Иванушка-дурак и волшебная птица каруд

Александр Фефилов 2
          Незадолго до того, как Иван появился на Белый Свет, ровно в навий день, когда все вспоминали усопших, его матушка Марфа перелезла через забор на подворье своих родителей, потому что намеревалась сократить свой путь в гости. Она не захотела идти  по последнему талому снегу до калитки вдоль длинного забора. Хоть забор и не был высоким, приземление матушки на земную твердь было недостаточно мягким, поэтому Иванушка родился чуть раньше положенного срока.
Когда Иванушка подрос, он стал ходить по деревне, прислушивался, о чём говорят люди; любил бродить также один по окрестностям. Он был крупным и медлительным мальчиком, разговаривал, как многим казалось, затейливо и как-то странно. Деревенские дети стали называть его Ивашкой-дурашкой. Иванушка не обижался, а в ответ на поддразнивания приговаривал: "Я Ивашка-неваляшка, на голову упавши, но не умерши".
Он не любил играть со своими сверстниками и ни с кем не водился. "Какой прок носиться по улицам взапуски, только зря силы тратить". На уговоры мальчишек пойти поиграть с ними в прятки, спрашивал:
-  Нашто от кого-то прятаться? Пошто искать понарошку, когда можно найти нибудь-што в лесу? Чудо нибудь-какое! Вам всё будь, а мне нибудь!
Иванушка и впрямь часто бродил по перелескам, лежал на полянках, на пригорочках, слушал щебетанье птиц, смотрел на синее небо, на солнышко, скрывающееся за белыми тучками. Он собирал сладкие ягодки и сразу же их съедал. Однажды он забрел далеко в лес и выбрался сквозь заросли к самому болоту. Там он увидел высокое, ветвистое дерево, почти на самой верхушке которого было свито огромное гнездо. Из гнезда разносился тревожный крик птенцов.   
      -  Чудно!
Присмотревшись, Иванушка увидел, что к гнезду подбиралась огромная змея. Она обвивала ствол дерева и громко шипела. Иванушка отломил остроконечный сук от лежащего рядом, сваленного дерева и стал взбираться на верх к гнезду. Он успел вовремя, змея уже нависла над птенцами, раскрыла зев со своими ядовитыми зубами и готовилась напасть. Иванушка изловчился и ткнул острый конец палки в пасть змеи.
- Подавись, заползушная! Шипуля запазушная!
Извиваясь в воздухе, цепляясь хвостом за ветки, змея упала на землю.
- "Отшипись, голодная! Змеища подколодная!"
Иванушка заглянул в гнездо и увидел там очень крупных желтоклювых птенцов. Их головы были похожи на человеческие, у них было по четыре лапки, передние напоминали руки человека; клювы большие, загнутые. Птенцы перестали пищать, как будто не чувствовали больше опасности.
Только хотел Иванушка спуститься вниз, как на соседнее дерево села огромная птица.
- "Ух ты! Так вот на кого походят птенцы. Это их матушка пожаловала!"
Иванушка нисколько не напугался и с изумлением рассматривал оперенье птицы. Это была необыкновенная птица, похожая на человека, но с ярко алыми крыльями и золотистой грудью.
Когда Иванушка опустился на землю, человеко-птица слетела вниз. Первым делом она накинулась на полуживую змею и стала разрывать её на мелкие кусочки. Клюв её был в крови, глаза гневно блестели. Иванушка молча наблюдал за расчленением змеи, потом, глядя на чудо-птицу, подумал про себя:
- "Птица - не птица, человек - не человек. Как такие на свет появляются? Откуда она в нашем лесу?"
- Чудо-птица вдруг заговорила человеческим голосом:
- Иванушка, я благодарна тебе за то, что ты спас моих детишек...
- А кто ты будешь?
- Я птица КАРУД, берегиня душ человеческих. Совсем недавно я облюбовала ваши края и решила здесь поселиться.
- Откуда ты меня знаешь?
- Я не знаю, я ведаю.
-  Ты что, ведьма?
-  Нет. Разве не видишь, я птица светлая и добрая.
-  Здорово ты змею отдобрила!
-  А ты, Иванушка, разве зло творил, когда моих птенцов от змеи защищал? В ваших лесах много всяких гадов развелось... Это зло расползается по всему миру. Оно уже в людских головах...
-   Как это в головах? - не понял Иванушка.
