Аматэрасу или об империях и императорах
Действующие лица:
Аматэрасу – японская богиня солнца.
Мыслитель – путешествующий по миру богов старец.
Место:
Храм Аматэрасу в Японии.
Глава I: Единство народа
Аматэрасу:
– Чувствую дух смертного.
Мыслитель:
– Да, я здесь, здравствуйте, о, великая богиня!
Аматэрасу:
– Привет, смертный. Но запомни одно. Не стоит желать богам здоровья. Это богохульство.
Мыслитель:
– Я постараюсь запомнить.
Аматэрасу:
– Чего же ты хочешь от меня?
Мыслитель:
– Я пришел поговорить с вами.
Аматэрасу:
– О чем же?
Мыслитель:
– О власти и властителях. Об империях и императорах. Мне кажется, что все это плохо, но вы покровительствуете этому. Всегда было интересно узнать причину этого покровительства.
Аматэрасу:
– Империя – лучший тип правление, если соблюдены все те каноны, которые я заложила в это понятие.
Мыслитель:
– И какие же это каноны?
Аматэрасу:
– Единство, многогранность, ценность, вера, понимание и уважение. Это то, что должен охранять каждый император. Как только император начинает преследовать личные цели, он сразу становится олигархом монополистом.
Мыслитель:
– Верно подмечено. Но за всю историю человечества не существовало ни одной правильной империи.
Аматэрасу:
– Это тебе так кажется.
Мыслитель:
– Кажется? Не думаю. Империи всегда были очень плохи.
Аматэрасу:
– Даже у худших империй есть преимущество перед прочими типами правления.
Мыслитель:
– Например?
Аматэрасу:
– Единство.
Мыслитель:
– Единство?
Аматэрасу:
– В империи люди подчинены одной цели. Они осознают, что надо сделать, а потому не идут на конфликт друг с другом.
Мыслитель:
– Но так получается, что одна личность может злоупотреблять своей властью.
Аматэрасу:
– Да, может. Но без риска нет подлинного единства. Все должны верить императору. Только так достигается мощь государства. Подлинное единство собирает вокруг себя народы, задает им цель, истребляет внутренние конфликты.
Мыслитель:
– Но и провоцирует внешние.
Аматэрасу:
– Это верно. Люди боятся силы.
Мыслитель:
– Но и сами империи провоцируют войны.
Аматэрасу:
– Конечно, потому что империя ничего не боится. Это еще одна положительная её сторона. Империя может бросить вызов любому врагу.
Мыслитель:
– Но в этом заключается её опасность.
Аматэрасу:
– Все могущественное всегда опасно.
Мыслитель:
– Это плохо.
Аматэрасу:
– Нет. Это оборотная сторона единства.
Мыслитель:
– Но что тогда в нем хорошего, если из-за него должны погибать люди?
Аматэрасу:
– Единство помогает от внутренних склок. В демократии никогда нет подлинного единства. Она всегда висит на волоске. Империя же твердо стоит на своем. Какой человек действует эффективнее: который знает, что хочет, или который не знает?
Мыслитель:
– Явно тот, который знает.
Аматэрасу:
– То же и с единством. Быть едиными – значит знать, что хотеть.
Мыслитель:
– Наверное, тут вы правы. Единство делает сильнее. Но не всегда империи едины. Иногда приходится добиваться единство силой.
Аматэрасу:
– Это не подлинное единство. Оно ложно. Подлинное единство строится на единении душ. Все мыслят как одна.
Мыслитель:
– Но это же уничтожает индивидуальности.
Аматэрасу:
– Да плевать на эти индивидуальности. Из-за них в мире одни конфликты. Ну, быть может, не совсем на них плевать, но если следовать по путям индивидуальности, то в итоге придешь к конфликту. Индивидуальности – это люди, имеющие свою собственную веру и свои собственные интересы. И обычно они довольно конфликтны и выступают против мира вокруг них. Это очень опасные люди.
Мыслитель:
– Но почему они опасны?
Аматэрасу:
– Потому что они не признают одного из главных объединяющих факторов.
