совпало, что они возглавили технический прогресс. Чистая случайность. 

Глава III: Объединение мира

Аматэрасу:

–  А сейчас очень важная часть нашего разговора. Важно понимать, что лучший мир – это единый мир. Когда все государства станут одним, тогда наступит мир. Империя преследует эту цель в первую очередь. Да, часто посредством войн. Но война – это единственный язык, понятный всем государствам и людям. Нет ни одного человека, который не понимал бы язык войны. К сожалению, это так.   

Мыслитель:

– Но войны – это ужасно. 

Аматэрасу:

–  На самом деле, империя – это такое государство, которое может обойтись минимумом войн. Она внушает страх и почтение.   

Мыслитель:

– И зачем же миру объединяться?

Аматэрасу:

–  Я же уже объяснила. Это единственный шанс на мир во всем мире. Конечно, будут разные заварушки, но никаких крупных проблем больше не будет. И каждое государство пленено этой мечтой. Демократы хотят, чтобы в мире царила демократия. Императоры мечтают распространить свою империю. Это правильное стремление. Потому что только через него можно объединить всю планету. Без этого стремления всегда будут противоборствующие стороны.   

Мыслитель:

– Парадокс. Война получается из стремления к миру. А почему бы просто не оставить всех к чертям и не заниматься своими делами? 

Аматэрасу:

–  Потому что тогда тебя завоюют те, кто желает тебя завоевать. Страны не могут доверять друг другу. И,  отличие от мира людей, в мире государств правит закон сильнейшего. Кто сильнее, тот и прав. И, самое забавное, что сильнейшему ничего нельзя сделать. Другие государства безоружны. А когда два сильнейших государства объединятся, то они медленно истребляют другие государства. Таков закон политических джунглей. Лишь политика всеобщего сдерживания как-то регулирует поведение государств. Сильные сдерживают сильных.

Мыслитель:

– Ну, лучше так, чем война. 

Аматэрасу:

–  Не лучше. Так мир висит на волоске.   

Мыслитель:

– Почему? 

Аматэрасу:

–  Когда есть две сильные стороны, то это значит, что в любой момент может начаться большая война.   

Мыслитель:

– Потому нельзя остановиться?

Аматэрасу:

–  Да. Только единый мир-государство – единственное спасение для людей. И то лишь в теории. На практике еще никто не добивался мирового господства.   

Мыслитель:

– Звучит высокомерно. 

Аматэрасу:

–  Да, высокомерно. Но тогда в мире не будет больше внешней политики. Все проблемы станут внутренними. А проблемы внешние абсолютно не зависят от нас. В это их двойная беда.   

Мыслитель:

– И для этого нужно мировое господство? 

Аматэрасу:

–  Да.   

Мыслитель:

– Но почему бы тогда не разделить власть над миром между несколькими людьми?

Аматэрасу:

– Склоки. Наличие непререкаемого авторитета императора решает и эту проблему.   

Мыслитель:

– Но сколько проблем порождает! 

Аматэрасу:

–  Нисколько.   

Мыслитель:

– Разве?

Аматэрасу:

–  В империи все проблемы могут заключаться в императоре. И если люди избрали плохого императора, то это конец империи. Просто так получалось, что к власти приходили не самые подходящие люди. Подходящие же скромно стояли в сторонке и молчали.   

Мыслитель:

– Но почему? 

Аматэрасу:

–  Не у всех мудрецов хватит храбрости захватить мир.   

Мыслитель:

– Это верно. Но зачем вообще его захватывать? Это же жестоко. 

Аматэрасу:

–  Иногда чем-то приходится жертвовать.

Мыслитель:

– Миром? 

Аматэрасу:

–  Людьми. К сожалению.   

Мыслитель:

– А иначе никак? 

Аматэрасу:

–  Люди сами загнали себя в такую ситуацию. На данный момент, иначе никак.   

Глава IV: Ускорение развития мира

Аматэрасу:

–  Но у империи есть еще один плюс, о котором я уже говорила. Империя концентрирует усилие, а потому её развитие ускоряется в разы.   

Мыслитель:

– Но не все империи были развитыми. 