- Это тебе сейчас, наверное, трудно понять. Ты всё узнаешь, когда повзрослеешь и твой ум станет более просветленным!
-  Просветы бывают только между деревьями в тёмном лесу. - ухмыльнулся Иванушка.
- Правильно! И ум человека должен быть очищен от зла и сомнений, от всего дурного и тёмного.
- Тятенька мой говорит, что у меня ума нет! Голова моя то ли пустая, то ли чистая.
- Ты прозреешь умом, только не сразу. Сначала ты должен научиться избегать людских пороков, не принимать дух, портящий человеческую душу. Нужно знать, что тебе любо делать в этом мире, и от каких ненужных дел следует избавляться.
- Я и так, что не хочу делать, то не делаю! - похвалился Иванушка.
- А если заставят делать то, что тебе не по душе?
- Я отнекиваться стану. А ежели мне неохота, все равно делать не буду!
- А как же ты узнаёшь, почему тебе что-то охота, а что-то неохота делать?
- Зачем мне это узнавать, только голову ломать! Не нравится - значит неохота. Охота - значит нравится.
- Почему это так происходит, я вижу - ты пока знать об этом не хочешь, потому что живёшь чувством, а не умом. Поэтому тебя и называют дураком.
- А мне-то что, пущай зовут хоть дураком, хоть уткой. Маманя моя говорит, что на дураках земля стоит, а на утках озеро плавает.
   За то, что ты спас моих детей, я помогу тебе совершать чудесные дела, которые тебе по душе. Ты сможешь также с помощью чуда исполнять то, что тебе не нравятся, например, делать неприятную или тяжелую работу.
-  Ежели я сам ничего делать не буду, то это по мне!  Всё будет делаться само собой с помощью волшебства?
- Не совсем так! - С помощью волшебных слов! Ты сможешь делать дела, или совершать диво, если произнесешь следующие чудодейственные слова: "Каруд, явись, в душу обратись. Душа говорит, дух творит. Пусть будет так, как я скажу!"
- И мои желания сразу же исполняться?
- Сразу же, как пожелаешь и как произнесёшь эти слова!
Тут птица Каруд взмахнула крыльями и взлетела наверх к своим птенцам. Внизу стало вдруг темно, над лесом сгустились тучи, пошел дождь. Иванушка побежал в сторону просвета и скоро выбрался из леса. Придя домой он забрался на свою любимую тёплую печку, заложил руки за голову и стал вспоминать о случившемся пока не заснул.

                Иванушка борется с ложью и злом

Однажды, когда Иванушке надоело лежать на печи, он отправился на улицу погулять. Деревенские ребята, пробегая мимо, окружили его:
- Правда ли, Ивашка, что ты в лесу какую-то странную птицу видел?
- Откуда вам знать?
- Да братья твои младшие новость эту на языке принесли!
- Раструбили-таки! Ну, видел я такую птицу. Голова у неё человечья и руки как у людей. И говорит по-человечьи, точь-в-точь как мы.
- Ну, ты врать-то мастер, околесицу несешь поперек себя толще!   Так мы тебе и поверили!  Сейчас заахаем!
- А мне ахальщики не на потребу, хош верь, хош не верь. Не захочешь, не поверишь. Нет хотелки - уши грязны.
Про себя Иванушка удивлялся:
- "Почему мне не верят, коли я правду говорю? А если я совру?"- и вслух сказал:
- Да придумал я всё это! Никакой птицы, похожей на человека, я и видеть не видывал!
- Ну, вот признался, что чушь молол! Нашел дураков. Птица с человечьей головой! Думал, наверное, мы тебе так и поверим, уши развесим?
- Как слышится, так и верится. Во что верится, то и слышится!
- Опять городишь ерунду какую-то!
- Вообще-то о птице с человечьей головой я правду говорил!
- То так, то эдак! Где ж твоя правда? Ты сам-то себе веришь?  Может, во сне привиделось, когда на печке лежал? Голову по нечаянности в печурку не засовывал? Ха-ха-ха! Совралось как сорвалось!
- Без толку  нам препираться. Не хотите правды слышать, поэтому и не слышите. Привыкли видеть птиц с птичьими головами, вот ваши глаза и застило - никогда не сможете увидеть птиц с человеческими головами. Чего нет в уме, то не увидите!