Мыслитель:
– Какого же?
Аматэрасу:
– Величие государства.
Глава II: Величие государства
Аматэрасу:
– Признание величия государства – важная составляющая единства. Величие и единство – две части одного целого. Империя лучше всего понимает этот принцип.
Мыслитель:
– Но это же нацизм.
Аматэрасу:
– В некотором роде, но хорошая империя стремится объединить все нации. На самом деле, вся демократическая культура пытается показать низость и глупость империи, но они забывают о лучших её частях. Было бы странно, если бы в мире существовало множество бесполезных империй.
Мыслитель:
– Ну, они помогают проявляться тщеславию правителей.
Аматэрасу:
– Тщеславие правителей, во многом, легенда, которую используют противники империи в своих спорах.
Мыслитель:
– Но история говорит…
Аматэрасу:
– История лишь поверхностно диктует нам материал и делает акцент на великих событиях. А во времена великих перемен люди могут вести себя относительно странно. В общем-то, нельзя осуждать деятелей прошлого, так как мы о них почти ничего не знаем. Но величие империи – главное её достоинство.
Мыслитель:
– И как индивидуальности его задевают?
Аматэрасу:
– Обыкновенно они маргинально выставляют себя за пределы империи. Что создает проблемы им и другим людям.
Мыслитель:
– Но империи агрессивны.
Аматэрасу:
– Да, но это не из злобы. Часто за агрессией скрывается стремление всеобщего блага.
Мыслитель:
– К черту это стремление.
Аматэрасу:
– Ну, если бы не было агрессии в мире, то не было бы и великих достижений. Мир так работает. Жестокость порождает прогресс. И величие государства подчеркивает это. Если бы каждый был сам за себя, то ничего бы не менялось в мире.
Мыслитель:
– Иногда мне кажется, что это было бы к лучшему.
Аматэрасу:
– Возможно. Но в том-то и вся проблема. Есть две крайности: изменение и неизменность. Тот, кто видит ценность в изменении, должен признать, что самое эффективное изменение может происходить только в рамках тоталитарной империи. Империя концентрирует силы всего мира.
Мыслитель:
– И зачем это?
Аматэрасу:
– Величие империи и состоит в эффективности. Монархические системы правления эффективны, если эффективен монарх. Потому Платон, когда пишет свое «Государство» выводит на первый план фигуру философа правителя. Наилучшим режимом правления будет режим одного монарха. В этом подлинное величие. Пытаясь же разделить бразды правления между многими равными, мы лишь замедляем процесс управления. Да и вообще, мне всегда казалось, что для общества куда легче воспитать одного гениального и поразительного монарха, чем взращивать тысячи приемлемых чиновников. Погрешности в чиновничьем аппарате есть везде и их видно невооруженным глазом. Это связано с несовершенством массового подхода.
Мыслитель:
– Об этом потом. Я хочу узнать, для чего же государству нужно величие?
Аматэрасу:
– Чтобы сдерживать врагов и поддерживать друзей. Государства очень похожи на людей. Если бы без жертв и затраты ресурсов можно было бы создать самую могущественную в мире армию, то ни одно государство бы от этого не отказалось. Все дело в величии. Империя – это путь развития государства по направлению к наибольшему величию.
Мыслитель:
– А величие для защиты и нападения? Как-то жестоко. Мне даже страшно. Зачем защищаться и нападать?
Аматэрасу:
– Не нужно делать вид, что демократия не воюет. Воюют все. Нет ни одного мирного режима правления. И все руководствуются благими целями. Да, это ужасно, но это правда. Кровь льется со всем сторон не только в империи.
Мыслитель:
– Но битв стало меньше.
Аматэрасу:
– И меньше величия. На самом деле, демократические страны – слабы духом. В них нет единства, но есть разрозненность. Те доли единства, которые в их сохраняются, существуют благодаря пропаганде. В сущности, тот же обман и внушение массам воли одного человека или небольшой группы людей. Только работоспособность куда меньше. Но кровь есть. Есть смерти за определенные принципы.
Мыслитель:
– Но на данный момент демократические государства самые сильные.