Аматэрасу:

–  Это верно, опять же, все зависит от императора.   

Мыслитель:

– Получается, что если император хорош, то и империя будет процветать и развиваться?

Аматэрасу:

–  Именно. 

Мыслитель:

– Но почему развивается демократия? 

Аматэрасу:

–  Потому что сейчас в мире смертных не настоящая демократия. Есть правило: чем больше человек с разными вкусами и интересами подходят к управлению государством, тем оно медленнее развивается. Это обусловлено тем, что каждый тянет одеяло управления в свою сторону.

Мыслитель:

– Понятно. Ну, да, тогда один правитель концентрирует все на себе. И это, с одной стороны, хорошо, если правитель –  лучший из людей. Но если он такой же, как и все остальные?

Аматэрасу:

–  То крах. Император эффективнее советов как в построении государства, так и в его крушении.   

Мыслитель:

– Интересно. Получается, люди следуют не самому эффективному пути. 

Аматэрасу:

–  Да, обычно так и происходит. Но им хорошо.   


Глава V: Авторитет императора

Аматэрасу:

–  Но есть еще один важнейший пункт, который просто необходим для развития и единства.   

Мыслитель:

– Какой же? 

Аматэрасу:

–  Беспрекословный авторитет императора. Император должен быть богом.   

Мыслитель:

– А не перебор ли это? 

Аматэрасу:

–  С одной стороны, конечно. Но, с другой, это необходимо для того, чтобы сплотить людей. Бог нужен для того, чтобы сплотить.

Мыслитель:

– Но часто получается иначе. 

Аматэрасу:

–  Не перевирай. Всегда концепция бога объединяла группы людей. Проблема же в том, что у разных людей разные боги. Потому группы шли друг против друга. Но то же и с любой другой идеей. Концепции богов не виноваты в конфликтах. Так устроены все мнения.

Мыслитель:

– Но все ли? 

Аматэрасу:

–  Да, мнения противопоставляют людей друг другу. На самом деле, каждый человек живет в мире. В сущности, мнения и есть синоним богов.   

Мыслитель:

– И что это значит? 

Аматэрасу:

–  Что правитель должен стать верховным мнением для всех. Это единственный гарант равенства мнений. Только из уважения к правителю можно отложить внутренние конфликты.

Мыслитель:

– Но почему они всегда были? 

Аматэрасу:

–  А когда люди подлинно уважали своего правителя?

Мыслитель:

– Это верно. Обычно все перевороты и жестокости происходили в мире из-за неуважения. 

Аматэрасу:

–  Так вот, суть довольно проста, надо объединить весь мир и поставить на его вершину богоподобного мыслителя, которого все чтут и уважают.   

Мыслитель:

– Мыслителя? Но почему? 

Аматэрасу:

–  Потому что он может мыслить, конечно. Вообще, изначально все государства – сотворены мыслью. Странно, что ими управляют люди, не способные мыслить.   

Мыслитель:

– И для чего нужен авторитет императора? И не должен ли он его заслужить?

Аматэрасу:

– Люди не всегда понимают то, что желает сделать правитель. Если начнутся разногласия, то и приказ будет выполнен недостаточно хорошо. Понимаешь, смертный, сомнения порождают помехи, а помехи порождают неправильное выполнение. Когда приказ выполнен неправильно, то, вероятно, и следствия этого приказа будут губительны. И сомнения оправдаются.
Замкнутая цепочка сомнений. Конечно, если исполнитель сомневается, то и дело не получится. А если дело не получится, то и не зря сомневался. И так всегда. Именно поэтому император должен быть богом. Иногда сомнения неуместны.

Глава VI: Обожествление императора

Мыслитель:

– Но почему его надо именно обожествлять? Уважения не достаточно? 

Аматэрасу:

–  Уважение – это прерогатива двух равных людей. Этого не достаточно.

Мыслитель:

– Но разве это плохо? 

Аматэрасу:

–  Этого мало. Суть заключается в том, что любая возможность осуждения императора – уже вредит империи.   

Мыслитель:

– Но тогда император должен быть невероятно умен. 

Аматэрасу:

–  Безусловно. Нельзя делать дурака императором. Император должен быть по определению одним из лучших.   