Иванушка отвернулся от деревенских ребят и пошел прочь. Он вышел на самое безлюдное место в деревне, остановился и громко выговорил: "Каруд, явись, в душу обратись. Душа говорит, дух творит. Пусть будет так, как я скажу! Пусть с завтрашнего дня люди станут верить друг другу и будут говорить только правду!"
***
Иванушка проснулся утром от того, что услышал как его младшие братья что-то шумно обсуждали.
- О чём шум чуть свет? Что не поделили?
- Вань, а Вань, мы тебе хотели сказать, что позавчера, когда ты перед обедом на дворе валандался, мы из твоей чашки куски мяса выловили, да и съели.
- Ах вон оно что! Правда на волю запросилась. А я ведь всё видел, как вы моё мясо уминали, только не стал искаться. Съедено - не вернёшь, а вернёшь - не съешь. Чай мы не волки какие-то!
Братья рассказали Иванушке, что у мужика Мирона, который на верхней деревне живёт, волки в лес козу уволокли, а люди болтают, будто бы козу какая-то большая птица в клюве унесла. Иванушка удивился:
- Говорят - не ведают. Не всякая правда, что вчера была. ВЧЕРАШНЯЯ ПРАВДА - СЕГОДНЯШНЯЯ ЛОЖЬ.
- А мы верим. Люди так говорят! Не твоя ли птица это была?
- Правда в сегодняшнем дне. Птица не моя, а наша. Она людям в помощь дана и таскать деревенский скот не станет. Не надобно ей это. Шли бы вы на улицу поиграть, да посмотрели бы, что в деревне делается, о чём люди толкуют.
Братья быстро собрались, каши остывшей, что на столе для них стояла, в рот набросали, и убежали. Иванушка оделся, умылся, причесался, доел оставшуюся кашу и стал братьев дожидаться.
Братья вернулись ближе к обеду, когда солнышко уже вовсю светило. Они наперебой стали рассказывать, что видели да слышали.
Иванушка узнал от них, что на заутреней службе церковный батюшка во всеуслышание признался прихожанам, что все эти годы воровал у прихода деньги, пожертвованные на строительство новой церкви. Потом он попросил у людей прощения за то, что их постоянно обманывал, говоря неправду о Боге.
- Будто сказал людям, что Бога нет?
- Так и сказал?
- Как на духу. НАРОД НЕ ВРЁТ!
- Вон оно как! Выходит, не та правда, что на языке у попа была, а та, которая на волю вышла?
- Чего не знаем, говорить не будем. Только батюшка-де заявил, во что вчера сам верил и про что людям ведал, сегодня в это больше не верит. Вчера говорил, что мир создан Богом. А сегодня утром ему будто бы  в голову вопрошание стрельнуло: "А кто создал Бога?". Вот он и усомнился. Ответа-то нет. И в псалтыре ничего не написано. Говорят, не нашёл поп того псалма, где об этом чёрным по белому написано.
- Может, не разглядел, потому что ПО БЕЛОМУ БЕЛЫМ ПИСАНО?
- Не понимаем мы, о чём ты говоришь. А вот батюшка сказал - пока ему Бог не явится, не сможет он больше веру в Него держать.
- Ему скорее чёрт явится. Вот что пьяный дух творит!
- Не-не! Батюшка был трезв как стёклышко.
-  На пьяную голову врал, а на трезвую начал правду говорить. Ну да ладно... Расскажите лучше, другие-то люди как?
- Как-как! Да не как! Народ сегодня, какой-то не такой. Васько-салоед с кляпом во рту ходит. И никто над ним не смеётся - пусть де лучше так, а то его за поганый язык мужики снова оттреплют. Многие только начнут говорить и вдруг замолкают, словно словами поперхнулись.
- А что заговаривают-то?
- Да Маруся эта, девка с нижней деревни, крикнула парням: "Замуж хочу!", а потом замолчала и убежала.
- А тут договаривать-то нечего, всё ведь ясно сказала. Слыхали, наверное, как намедни соседка матушке взболтнула, что Манька в девках засиделась. Что скрывать, ежели и так видно. Я бы и сам на ней женился, да время не пришло.
- Ха-ха! Куда тебе! Когда твоё время придет, она старухой станет. Ты приходскую школу никак закончить не можешь. Который год в первом классе торчишь. Мы уж во второй перешли.
- Закончить не могу, потому что не хочу! Азы знаю, псалтырь читать умею. Больше и ничего не надо. Зачем лишней заумью голову забивать! Чтобы в работники идти, азы не потребуются.
