Незапланированные раскопки Гл. 3

Клименко Галина
Гл.3


Ни о какой работе с утра не могло быть и речи, археологи даже на курган не поднимались, они ждали когда прилетит вертолёт и все поочерёдно обращали свой взор к горизонту, откуда должна была появиться долгожданная вертушка. Настроение у учёных тоже было разным: Костя сразу всех заверил, что улетает в Ростов вместе с телом погибшего товарища. Илья с Русланом тоже с удовольствием бы это сделали, но лишь до поры побыть в городе, пока эксперты не объяснят причину смерти Олега. Им было страшновато, но всё же перевешивало то, что Кучумов знающий профессионал и если сейчас он почуял, что-то ценное в этом месте, то, значит, так оно и есть.

Хотелось ни то, чтобы славы, а просто если рассудить, ну кто откажется от какой-то значимой находки, после которой и вес твой в обществе значительно повысится, и материальное положение в том числе. Столкнуться с чем-то доселе неизведанным и важным для науки - это мечта каждого археолога.
Один Кучумов был непреклонен. Боялся ли он в тот момент, как будто над ними уже витают какие-то потусторонние силы и что всех их ждёт неминуемая гибель? Конечно, Андрей думал об этом. Но сам себе не мог объяснить своего жадного рвения до будущих раритетов, что даже все замаячившие перед ними опасности отступали на второй план. Но уверенность в необычном секрете, скрывающимся под толщей земли, не вызывала сомнений.

Завтракать отказались. Ну кому кусок в горло полезет после всего? Андрей пытался вернуть коллег, если так можно выразиться, в уравновешенное состояние души, налил себе чаю и достал из коробки сыр для бутербродов. Но никто и взгляда не кинул в его сторону, ну и он тоже всё бросил, в одиночестве принимать пищу не появилось даже малейшего желания.

Наконец, вдали на небе замаячила маленькая чёрная точка, которая быстро увеличивалась в размерах, и уже для всех было очевидно, что это летит к ним вертолёт, посланный из их научно-исследовательского института. Всех волновал вопрос, кто явится за телом Знаменского? Дело в том, что они особенно не распространялись о чём-то подозрительном, будто их что-то здесь настораживало, а всего лишь доложили о произошедшей трагедии. Поэтому, кроме лётчика и пары медиков, на борту больше никого и не было. Кучумов облегчённо вздохнул.
Пока врачи поверхностно осматривали покойника, Костя собрал свои вещи и направился к вертолёту.

-   Может передумаешь?   -   окликнул его Андрей.

Но Лозинский даже не обернулся, а просто отрицательно качнул головой и бросив вперёд себя рюкзак, потом и сам проворно заскочил в уютный спасительный салон. Илья и Руслан с завистью проводили его взглядом, Кучумов заметил это и тут же, с наигранным воодушевлением, промолвил:

-   Ничего, ребята, он ещё пожалеет, что не остался!

-   Так-то оно так...  -  тихо ответил ему Илья.  -  Только бы мы потом ни о чём не пожалели.

-   Илья, прекращай разлагать дисциплину! Раз уж ты со мной, то и веди себя подобающим образом.  -  одёрнул его старший группы.

Андрей специально наблюдал, как лётчик, Степан Егорович Зуев и Костя, о чём-то оживлённо беседуют, и тут же Степан Егорович выпрыгнул из кабины.

-   Андрюха, может не стоит рисковать? Я бы советовал и вам покинуть эти края.

-   Что, уже наябедничал?  -  Кучумов дёрнул плечом в сторону вертолёта, имея в виду Костю.

-   Да ничего он не ябедничал. Это я у него допытывался, что у вас тут происходит? Ну, а Костя честно и ответил. А почему я спрашиваю об этом... Когда в тот раз доставлял вас сюда, то что-то неладное творилось с управлением. Стрелки куда-то ползли на приборах, в ушах шум непонятный образовался, но я промолчал, чтобы вас не пугать, а сам думал, может, что с машиной? Но вертолёт сразу проверили, всё в норме да и не старый он, всего-то три года ему... Я посчитал, что это ветер виноват, ведь нас кидало в воздухе как теннисный мячик, так, мало ли? Но сегодня то же самое повторилось, когда стал приближаться к этой степи, а тут ещё и смерть Олега, вот я и связал всё воедино. Андрюха, даже ради науки глупо подставлять собственные жизни, мы живём на свете всего раз. Веришь, что-то гадко мне тут, вот внутри всё выворачивает наизнанку и страх какой-то необъяснимый, аж мурашки по спине. Давайте с нами, а? А то, как бы чего не вышло...

-   Егорыч, и ты туда же? Да это просто совпадение. Ну что, собственно, стряслось такое, чтобы из рук вон? Ветер ночью? Так и что? Мы вроде не знаем, что такое ветер. Олег умер? Ну, бывает, что и молодые раньше времени нас покидают, на то Божья воля. Почему надо всё связывать с этим злополучным курганом, а, Егорыч?

-   Да я никого ни с чем не связываю, а просто выражаю свои мысли. Ты уже взрослый мальчик, я тебе не указ. Поступай со стечением обстоятельств, как посчитаешь нужным. Я, Андрей, никуда не лезу. Кто, кто, а ты в курсе, сколько лет я с вами работаю и у меня тоже уже есть кое-какие знания. Плохо мне на душе, плохо... И Олег тоже умер не просто так.