Мыслитель:

– Ну, если он таков, то что делать другим лучшим? 

Аматэрасу:

–  Смириться. Бог может быть только один. Если богов будет много, то они станут причиной конфликтов. Это старое правило. Любое разделение вносит в систему внутренний конфликт.   

Мыслитель:

– И потому вы защищаете всеединство. 

Аматэрасу:

–  Не совсем. Я говорю о плюрализме, окруженного единством и пониманием. Люди могут свободно мыслить и действовать, но у них должна быть одна общая для всех идея: идея божественности императора.
Император – посредник между мнениями людей. Закон, установленный им, божественный закон. Только это условие делает его императором.

Мыслитель:

– Но если он глупец, то это означает конец государства. 

Аматэрасу:

–  Да…   

Глава VII: Император и империя едины

Аматэрасу:

–  И это связано в тем, что император и империя –едины. Критикуя императора, критикуешь империю. Это с одной стороны. Но, конечно, сам император не должен забывать о том, что к мнению других можно и должно прислушиваться.   

Мыслитель:

– Но тогда зачем нам император? 

Аматэрасу:

–  Он принимает финальное решение. Все высказались. Он принял решение. Итог. Все. Больше никаких споров. Делаем. Империя работает.   

Мыслитель:

– Но споры иногда… 

Аматэрасу:

–  Нет, не помогают.   

Мыслитель:

– Почему? 

Аматэрасу:

–  Потому что наступает момент, когда не нужно спорить. Иногда даже не лучше решение будет влиять положительно, если выполнено оно на совесть. Император не всегда должен принимать лучшие решения. Вопрос лишь в том, чтобы другие выполняли его приказы на совесть. Если же все хотят поспорить с императором, то какой смысл что-то решать?

Мыслитель:

– Верно. 

Аматэрасу:

–  Суть в том и состоит, что император – это империя, сконцентрированная в одном человеке. Не так важно, умнейший ли он или благороднейший. Важно, чтобы его приказы выполнялись. Как только приказы перестают выполняться, начинается смута.   

Мыслитель:

– Но иногда это полезно, если император плох.

Аматэрасу:

–  Нет. Потому что людям не дано отличить мудрого императора от глупого. Все относительно. У каждого человека может быть свое мнение по этому поводу. Бывали времена, когда люди империи жили свободнее, чем сейчас, в демократии. Но многим просто не нравится такой режим правления. Потому они будут против.

Мыслитель:

– Действительно. Но что делать? Как совместить свободу с  единоличным правлением7 

Аматэрасу:

–  Мудростью императора.   

Глава VIII: Любовь и верность империи

Мыслитель:

– Не слишком ли многое ложится на плечи одного человека? 

Аматэрасу:

–  Не одного. Граждане все с ним. Они должны любить империю,  должны быть ей верны. Только так  можно достигнуть всеобщего процветания. Император же олицетворяет империю. Тот, кто любит империю, должен любить и императора. 

Мыслитель:

– Но почему? Можно любить народ и не любить правителя. 

Аматэрасу:

–  Не совсем так. Народ и правитель – это две полезные иллюзии. На самом деле, это просто роли. Нет истинного правителя. Нет  народа. Народ – это лишь иллюзорное обобщение.   

Мыслитель:

– Но как же так?

Аматэрасу:

–  Все очень просто. Человеку для жизни нужны предрассудки. Без предрассудков человечество не смогло бы добиться своего величия. Одним из предрассудков является и обобщение малосвязанной группы людей в народ. Удивительно, но этот «народ» не видел большей части своих представителей. Народ – это теория. На практике его нет.

Мыслитель:

– Допустим. И что? 

Аматэрасу:

–  То, что все должны играть свои роли. Конечно, играть главную роль куда интереснее. Но многие люди просто для этого не предназначены. Потому им нужно смириться. И не просто смириться, но и принять свою роль народа и любить свою империю, потому что это самый выгодный путь для всех. Многие люди страдали лишь от того, что не могли принять этого.

Мыслитель:

– Страшно.

Аматэрасу:

–  Но во многих казнях часто нет вины правителей. Они отдают приказы не от своего имени.   

