Нападки на День Победы в Прибалтике Грязь Подлость

Александр Шабанов
Агрис Лиепиньш: Культура 9 мая

Девятого мая в Риге предусмотрены широкие празднества и различные перенятые из российского пропагандистского арсенала мероприятия, чьё задание – прославлять героическую советскую армию и её победу над фашизмом. Например, такая выпестованная в России промывающая мозги активность, как шествие «бессмертного полка». В этих мероприятиях красная армия предстаёт благородной, доброжелательной и с высочайшими моральными устоями. Мистический образ красноармейца неустанно тиражируется в фильмах, телевизионных сериалах и в средствах массовой информации. У созданного пропагандой бравого молодца мало общего с исторической памятью. По крайней мере, с тем культурным шоком, который пришлось пережить латышскому народу, столкнувшись лицом к лицу с «освободителями».

Никогда не понимал обитающую в значительной части русского народа ненависть к более высокому уровню жизни других стран. Не желание самим работать и стремиться к чему-то лучшему, но ненависть, оскверняя и загаживая устроенное другими [особенности синтаксиса автора при переводе по возможности сохранены]. Возможно, это комплекс неполноценности или принятая на протяжении веков в России норма поведения, отправляя которую, своё презрение одинаково вульгарно выражает как правитель, так и обутый в лапти крестьянин? Когда российский царь Пётр Первый пребывал в Англии, высокому гостю и его спутникам отвели дом адмирала Джона Эвелина. Когда русские уехали, владелец дома вернулся в своё жилище и был неприятно удивлён. Вся мебель сломана, русские демонстративно справили свои нужды в гостиной на полу и подтёрлись занавесями. Этот факт трудно оспорить, потому что сохранилось сообщение адмирала королю Англии. 

Именно так действовала красная армия на «освобождённых» территориях. Капитан советской армии Янис Гринвалдс в своём дневнике писал: «10.08.45. Удивляет странное наслаждение, которое некоторым доставляет свинская и отвратительная расторопность и даже бесчестие при нахождении в Германии. Например, я налетел в хорошей квартире на лейтенанта Агафонова, парторга, члена партбюро батальона, когда он в центре комнаты какал на коврик.  Он идиотски сморщил лицо и продолжил отвратительную церемонию. Были мастера, которые опорожнялись на столе, другие виртуозно выкладывались в кроватях на перины. Загаженных комнат было много (латышский журнал “Sestdiena”, 5 июня, 2015)».

Или вот другой пример. Мара во время войны была маленьким ребёнком и жила на хуторе «Страутмали» Лаункалнской волости. Помещение было большим, недавно построенным, и находилось у железной дороги на Друсты. Из-за удобного расположения в доме вначале устроилась немецкая оккупационная комендатура, позже – штаб соединения русских войск [советские войска названы русскими, так в оригинале]. Солдаты вермахта иногда угощали детей эрзац-шоколадом, а от прихода советской армии в памяти Мары осталась обкаканная хлебная квашня. Также и некто Петерис вспоминает, как в их юрмальской даче на полу валялись открытые книги – собрания сочинений латышских классиков Яунсудрабиньша, Райниса, Аспазии, а также немца Иоганна Гёте – и на каждой по куче вонючих фекалий «освободителей». Приводить подобные примеры можно бесконечно. В многомиллионном войске служили и сердечные и нормальные люди, но они были вынуждены молча наблюдать происходящее вокруг. Закрывать глаза и смиряться, потому что неумно плевать против ветра.

Наивно надеяться, что моральная деградация была вызвана лишь ужасами войны, а с наступлением мира поведение советской армии улучшилось. Ничего подобного, героическая и великодушная армия «освободителей» какой была, такой и осталась. Вот воспоминания бывшего министра культуры Латвийской ССР Волдемара Калпиньша о посещении в 1958 году территории бывшего Саласпилсского немецкого концентрационного лагеря: «После войны советская армия устроила там тир и в том месте, где нацисты сжигали выкопанные из массовых захоронений трупы, открылась ужасающая картина – около коллективных могил валялись кости, а в местах сожжения между костями и пеплом виднелись зубы и костяные осколки. Однако самое ужасное, что именно на этом прахе была устроена выгребная яма советского тира». (Книга «За этими воротами стонет земля», печатный двор “Latvijas Avize”, 2016.)

Вот таким и выходит прославленный «бессмертный полк», который браво промарширует по улицам латвийской столицы.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ: http://www.la.lv/devita-maija-kultura/

Опыт перевода националистической латышской публицистики и чемпиона по тиражам и массовости газеты Latvijas Avize (Латвийская газета), 9 мая 2016 года (такой "подарок ветеранам").