Улицы мефодиевского поселка

Сергей Шило 4
По страницам истории города Новороссийска
Улицы мефодиевского поселка

Мефодиевский поселок начала XX века представлял собой множество улиц, переулков и тупиков совершенно хаотического расположения, возникших без какой либо планировки. Улицы поселка были незамощенные, пересекаемые многочисленными глубокими оврагами, они представляли собой большие препятствия для местных обывателей. Особенно после весенней и осенней распутицы становились не только непроездными, но и непроходимыми. После проливных дождей селевые потоки с гор приносили столько камней, ила и грязи, что буквально останавливали всякое движение. На некоторых улицах открывались подземные воды и родники, заливающие как улицу, так и частные дома поселенцев.
Большинство улиц с застроенными уже домами были очень узки, кривы и упирались в постройки. Некоторые улицы, такие как Кузминская, Маркотхская, Казначеевская и другие были настолько узки, что не превышали по своей ширине 3 саженей (6м.). На таких улицах не могли разъехаться встретившиеся друг с другом два извозчика. Право проехать первому иногда добывалось ожесточенной нецензурной перебранкой. Иногда молодой и неопытный извозчик попадал в ловушку, заехав в узкую улицу кончавшуюся тупиком, из которой долго не мог выбраться.
Главные улицы Нижне-Базарная и Верхне-Базарная, Красовская, Богдановская, Лугановская были не шире 6 саженей (12м), что также затрудняло более оживленное по ним движение. Точно так же плановые участки обывателей поражали своей мало мерностью, площадь таких участков была от 10 до 50 саженей (20 -100 кв.м). Большинство же участков занимало площадь в 100-150 кв. саженей, что соответствовало нынешним 2-3 соткам.
 Такое расположение улиц на Мефодиевском поселке было терпимо до присоединения к городу, теперь же оказывалось совершенно непригодным, и городская Дума, считаясь с этими обстоятельствами, стала принимать самые энергичные меры к устранению этих неудобств [8].
Местные жители на неустройство жаловались вышестоящему начальству посредством подачи прошений, ходатайств и заявлений, направляемых в городскую Управу на имя городского головы. Обращались и к своему мефодиевскому начальству – полицейскому приставу 2-го участка  Ф. И. Яникову.
Пристав в свою очередь доносил о непорядках в городскую Управу и просил «сделать соответствующие распоряжения об исправлении следующих недостатков на Мефодиевском поселке.
1. Исправить Красовскую улицу, от больничных ворот изрытую проточной водой идущей чрез двор Беликова, чрез Шоссейную улицу и направляющуюся по длине улицы к больничным воротам.
Русло ручья, пишет пристав должно быть исправлено, а выше этого канава требует устройства мостика для пешеходов.
2. На повороте с шоссе между домами Марии Вороновой и сирот Богословских не имеется мостика и во время дождей на этом месте от скопления воды образовывается глубокая грязь и проезд становится затруднительным» [9].
Аналогичные рапорты от пристава 2-го участка поступали в городскую Управу с завидным постоянством.
« Прошу сделать распоряжение об исправлении Салтыковской улицы против Нижне-Базарной и Верхне-Базарной улиц, имеются препятствия проехать на повозке от имеющихся родников» [10].
А вот рапорт пристава с пометкой срочно.
«Прошу распоряжения Управы о немедленном исправлении водосточных канав по Вокзальной улице, против деревянного корпуса. Одна плита с канавы совсем развалилась и упала в канаву, угрожая опасностью проходящей публике» [11].
Улицы поселка утопали не только в грязи и воде, но были и совершенно не спланированы, изобилуя канавами и глубокими балками, через которые пройти и проехать без моста не было никакой возможности.
Причем происходило это не где-то на задворках поселка, а в самом его центре возле Мефодиевского базара.