- Тоже работник нашёлся. Всё время на печке лежишь, а по хозяйству папане не помогаешь. Ты здоровее нас, а толку от тебя никакого! Отлыниваешь от работы - ни воды не принесёшь, ни дров не наколешь.
- Я люблю скотинку пасти. Коровёнку нашу на луга выгонять. Она пасётся, а мне спокойно и радостно на душе. Лежу на травке, наблюдаю, как козявки разные по стебелькам ползают. Кузнечики в ушах стрекочут. У всех своя жизнь, мешать не надо. Кому как нравиться. Как душа пожелает.
- Ты какой-то не такой. Вправду папаня говорит, что на тебе наша порода отдыхает.
- Раз отдыхает, знать так оно и надо. Я свой нрав ломать не стану. Буду жить, как душа повелит. А для вас - какой есть, такой и пригодился. Лучше расскажите, что там ещё видели да слышали!
- Наш приходской учитель вышел на крыльцо и кричал, что ВСЕ ЛЮДИ ТВАРИ.
- Божьи твари?
- Нет, про божьи не говорил, ПРОСТО ТВАРИ.
- А люди что?
- Люди ему в ответ кричали: "Сам ты тварь!"
- Чудно! Одна тварь называет других тварей тварями.
- Тебе бы только диву дивиться!
-   Больше ничего не случилось?
- Ещё как случилось! Твою птицу охотники поймали. В большую клетку посадят, людям сегодня в полдень показывать будут!
- Что?! - Иванушка вскочил. - Что ж вы мне об этом сразу-то не сказали? Всякую ерунду плели, а главное на опосля приберегли?
Иванушка сильно забеспокоился:
- "Почто птица им далась и не улетела? Наверняка, из-за птенцов малых. Теперь все волчьи дела на невинную птицу повесят. Почему Каруд не применила свою волшебную силу? Как она говорила? - "Я Каруд, берегиня душ человеческих". От кого охранять души людей? От них самих, что ли? А где птенцы?"
Иванушка побежал на площадь. Там уже толпился любопытный народ. Люди стояли вокруг огромной клетки, сплетенной из прочной ивовой лозы. Иванушка протиснулся к самой клетке и увидел птицу Каруд. Она едва держалась на ногах. Голова её свисала на бок, одно крыло было распущено. Рядом с клеткой стояли улыбающиеся охотники и отпускали шутки:
- Смотрите и дивитесь, пока денег не берём!
    Должно быть такого в жизни не видывали?
  Это вам божье наказание ниспослано, за грехи ваши.
Иванушка спросил:
- А где вы её изловили? - и услышал ответ:
- Где изловили, там уж нет!
- А зачем она вам понадобилась?
- Да на потеху людям, Мы её маленько подстрелили. Когда издохнет, чучело сделаем! По другим деревням возить будем - людей пугать. А ну брысь от клетки, а то она тебе глаз выклюет. Не видишь, что ещё живая и головой своей клювастой вертит?
Иванушка не послушал охотников и ещё раз взглянул на птицу Каруд сквозь щели сплетенной лозы. Он встретился глазами с птицей и понял, что она сильно страдает от боли. Птица узнала его. И хотя она не разжала клюва и не заговорила, Иванушка чётко расслышал её голос, который прозвучал в его голове:
- "Иванушка, спаси моих деток... они там голодные...умрут..."
Иванушка, молча, спросил:
- "А как же ты не смогла...?"
- "Я не могу творить чудеса в свою пользу... Такова моя участь..."
- За то я могу, людям на пользу..."
Иванушка отошёл от клетки, перемахнул через ближайший огород и спрятался от людских глаз и ушей под ветками черёмух. Он перевел дух и подумал:
- "Правда не делает людей добрее. Люди, наоборот, ещё злее становятся. Какая это правда, ежели она из человеческой головы жалом исходит и с языка ядовитыми словами срывается? Есть ли вообще правда человеческая? Настоящая правда не в людях, а на земле и в небе. Правда она - рядом, в воде и в лесу!" Иванушка выговорил волшебные слова:
"Каруд, явись, в душу обратись. Душа говорит, дух творит. Пусть будет так, как я скажу! Пусть все люди станут добрыми друг к другу, к животным и птицам!"
Иванушка вернулся на площадь и услышал выкрики собравшихся деревенских жителей:
- Не вы птицу породили, не вам ею распоряжаться!