-   Хорошо, договорились, Егорыч, пусть твоё мнение остаётся с тобой, а моё - со мной. Но у меня просьба - заберите ту плиту в лабораторию.  -  Андрей указал рукой на самый верх кургана.  -  Мы поверхностно её протёрли от грязи, но нужна более профессиональная обработка.

-   Не-не, Андрей!   -  затряс головой старый лётчик.  -  Что угодно, но от этого  меня уволь. Я не стану брать на борт эту бесовщину. И тебе предлагаю положить её обратно в яму и закопать... И где он взялся со своей дохлой собакой, этот чабан?

-   Ну и ладно. Не возьмёшь, так не возьмёшь. Я найду, чем её потом перевезти.  -  обиделся Кучумов и сухо распрощался с лётчиком.

Вертолёт удалялся, а Илья и Руслан и с места не сдвинулись, всё смотрели ему вслед. Кучумов понимал, что трудно будет заставить их приступить к раскопкам, он видел, что парни тянут время и совсем не горят желанием подниматься на вершину опасного участка. И какая радость засветилась в их глазах, когда к ним подкатил уже знакомый тракторист с бочкой воды. Всё же, им давались ещё дополнительные минуты, чтобы провести их тут, внизу.

-   Привет вам, граждане учёные!  -  привычно поздоровался с ними местный житель. -  Я вам тут гостинцев привёз. Директор распорядился угостить вас овощами, что у нас выращивают, и хлебом с нашей пекарни. Он ещё горячий, под утро испекли.  -  мужчина болтал, вытаскивая из кабины мешок и объёмную сумку.  -  Вот, кушайте на здоровье!... А чего это вы не все, а где ещё двое?

-   Один умер, другой улетел.  -  вырвалось у Ильи. За это его Кучумов наградил недовольным взглядом, но было поздно.
Тракторист застыл в смешной позе, с поднятыми руками, потому что собирался вновь запрыгнуть за руль.

-   Шутите?

-   Да нет, не до шуток.  -  продолжил Руслан.  -  Вы разве не заметили, что к нам вертолёт прилетал? Вот на нём и увезли Костю и тело Олега.

-   Тело Олега? Это тот качок здоровый? Вот никогда бы не подумал... Дела... А что ж такое?

Внезапно Кучумов вмешался в разговор, дабы извлечь из этого пользу.

-   Вот скажи нам, уважаемый, ты давно тут проживаешь?

-   Ну да... С рождения.  -  несколько растерянно ответил тот, не понимая, куда клонит чужак?

-   И что, у вас всегда здесь было спокойно? Я имею в виду в степи, вот на этой территории?

-   Да нормально, а чего?  -  мужчина переводил взгляд с одного археолога на другого и до сих пор пребывал в неведении, чего от него хотят?

-   Что и требовалось доказать!  -  тут же воскликнул Кучумов.  -  Люди здесь, всю свою сознательную жизнь ведут скромное существование и никаких случаев не выявлено. Или думаете, они не поднимались на эту вершину? Ещё как, особенно детвора. Уверен. Также и тот чабан... Он ведь тоже копал, но почему-то до сих пор здравствует! А вы, извиняюсь, как бабы трусливые, вбили себе в головы чёрт знает что и мне из-за вас никакого покоя.   -  Андрей распалялся всё больше и больше, заручившись поддержкой тракториста, но тот внезапно его перебил:

-   Да нет, чабан уже не здравствует, если вы Заура имеете в виду. Его вчера похоронили. Утонул. Там речки той, воробью... В общем, сами удивляемся... Да и трезвый был...  -  потом, вдруг на его лице мелькнула тень страха.  -  Ёшки-матрёшки! Получается, прав Саня Донецкий?!

-   Какой ещё Саня?  -  Кучумов был ошарашен новостью о чабане, а тут ещё какой-то Саня... И что всё это значит?

-   Да есть у нас в деревне один инвалид. Лет двадцать назад они с компанией отмечали майские в этой степи и когда шли обратно, после гулянки, пьяный Саня залез на этот бугор,  -  тракторист указал на курган.  -  и станцевал на нём, так, для всеобщего веселья. Ну поржали и по домам разошлись. Но на утро Саня не смог стать на ноги, они у него висели, как тряпки и он ими абсолютно ничего не ощущал. Все так и подумали, что это от постоянных возлияний, но потом Саня сказал, что ему сон кошмарный приснился, будто всадник какой-то, без лица, гонялся за ним и коротким мечом отрубил ему обе ноги. Все снова посмеялись и никто ему не поверил, ну, он и перестал поднимать эту тему. А вчера подкатил на похороны в инвалидной коляске и заверил, что Заура погубил тот воин, который ему снился. Потому что, Заур копал могилу для собаки именно на том запрещённом участке. Ему опять не поверили, а теперь вот и у вас беда...

-  Николаич, как хочешь ругайся, но мы должны повидаться с этим человеком.  -  быстро заговорил Илья.  -  Руслан, ты со мной?  -  тот кивнул, довольный, что убирается отсюда подальше.

-   Ваше право.  -  проворчал Кучумов.  -  Я никого не держу. Хоть все отсюда разбежитесь, а я всё равно останусь.