Скульптурные группы П. Клодта на Аничковом мосту

Тина Свифт
Вторая четверть 19 века - это эпоха кризиса и упадка идейных концепций и творческих принципов классицизма, который когда-то сыграл огромную прогрессивную роль в истории русского искусства. Но с середины 1820-х годов утратил былую свою силу, вырождаясь в официальную, застылую доктрину академической школы.

Эта эпоха измельчания и увядания романтических тенденций, едва успевших расцвести в творчестве К. П. Брюллова и молодого А.А. Иванова, в скульптуре Ф. П. Толстого. Это - эпоха зарождения и первоначального становления критического реализма, которому принадлежало будущее.

Художественные течения второй четверти 19 века не только отрицали и вытесняли друг друга, но и оказывали влияние, часто сближаясь и даже переплетаясь между собой и придавая русскому искусству того времени неистребимый отпечаток эклектизма. Следы его заметны в произведениях тех больших русских художников, молодость и творческое формирование которых совпали с эпохой 1830-1840-х годов. Эпоха, которая началась беспощадным подавлением восстания декабристов (1825), а завершилась тяжёлым внутренним кризисом и поражением России в Крымской войне (1856). Между этими двумя датами протянулась долгая глухая пора правительственной военно-политической реакции - "царство мглы", как обозначили современники. Но в этом "царстве мглы" шла ожесточённая война идей. А для прогрессивных сил эпохи главный вопрос, "великий вопрос", как назвал его Герцен, заключался в отыскании пути и возможности приобщить народ к общественному движению.

Николаевская реакция не смогла остановить неотвратимое развитие социального прогресса в общественной идеологии и искусстве. Передовая русская литература 1830-1840-х годов, давно преодолевшая устарелые нормы и каноны классицизма, с необыкновенной силой выразила общественные потребности своей эпохи и могущественно
содействовала демократизации всех сфер искусства.

В поэмах и повестях Пушкина и Лермонтова, в прозе и драматургии Гоголя сложилась эстетическая система реализма, создавшая качественно новый метод творческой типизации действительности.

Существует известная неравномерность в темпах развития отдельных областей культуры этого времени. Изобразительные искусства значительно отставали от литературы, но в целом развивались в том же направлении: от аллегорических тем и застывших норм классицизма к живому реалистическому постижению и отражению современной действительности.

С большой силой в живописи выступил П. А. Федотов - самый крупный из русских художников 1830-1840-х годов. Гораздо слабее проявились эти тенденции в скульптуре, с трудом освобождавшейся от тяжкого груза академических традиций.

Однако и скульптура 1830-1840-х годов в лице её лучших представителей не оставалась в стороне от прогрессивных идейно-художественных тенденций эпохи. И особенно значительную роль в формировании русской реалистической пластики сыграла творческая деятельность П. К. Клодта.

                -------

Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в 1805 году в Петербурге. Как и Федотов, он получил военное образование, и некоторое время служил офицером.

Он стал скульптором вопреки сословным предрассудкам, запрещающим заниматься искусством.

Клодт принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье. Предки его были рыцарями, а прапрадед, генерал-майор шведской службы, прославился как храбрый воин и один из видных деятелей Северной войны. Отец скульптора, боевой генерал, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Его портрет имеется в Военной галерее Зимнего дворца.

По давней семейной традиции юный Клодт готовился стать военным. В 1822 году он приехал в Петербург и поступил в артиллерийское училище. Но при малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш. Повсюду, где представлялся случай, - в манеже, на улице, в поле, на конных ярмарках - он изучал движения, позы, аллюры и повадки лошадей. Он наблюдал их скачущими, взвивающимися на дыбы, идущими галопом, рысью и шагом или спокойно стоящими. Постигая строение коня, превращая его в объект художественного творчества, Клодт не имел другого наставника, кроме натуры.

После окончания артиллерийского училища Клодт получает офицерский чин. Но страсть к искусству оказывается сильнее военных традиций семьи. И после непродолжительной службы в учебной артиллерийской бригаде подпоручик барон Клодт круто меняет свою судьбу. Он отказывается от военной карьеры и в 1828 году выходит в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре.

В течение двух лет Клодт учится без помощи руководителя, работая с натуры и копируя произведения античной и современной пластики. А с 1830 года он становится вольнослушателем Академии художеств и сближается с её творческой средой, которая высоко оценивает дарование начинающего скульптора.