- Хватит её мучить и держать в клетке!
- Отпустите птицу на волю!
Охотники смотрели виновато, то на людей, то на птицу в клетке:
- Да мы что н;люди какие! Понимаем, конечно. Мы сейчас ей крыло перевяжем, накормим, подлечим и выпустим!
Иванушка отошёл в сторону и прошептал:
"Каруд, явись, в душу обратись. Душа говорит, дух творит. Пусть будет так, как я скажу! Как только я выйду за околицу, пусть ветер подхватит меня и занесёт к птенцам на дерево!"
Как только Иванушка вышел на окраину деревни, сразу подул сильный ветер, закрутился вихрем, поднял Иванушку в воздух и понёс его в сторону леса. У Иванушки захватило дух. Внизу мелькали овраги и пригорки, качались верхушки высоких деревьев. А вот и дерево с гнездом птицы Каруд!... Иванушка крепко ухватился за верхний ствол могучего дерева. Ветер разом стих. Солнце лучилось сквозь ветви. Иванушка подобрался к гнезду. Птенцы с открытыми клювами сидели в гнезде, как будто задыхались от жары и жажды. Они жалобно смотрели человеческими глазами на Иванушку.
- Хорошо, что целы и невредимы! Матушка ваша скоро прилетит к вам. А пока я о вас заботится буду. Да вы, я вижу, времени зря не теряли. Вон какие вымахали! Самая пора подкрепиться!
Иванушка спустился вниз, наловил полную кепку кузнечиков, жучков, паучков, слизней, жирных бабочек. Потом снова залез на дерево к птенцам. Он засовывал пищу в их открытые рты и те ловко её проглатывали.
Несколько дней подряд Иванушка отправлялся в лес, ловил разную мелкую живность и кормил птенцов.
Охотники сдержали своё обещание - подлечили человеко-птицу и, когда она окрепла, выпустили её на волю. Каруд вернулась к своим птенцам.
Люди, став добрыми, не стали обижаться друг на друга, и, говоря друг другу правду, проявляли снисхождение.
          Иванушка, беседуя с птицей Каруд, удивлялся:
- ДОБРО ВПЕРЕДИ ПРАВДЫ БЕЖИТ!
Птица Каруд вторила Иванушке:
- Правильно! Всему свой черед.
  И ум приходит тогда, когда душа раскрывается!

                Иванушка размышляет о смысле жизни

Иванушка подрос и превратился почти во взрослого парня. Лёжа на печи, он подолгу думал о том, почему раньше, до того как люди стали добрыми, сердца их переполняла злость. Почему люди так не любят правду? Почему в народе говорят, что правда глаза колет? Но, когда с помощью волшебных слов птицы Каруд, все вдруг стали делать добро друг другу, люди перестали обижаться на справедливые речи. Чудно, но деревенские жители не стали называть Иванушку дурачком. А раньше называли. Значит, лгали. Доброта не позволяет людям говорить неправду, потому что неправда - это и есть зло.
Раньше родители и братья ругали Иванушку за то, что он лентяй и не работает с ними в поле. Сегодня они не упрекают его за то, что он не делает то, что ему не нравится. Конечно, они просят его помочь по хозяйству, но когда он отказывается, они не злятся и не настаивают на своём.
На дворе конец лета. Идёт сенокос. Братья говорят, вот-вот грести поспеет.
- Иванушка, ты пойдешь с нами на заготовку сена?
- Мне что-то не хочется. Не люблю я грести сухую траву под палящим солнцем, причёсывать луга граблями. Потом копнить, метать в стог. Сено к потному телу прилипает, лицо чешется.
- Нам тоже не очень эта работа нравится, но кому-то надо это делать. Родители одни устают. Ну, да ладно не ходи. Только долго на одном боку не лежи, пролежни появятся.
Иванушке вдруг стало жаль своих родителей, но он ничего не мог поделать со своей ленью. Выходит, ЛЕНЬ СИЛЬНЕЕ ЖАЛОСТИ. Отец, мать и братья ушли на работу, а Иванушка всё ворочался и думал, да размышлял...
- "До того, как люди благодаря чудесным словам птицы Каруд превратились в добрых, многие деревенские жители говорили мне, что надо работать - кто не работает, тот не ест. Как же так? - Я ем, чтобы работать. И работаю - чтобы есть. Что я - лошадь какая-то?"