Аматэрасу:
– Это не удивительно. Так совпало, что они возглавили технический прогресс. Чистая случайность.
Глава III: Объединение мира
Аматэрасу:
– А сейчас очень важная часть нашего разговора. Важно понимать, что лучший мир – это единый мир. Когда все государства станут одним, тогда наступит мир. Империя преследует эту цель в первую очередь. Да, часто посредством войн. Но война – это единственный язык, понятный всем государствам и людям. Нет ни одного человека, который не понимал бы язык войны. К сожалению, это так.
Мыслитель:
– Но войны – это ужасно.
Аматэрасу:
– На самом деле, империя – это такое государство, которое может обойтись минимумом войн. Она внушает страх и почтение.
Мыслитель:
– И зачем же миру объединяться?
Аматэрасу:
– Я же уже объяснила. Это единственный шанс на мир во всем мире. Конечно, будут разные заварушки, но никаких крупных проблем больше не будет. И каждое государство пленено этой мечтой. Демократы хотят, чтобы в мире царила демократия. Императоры мечтают распространить свою империю. Это правильное стремление. Потому что только через него можно объединить всю планету. Без этого стремления всегда будут противоборствующие стороны.
Мыслитель:
– Парадокс. Война получается из стремления к миру. А почему бы просто не оставить всех к чертям и не заниматься своими делами?
Аматэрасу:
– Потому что тогда тебя завоюют те, кто желает тебя завоевать. Страны не могут доверять друг другу. И, отличие от мира людей, в мире государств правит закон сильнейшего. Кто сильнее, тот и прав. И, самое забавное, что сильнейшему ничего нельзя сделать. Другие государства безоружны. А когда два сильнейших государства объединятся, то они медленно истребляют другие государства. Таков закон политических джунглей. Лишь политика всеобщего сдерживания как-то регулирует поведение государств. Сильные сдерживают сильных.
Мыслитель:
– Ну, лучше так, чем война.
Аматэрасу:
– Не лучше. Так мир висит на волоске.
Мыслитель:
– Почему?
Аматэрасу:
– Когда есть две сильные стороны, то это значит, что в любой момент может начаться большая война.
Мыслитель:
– Потому нельзя остановиться?
Аматэрасу:
– Да. Только единый мир-государство – единственное спасение для людей. И то лишь в теории. На практике еще никто не добивался мирового господства.
Мыслитель:
– Звучит высокомерно.
Аматэрасу:
– Да, высокомерно. Но тогда в мире не будет больше внешней политики. Все проблемы станут внутренними. А проблемы внешние абсолютно не зависят от нас. В это их двойная беда.
Мыслитель:
– И для этого нужно мировое господство?
Аматэрасу:
– Да.
Мыслитель:
– Но почему бы тогда не разделить власть над миром между несколькими людьми?
Аматэрасу:
– Склоки. Наличие непререкаемого авторитета императора решает и эту проблему.
Мыслитель:
– Но сколько проблем порождает!
Аматэрасу:
– Нисколько.
Мыслитель:
– Разве?
Аматэрасу:
– В империи все проблемы могут заключаться в императоре. И если люди избрали плохого императора, то это конец империи. Просто так получалось, что к власти приходили не самые подходящие люди. Подходящие же скромно стояли в сторонке и молчали.
Мыслитель:
– Но почему?
Аматэрасу:
– Не у всех мудрецов хватит храбрости захватить мир.
Мыслитель:
– Это верно. Но зачем вообще его захватывать? Это же жестоко.
Аматэрасу:
– Иногда чем-то приходится жертвовать.
Мыслитель:
– Миром?
Аматэрасу:
– Людьми. К сожалению.
Мыслитель:
– А иначе никак?
Аматэрасу:
– Люди сами загнали себя в такую ситуацию. На данный момент, иначе никак.
Глава IV: Ускорение развития мира
Аматэрасу:
– Но у империи есть еще один плюс, о котором я уже говорила. Империя концентрирует усилие, а потому её развитие ускоряется в разы.
Мыслитель:
– Но не все империи были развитыми.