Одарённость Клодта и его трудоспособность приносят плоды, быть может раньше, чем ожидал сам скульптор. Статуэтки Клодта, изображающие лошадей, стали широко распространяться ещё в начале 1830-х годов.

В 1831 году он получает большой правительственный заказ и вместе с опытным скульптором С. С. Пименовым принимает участие в работе, связанной со скульптурным оформлением арки триумфальных Нарвских ворот.

По модели Клодта в 1833 году выполнена из кованной меди шестёрка коней, впряжённых в колесницу Славы, установленную на аттике арки. Клодт внёс много нового и оригинального. В отличие, например, от коней Демута-Малиновского и Пименова на арке Главного штаба кони Клодта представлены скачущими и взвивающимися на дыбы, придающие всей скульптурной композиции характер бурного движения и порыва.

Однако эта первая работа в целом ещё принадлежит искусству классицизма. Новаторские и реалистические тенденции творчества Клодта проявятся несколько позже.

Вероятно, в конце 1832 или начале 1833 года Клодт получает новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных груп "Укротители коней", предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группам заняла почти двадцать лет и стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора. В августе 1833 года модели обеих групп были уже готовы. утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой Клодта. Было принято решение выполнить обе группы в большом размере, а Клодта избрать академиком, в отличие от питомцев академии, которые получали это звание только после завершения пенсионерского стажа.

Клодт добивается признания наперекор официальной идеологии и эстетике кругов, руководивших искусством, и, в сущности, вопреки тому художественному направлению, которое поддерживала и возглавляла Академия. Развитие творчества Клодта не укладывалось в общепринятые нормы.

Клодт - профессор Академии художеств, руководитель её скульптурного класса, признанный и высоко ценимый мастер, исполнитель больших государственных заказов, осуществляемых под наблюдением и контролем академического начальства, которое в годы царствования Николая I, было образцом рутинёрства и реакционности в искусстве; и вместе с тем Клодт - предтеча реализма в русской скульптуре, создатель анималистического жанра, принципиальный и смелый новатор. В судьбе художника действительно была эта двойственность, характерная для переломной эпохи, пережитой русским искусством во второй четверти 19 века.

Метод работы Клодта и его творческое мировоззрение сформировались в стороне от влияния признанных академических авторитетов. Работа с натуры дисциплинировала художественное мышление скульптора, помогла ему осознать и продумать свои эстетические позиции. Он исходил от непосредственных впечатлений действительности и стремился к жизненной правде, к простоте и естественности творческих решений. Именно поэтому он и оказался более подготовленным лучше других к восприятию прогрессивных тенденций, которыми жило в то время передовое русское искусство.

Однако и наследие классицизма не было чуждо Клодту. Почти вся сознательная жизнь его прошла в Петербурге. И учился он скульптуре не столько в мастерских Академии, сколько на улицах и площадях родного города. Прекрасные памятники прежних мастеров - Фальконе, Козловского, Щедрина и старших его современников стали для Клодта не только источником эстетических впечатлений, но и высоким образцом профессионализма в искусстве. Он не подражал произведениям петербургской городской скульптуры, напротив, любое подражание для него было ненавистным. Клодт сумел отнестись к своим образцам вполне самостоятельно и творчески. Раскрывая внутренние закономерности скульптуры классицизма, он поднимал и развивал те её стороны, которые сохранили жизнеспособность и художественную актуальность. Он умел ценить высокую содержательность произведений русской классической пластики, их подлинную монументальность и органичную связь с архитектурой. Своеобразие реалистической эстетики Клодта заключается в том, что она не порывает с традицией классицизма, не отрекается от её достижений, а как бы вбирает их в себя и перерабатывает в соответствии с потребностями и запросами нового времени. Клодт, таким образом, в первом периоде своей деятельности, к которому относятся группы "Укротителей коней", явился не только новатором, но и приемником традиций национальной скульптуры.

Работа над "Укротителями коней", прерванная на тот период, когда Клодт был занят скульптурой Нарвских ворот, возобновилась с середины 1830-х годов. В это время в Петербурге уже шла подготовка к перестройке Аничкова моста. Клодт заинтересовался проектом ещё до того, как начались строительные работы, и выступил с предложением установить скульптурные группы не на Адмиралтейском бульваре, а на новом Аничковом мосту.

Продолжение следует