Чем больше думал Иванушка, тем неспокойнее становилось у него на душе.
- "Если батюшка и матушка с братьями тоже не будут работать, как и я, что будет? Как мы проживём? - Конечно же, помрём с голоду. Одной водой сыт не будешь и ту надо из колодца достать и принести. Выходит, трудиться надо, чтобы жить. Но разве жизнь создана для одной работы? Что-то в этой жизни должно быть и другое. Не на брюхо же всю жизнь работать! А чем ещё люди занимаются после работы? - Едят, пьют, спят. По воскресеньям отдыхают, т.е. ничего не делают. Кто-то лежит, как я. Кто-то возле дома сидит. Иногда собираются вместе, разговаривают.. больше о работе говорят, поют песни, о тяжелой жизни, о невзгодах... Шутят, рассказывают разные небылицы или вспоминают смешные истории. Или просто слоняются по деревне, как вроде от безделья маются. Взрослые женятся, рожают и растят детей. Дети малые и те, которые постарше, играют в разные игры, спорят, дерутся. Потом подрастают. Некоторые учатся в приходской школе. Молодые становятся взрослыми. Строятся - срубают себе новые избы. Женятся. Уходят из родительского дома. Живут самостоятельно. Рожают детей. Одни умирают, другие нарождаются. Вот и вся жизнь. И слагается она из постоянных трудов ради того, чтобы прокормиться, или из временного безделья, чтобы лишний час поспать и отдохнуть от работы. Скучно! Зачем такая жизнь нужна людям?"
Иванушка чувствовал всей душой, что в такой жизни чего-то не хватает, но он не знал - чего.
- "Надо спросить у Каруд, если другая жизнь, или людям суждено жить так одинаково и докучливо".
Иванушка отправился в лес и вызвал волшебную птицу:
- Каруд, явись, в душу обратись. Душа говорит, дух творит. Пусть будет так, как я скажу! Каруд! Порассуждать бы надо!
        Прилетела Каруд. Иванушка объяснил птице, что его мучает один вопрос: Есть ли на Земле другая жизнь, при которой люди вели бы себя иначе, занимались бы чем-то другим и чувствовали себя счастливее?
Каруд ответила, не задумываясь:
- На Земле такой жизни нет! Люди одинаково устроены - все хотят есть, пить, наслаждаться телом, но, к сожалению, не душой. Многие стремятся стать богатыми, чтобы не нуждаться ни в чём. Некоторые, достигнув несметных богатств, продолжают накапливать своё имущество и не чураются излишеств.  Другие постоянно работают на кого-то, чтобы свести концы с концами и как-то прокормить свою семью. Одни богатеют, другие беднеют. Есть и такие, которые не желают или не могут работать. Они ходят пО миру и живут подаянием.
- Это нищие?
- Да, это неимущие, смиренные и униженные "человеки". Для обычных людей они "чужие", потому что живут не по тем правилам, по которым живёт большинство людей.
- Они, как и я, не хотят работать.
- Как и ты, не хотят... Или не могут, потому что убогие. Я знаю, что ты думаешь - ты не хочешь работать только для того, чтобы прокормиться. И ты против того, чтобы люди ели только  для того, чтобы работать. 
- Как наш савраска. Накормят - тяни тяжелую телегу, вози! Чем человек отличается от лошади? Разве что говорить научился, а не ржать.
- Человек так устроен, что он должен питать своё тело, чтобы не умереть. Поэтому ему необходимо трудиться. Но, кроме тела, у человека есть душа и ум...
- Их тоже кормить надо?
- Душу необходимо Светом подпитывать как и всё живое на Земле.
- Не пойму я... Как это?
- Душа в теле как лучик солнца в темнице. Душевный свет излучается через глаза. Но и Небесный Свет проникает через глаза в тело. Он питает душу и не даёт потухнуть этому огоньку внутри человека. Душа даёт телу силу и движет им изнутри. Если бы тело слушало только душу, люди были бы счастливы. Они всё делали бы "с душой". Не было бы в мире бездушных деяний. Люди вкладывали бы душу и в говоримые слова.
- А кто мешает?
- Ум! У всякого человека свой ум и разум, как у вас говорят -  свой царь в голове. Если ум душой направляем, и с ней в ладу, тогда человек живёт в согласии "с самим собой" и с миром. Бездушный ум толкает человека на раздор, на алчность и жестокость. Многие люди живут не душой, а умом. Если ум у них незрелый или находится лишь в услужении у плоти, а не у души, то от такого ума человеку одно горе.