Аматэрасу:
– Это верно, опять же, все зависит от императора.
Мыслитель:
– Получается, что если император хорош, то и империя будет процветать и развиваться?
Аматэрасу:
– Именно.
Мыслитель:
– Но почему развивается демократия?
Аматэрасу:
– Потому что сейчас в мире смертных не настоящая демократия. Есть правило: чем больше человек с разными вкусами и интересами подходят к управлению государством, тем оно медленнее развивается. Это обусловлено тем, что каждый тянет одеяло управления в свою сторону.
Мыслитель:
– Понятно. Ну, да, тогда один правитель концентрирует все на себе. И это, с одной стороны, хорошо, если правитель – лучший из людей. Но если он такой же, как и все остальные?
Аматэрасу:
– То крах. Император эффективнее советов как в построении государства, так и в его крушении.
Мыслитель:
– Интересно. Получается, люди следуют не самому эффективному пути.
Аматэрасу:
– Да, обычно так и происходит. Но им хорошо.
Глава V: Авторитет императора
Аматэрасу:
– Но есть еще один важнейший пункт, который просто необходим для развития и единства.
Мыслитель:
– Какой же?
Аматэрасу:
– Беспрекословный авторитет императора. Император должен быть богом.
Мыслитель:
– А не перебор ли это?
Аматэрасу:
– С одной стороны, конечно. Но, с другой, это необходимо для того, чтобы сплотить людей. Бог нужен для того, чтобы сплотить.
Мыслитель:
– Но часто получается иначе.
Аматэрасу:
– Не перевирай. Всегда концепция бога объединяла группы людей. Проблема же в том, что у разных людей разные боги. Потому группы шли друг против друга. Но то же и с любой другой идеей. Концепции богов не виноваты в конфликтах. Так устроены все мнения.
Мыслитель:
– Но все ли?
Аматэрасу:
– Да, мнения противопоставляют людей друг другу. На самом деле, каждый человек живет в мире. В сущности, мнения и есть синоним богов.
Мыслитель:
– И что это значит?
Аматэрасу:
– Что правитель должен стать верховным мнением для всех. Это единственный гарант равенства мнений. Только из уважения к правителю можно отложить внутренние конфликты.
Мыслитель:
– Но почему они всегда были?
Аматэрасу:
– А когда люди подлинно уважали своего правителя?
Мыслитель:
– Это верно. Обычно все перевороты и жестокости происходили в мире из-за неуважения.
Аматэрасу:
– Так вот, суть довольно проста, надо объединить весь мир и поставить на его вершину богоподобного мыслителя, которого все чтут и уважают.
Мыслитель:
– Мыслителя? Но почему?
Аматэрасу:
– Потому что он может мыслить, конечно. Вообще, изначально все государства – сотворены мыслью. Странно, что ими управляют люди, не способные мыслить.
Мыслитель:
– И для чего нужен авторитет императора? И не должен ли он его заслужить?
Аматэрасу:
– Люди не всегда понимают то, что желает сделать правитель. Если начнутся разногласия, то и приказ будет выполнен недостаточно хорошо. Понимаешь, смертный, сомнения порождают помехи, а помехи порождают неправильное выполнение. Когда приказ выполнен неправильно, то, вероятно, и следствия этого приказа будут губительны. И сомнения оправдаются.
Замкнутая цепочка сомнений. Конечно, если исполнитель сомневается, то и дело не получится. А если дело не получится, то и не зря сомневался. И так всегда. Именно поэтому император должен быть богом. Иногда сомнения неуместны.
Глава VI: Обожествление императора
Мыслитель:
– Но почему его надо именно обожествлять? Уважения не достаточно?
Аматэрасу:
– Уважение – это прерогатива двух равных людей. Этого не достаточно.
Мыслитель:
– Но разве это плохо?
Аматэрасу:
– Этого мало. Суть заключается в том, что любая возможность осуждения императора – уже вредит империи.
Мыслитель:
– Но тогда император должен быть невероятно умен.