Так жители Верне-Лугановской (ныне Западная) улицы в своем прошении писали:
« Прошло более 17 лет со времени населения Мефодиевского поселка, а Верхне-Лугановская улица до настоящего времени не расчищена, так что по ней совершенно невозможно проехать и даже ходить. Так как мы все люди, проживающие в этой местности, бедного состояния и питаемся только дневными заработками и базарными продуктами, то осенью, зимой и весной во время сильных дождей и Норд-оста всем нам приходится страдать в виду невозможности даже в хорошую погоду запастись необходимыми продуктами. По неисправной Верхне-Лугановской улице никто ни за какую плату не желает доставлять продукты. Нам, беднякам, приходится жить и все тяжести носить на себе» [12].
В конце прошения жители ходатайствовали об исправлении Верхне-Лугановской улицы и о постановке на ней фонарей для ночного освещения. Под прошением подписались 26 жителей.
История эта получила широкое освещение, коллективное письмо жителей Мефодиевского поселка попало в прессу и было опубликовано в газете «Черноморское побережье» за №650 [13].
Другое заявление от обывателей Мефодиевского поселка Верхне-Базарной улицы (ныне Гоголя) поведало о мытарствах жителей другой улицы.
Жители Верхне-Базарной улицы просили Управу разрешить поставить деревянный мост через балку возле Мефодиевского базара «так как через оную нельзя ни проехать, ни пройти во время дождей. А также помостить улицу ввиду того, что во впадине около колодца на протяжении около 200 саженей, во время весны осени и дождей собирается трясина, по которой нельзя никаким способом ни проехать, ни даже пройти пешему человеку. В чем и подписываемся к нашему сему заявлению.
Сергей Оболдуев, Иван Подовишков, Иван Скоробогатов, К.Максютака, П.Шахов, С. Горбунов, В. Лосев, Павел Зайцев, Аввакум Шевченко, Матвей Цыганков, Ф.Гадаев, Н. Валюхов, Андрей Гапонов, Вандриков, Стрежецкий, Александра Муха, Семен Кохлименко, Максим Маргун, А. Коханенко, Хабло Трофим, Лысунов, Степан Лисицын, П.Герасимова, Тупицын, Марк Карпенков, Яков Квакин, Павел Зайчик, Анастасия Ажидаева, Доценко» [14].
Подобные заявления поступали и от жителей многих других улиц Мефодиевского поселка, не желающих мириться с грязью и антисанитарной обстановкой на своих улицах. Заявлений от поселян было столь много, что городская Управа в своих докладах Думе неоднократно поднимала вопрос о замощении улиц поселка и об обеспечении жителей доброкачественной питьевой водой.
Городское управление возлагало на Мефодиевский поселок особые виды как на район, близко расположенный к железной дороге и имеющий все шансы на дальнейшее развитие. Скученность строений и узость улиц мешала возведению солидных построек. К этому добавлялись и многочисленные заботы по благоустройству улиц, такие как: мощение и освещение, устройство мостов через многочисленные овраги, об учреждении полицейского, санитарного надзора, организацию врачебной помощи, народного образования и много другого. На Мефодиевском поселке всё это только начинало устраиваться. Для удовлетворения всех этих нужд требовались деньги, которых в городском бюджете как всегда не хватало.
Доходы с Мефодиевского поселка не превышали 4 000 рублей, и городские гласные предложили передать городу даже доходы с базарных площадей. При этом сумма возрастала до 10 000 рублей, но всё же была недостаточна даже для удовлетворения текущих нужд поселка. Выход оставался один - просить министерство Земледелия и Государственных имуществ о зачислении выкупных платежей за участки в пользу города, на специальный счет по благоустройству улиц поселка [15].

Нижне-Базарная - ШАУМЯНА
Верхне-Базарная- Гоголя
Красовская - Кирова
Богдановская- Котовского
Лугановская- Красная
Верхне-Лугановской- Западная
Кузминская - Лазаревская
Казначеевская -
Маркотхская –