- Зачем тогда такой ум нужен?
- Ум нужен, но не такой. Ум нужен светлый, ясный, т.е. небесным светом просветленный. Только жить надо так, чтобы душа человеком двигала, а ум человека направлял. Ум, не освещенный душой, во мраке блуждает, и человека с праведного пути сбивает.
-  Охотники поймали тебя и хотели убить. Разве можно было уговорить этих бездушных людей не трогать тебя или отпустить по добру, по здорову? Я сделал их добрыми только с помощью твоего чуда. Вот, ежели бы таких людей заставлять силой не быть злыми и принуждать их не врать?
- Приказать человеку быть добрым и заставить его говорить правду невозможно.
Чудо отличается от насилия тем, что оно очищает душу, а вместе с ней тело и ум. Силой можно только покалечить душу и тело и сделать человека хитроумным и льстивым, и даже свести с ума.
- Ты сказала, что на тебя чудо не действует. А на меня?...
На тебя тоже не подействовало. Ты же не стал добрее, чем был раньше. Ты по-прежнему не помогаешь отцу и матери, отказываешься работать. Лень водит тебя на поводке. Когда ты произносил волшебные слова, ты обращал их на других, а не на себя.
- Может, поэтому мне как-то не радостно от содеянного.
- Ты стал рассуждать вполне разумно, потому что стоишь перед выбором - или будешь жить как все, или люди будут по-прежнему называть тебя дураком.
- Называть, не быть!.. Я вот о чём думаю. Скучно как-то вот так жизнь проживать. Есть люди разные - плохие и хорошие. А, если я с помощью твоего волшебства всех людей сделал хорошими, разве жить стало радостнее?
- Если все вдруг станут одинаково добрыми, справедливыми, трудолюбивыми и бескорыстными, скуки не будет.
- Как это не будет?
- Скуки не будет, потому что люди забудут, что это такое. Они просто не будут знать об этом.  Нет места скуке, когда люди ощущают радость от совершённых добрых дел.
- Разве смысл жизни только в добрых делах, которые по пальцам можно пересчитать? Как можно радоваться, работая на своё или чужое брюхо?
- Ах, вот ты о чём! Пойми, не все добрые дела направлены только на поддержание жизни тела. К тому же, человек должен питать тело не ради тела, а для того, чтобы развивать свой ум и обогащать свою душу. Кажется, ты уже сам догадался, что дУши у большинства людей нищие.
- Я не понимаю, как можно развить свой ум, работая в поле от зари до зари, как тягловая лошадь.
- Да. Ты прав. Когда тело работает, ум отдыхает. Кажется, так у вас говорят? Но ведь и телесную работу нужно выполнять с умом. Скажи, от чего люди устают? - Устают от того, что лишь на одну силу уповают!
- Сила есть, ума не надо.....
- Вот-вот. И повозку с колёсами не силачи придумали!
- И дома строят по уму. Только этого ума уж очень долго нужно набираться.
- Науку строительства и другое житейское искусство можно постигать иначе. Через учение, например.
-  В церковных псалмах об этом ничего не написано.
-  Твой мир, Иванушка, сузился до нижней и верхней деревни и дальше церковно-приходской школы не простирается. В мире есть и другие селения, большие и малые города, дальние и ближние страны.
- Я хочу увидеть мир и понять его! - громко сказал Иванушка.
- Всё в твоих руках! Всё зависит от тебя! Дерзай!
Птица Каруд взмахнула крыльями и исчезла высоко в небе.
Иванушка вернулся домой.
Через несколько дней Иванушка попросил благословления у родителей, попрощался с братьями, поклонился дому и отправился в дальний путь, чтобы своими глазами увидеть новый мир, своими ушами услышать правду о жизни, и своим умом постигнуть, что такое добро и зло; и - чтобы найти справедливость.
В его родной деревне люди долго обсуждали Иванушку. Многие не могли понять, почему он покинул отчий дом и, что он потерял в чужих краях. Некоторые люди, которые знали или догадывались, с какой целью Иванушка пустился бродить по миру,  говорили: "ПТИЦА СВИЩЕТ, А ДУРАК ИЩЕТ. ЗРЯ СЕБЯ ГУБИТ - НЕ НАЙДЕТ!"