Аматэрасу:
– Безусловно. Нельзя делать дурака императором. Император должен быть по определению одним из лучших.
Мыслитель:
– Ну, если он таков, то что делать другим лучшим?
Аматэрасу:
– Смириться. Бог может быть только один. Если богов будет много, то они станут причиной конфликтов. Это старое правило. Любое разделение вносит в систему внутренний конфликт.
Мыслитель:
– И потому вы защищаете всеединство.
Аматэрасу:
– Не совсем. Я говорю о плюрализме, окруженного единством и пониманием. Люди могут свободно мыслить и действовать, но у них должна быть одна общая для всех идея: идея божественности императора.
Император – посредник между мнениями людей. Закон, установленный им, божественный закон. Только это условие делает его императором.
Мыслитель:
– Но если он глупец, то это означает конец государства.
Аматэрасу:
– Да…
Глава VII: Император и империя едины
Аматэрасу:
– И это связано в тем, что император и империя –едины. Критикуя императора, критикуешь империю. Это с одной стороны. Но, конечно, сам император не должен забывать о том, что к мнению других можно и должно прислушиваться.
Мыслитель:
– Но тогда зачем нам император?
Аматэрасу:
– Он принимает финальное решение. Все высказались. Он принял решение. Итог. Все. Больше никаких споров. Делаем. Империя работает.
Мыслитель:
– Но споры иногда…
Аматэрасу:
– Нет, не помогают.
Мыслитель:
– Почему?
Аматэрасу:
– Потому что наступает момент, когда не нужно спорить. Иногда даже не лучше решение будет влиять положительно, если выполнено оно на совесть. Император не всегда должен принимать лучшие решения. Вопрос лишь в том, чтобы другие выполняли его приказы на совесть. Если же все хотят поспорить с императором, то какой смысл что-то решать?
Мыслитель:
– Верно.
Аматэрасу:
– Суть в том и состоит, что император – это империя, сконцентрированная в одном человеке. Не так важно, умнейший ли он или благороднейший. Важно, чтобы его приказы выполнялись. Как только приказы перестают выполняться, начинается смута.
Мыслитель:
– Но иногда это полезно, если император плох.
Аматэрасу:
– Нет. Потому что людям не дано отличить мудрого императора от глупого. Все относительно. У каждого человека может быть свое мнение по этому поводу. Бывали времена, когда люди империи жили свободнее, чем сейчас, в демократии. Но многим просто не нравится такой режим правления. Потому они будут против.
Мыслитель:
– Действительно. Но что делать? Как совместить свободу с единоличным правлением7
Аматэрасу:
– Мудростью императора.
Глава VIII: Любовь и верность империи
Мыслитель:
– Не слишком ли многое ложится на плечи одного человека?
Аматэрасу:
– Не одного. Граждане все с ним. Они должны любить империю, должны быть ей верны. Только так можно достигнуть всеобщего процветания. Император же олицетворяет империю. Тот, кто любит империю, должен любить и императора.
Мыслитель:
– Но почему? Можно любить народ и не любить правителя.
Аматэрасу:
– Не совсем так. Народ и правитель – это две полезные иллюзии. На самом деле, это просто роли. Нет истинного правителя. Нет народа. Народ – это лишь иллюзорное обобщение.
Мыслитель:
– Но как же так?
Аматэрасу:
– Все очень просто. Человеку для жизни нужны предрассудки. Без предрассудков человечество не смогло бы добиться своего величия. Одним из предрассудков является и обобщение малосвязанной группы людей в народ. Удивительно, но этот «народ» не видел большей части своих представителей. Народ – это теория. На практике его нет.
Мыслитель:
– Допустим. И что?
Аматэрасу:
– То, что все должны играть свои роли. Конечно, играть главную роль куда интереснее. Но многие люди просто для этого не предназначены. Потому им нужно смириться. И не просто смириться, но и принять свою роль народа и любить свою империю, потому что это самый выгодный путь для всех. Многие люди страдали лишь от того, что не могли принять этого.
Мыслитель:
– Страшно.
Аматэрасу:
– Но во многих казнях часто нет вины правителей. Они отдают приказы не от своего имени.