Мыслитель:

– А от чьего? 

Аматэрасу:

–  От имени империи. Практически каждый громкий правитель следовал той или иной идее, являющейся, прежде всего, идеей его империи. В итоге, нет ни одно самостоятельного правителя. Правитель тоже правит не от своего имени.


Глава IX: Вред демократии

Аматэрасу:

–  А теперь перейдем к демократии.   

Мыслитель:

– А что в ней не так? 

Аматэрасу:

–  Это один из самых неэффективных режимов правления. Кроме того, один из самых управляемых. Демократия слаба. Она очень слаба. В современном обществе демократию спасает только техническое превосходство над прочими странами.
Поясню. С одной стороны, демократия работает очень долго, так как она должна постоянно апеллировать к народу  и к прочим инстанциям, выбранным народом. К слову, любую демократическую страну легко завоевать во время выборов, если выборы настоящие.
Кроме того, важно понимать, что демократия -  не менее допускает тиранию, чем монархия. Управлять массами не так уж и сложно. В сущности, демократия воплощает в себе все недостатки прочих режимов, плюс, она довольно медленна. На обман народа уходит время и средства, притом, средства этого же народа.

Мыслитель:

– Но почему тогда все так почитают демократию? 

Аматэрасу:

–  Такая мода. Какая власть, таково и почитание. Всегда найдется массивная прослойка людей, которая более-менее довольна своей жизнью.   

Мыслитель:

– Но демократия – хорошая… 

Аматэрасу:

–  Для большинства, которое тянет общество вниз.   

Мыслитель:

– Но общество и существует для большинства. 

Аматэрасу:

–  Потому ему нельзя давать власть. Толпа – это хаос. Она часто работает себе во вред. И, самое страшное, что её не остановить.   

Глава X: Наследственность

Аматэрасу:

–  Есть еще один важный вопрос, который мы не разобрали. Это наследственность.   

Мыслитель:

– Ну, это, очевидно, минус…

Аматэрасу:

–  Нет. Плюс. Передача власти по наследственности имеет важное значение. В странах, где не существует наследственной передачи, никого не подготавливают к правлению. Правителями становятся любители. Наследника же или наследников с рождения подготавливают к правлению. Это важно.   

Мыслитель:

– Но не все имеют талант… 

Аматэрасу:

–  Как ни странно, среди большинства выборных президентов всего мира талантов было куда меньше, чем среди наследных правителей. Это литература описывает наследников глупыми и неготовыми, но это не так. Часто правители готовы управлять с ранних лет. И это большое отличие. Президенты горазды на болтовню, а наследникам не нужно болтать. Их дело – не риторика.
Вообще, любая политическая система, кроме монархии, поклоняется риторике. Короче говоря, кто лучше может обмануть народ словами. И страны с риторическим правлением представляют собой канат, который тянут то в одну, то в другую сторону. 

Мыслитель:

– Да. Это плохо.

Аматэрасу:

–  Наследственное правление – не самый худший вариант. Создавать же какое-то место, где готовятся правители, совершенно бессмысленно, так как лишь один-два человека из всех выпускников станут правителями. Нет, конечно, это возможно. Но эо бесчеловечно. 

Глава XI: Мировая полимонархия

Мыслитель:

– Ну, допустим, я согласен с тем, что во главе государства надо ставить императора. Но какова должна быть идеальная империя?

Аматэрасу:

–  Она должна быть полимонархией.   

Мыслитель:

– Чем? 

Аматэрасу:

–  Монархией, в которой существует великое разнообразие идей и мыслей, и гарантом этому многообразию служит император.   

Мыслитель:

– А без императора никак? 

Аматэрасу:

–  Без императора все начинает подчиняться моде. Вроде бы свободные системы становятся кнутом моды, душащим всех людей.   

Мыслитель:

– А император? 

Аматэрасу:

–  Если он правильно подготовлен, то он сможет ослаблять путы моды. И только тогда в мире будет свободомыслие. Мода – худший диктатор.

Мыслитель:

– Ладно, спасибо вам за разъяснения.  Я пойду.

Аматэрасу:

–  Удачи тебе, смертный.