Мыслитель:
– А от чьего?
Аматэрасу:
– От имени империи. Практически каждый громкий правитель следовал той или иной идее, являющейся, прежде всего, идеей его империи. В итоге, нет ни одно самостоятельного правителя. Правитель тоже правит не от своего имени.
Глава IX: Вред демократии
Аматэрасу:
– А теперь перейдем к демократии.
Мыслитель:
– А что в ней не так?
Аматэрасу:
– Это один из самых неэффективных режимов правления. Кроме того, один из самых управляемых. Демократия слаба. Она очень слаба. В современном обществе демократию спасает только техническое превосходство над прочими странами.
Поясню. С одной стороны, демократия работает очень долго, так как она должна постоянно апеллировать к народу и к прочим инстанциям, выбранным народом. К слову, любую демократическую страну легко завоевать во время выборов, если выборы настоящие.
Кроме того, важно понимать, что демократия - не менее допускает тиранию, чем монархия. Управлять массами не так уж и сложно. В сущности, демократия воплощает в себе все недостатки прочих режимов, плюс, она довольно медленна. На обман народа уходит время и средства, притом, средства этого же народа.
Мыслитель:
– Но почему тогда все так почитают демократию?
Аматэрасу:
– Такая мода. Какая власть, таково и почитание. Всегда найдется массивная прослойка людей, которая более-менее довольна своей жизнью.
Мыслитель:
– Но демократия – хорошая…
Аматэрасу:
– Для большинства, которое тянет общество вниз.
Мыслитель:
– Но общество и существует для большинства.
Аматэрасу:
– Потому ему нельзя давать власть. Толпа – это хаос. Она часто работает себе во вред. И, самое страшное, что её не остановить.
Глава X: Наследственность
Аматэрасу:
– Есть еще один важный вопрос, который мы не разобрали. Это наследственность.
Мыслитель:
– Ну, это, очевидно, минус…
Аматэрасу:
– Нет. Плюс. Передача власти по наследственности имеет важное значение. В странах, где не существует наследственной передачи, никого не подготавливают к правлению. Правителями становятся любители. Наследника же или наследников с рождения подготавливают к правлению. Это важно.
Мыслитель:
– Но не все имеют талант…
Аматэрасу:
– Как ни странно, среди большинства выборных президентов всего мира талантов было куда меньше, чем среди наследных правителей. Это литература описывает наследников глупыми и неготовыми, но это не так. Часто правители готовы управлять с ранних лет. И это большое отличие. Президенты горазды на болтовню, а наследникам не нужно болтать. Их дело – не риторика.
Вообще, любая политическая система, кроме монархии, поклоняется риторике. Короче говоря, кто лучше может обмануть народ словами. И страны с риторическим правлением представляют собой канат, который тянут то в одну, то в другую сторону.
Мыслитель:
– Да. Это плохо.
Аматэрасу:
– Наследственное правление – не самый худший вариант. Создавать же какое-то место, где готовятся правители, совершенно бессмысленно, так как лишь один-два человека из всех выпускников станут правителями. Нет, конечно, это возможно. Но эо бесчеловечно.
Глава XI: Мировая полимонархия
Мыслитель:
– Ну, допустим, я согласен с тем, что во главе государства надо ставить императора. Но какова должна быть идеальная империя?
Аматэрасу:
– Она должна быть полимонархией.
Мыслитель:
– Чем?
Аматэрасу:
– Монархией, в которой существует великое разнообразие идей и мыслей, и гарантом этому многообразию служит император.
Мыслитель:
– А без императора никак?
Аматэрасу:
– Без императора все начинает подчиняться моде. Вроде бы свободные системы становятся кнутом моды, душащим всех людей.
Мыслитель:
– А император?
Аматэрасу:
– Если он правильно подготовлен, то он сможет ослаблять путы моды. И только тогда в мире будет свободомыслие. Мода – худший диктатор.
Мыслитель:
– Ладно, спасибо вам за разъяснения. Я пойду.
Аматэрасу:
– Удачи тебе, смертный.