р40 - Большая Катя

Ирина Литвинова
http://www.proza.ru/2014/09/26/615   - начало
http://www.proza.ru/2015/10/13/268  - предыдущая глава




ПОДАРОК

Репетитор перебирала папки с решениями задач, накопившиеся за  годы работы, когда из одной из них вывалился листочек с  машинописным текстом  и косой размашистой надписью синей шариковой ручкой чуть пониже  - «что-то мне уже кажется, что это фигня на постном масле… не умею делать дарственные надписи Т__Т  роспись»

Юрьна  прочитала рассказик и улыбнулась, вспоминая, как  заставляла  Катю  написать что-нибудь  на память, а упрямая ученица по  своему обыкновению артачилась. 
 
Занятия оборвались внезапно. Ученица  пришла в положенное время, прошла на кухню, не снимая дубленки,  сообщила, что пришла в последний раз, и осталась стоять, не в силах развернуться и уйти.

Репетитор пожелала ученице всего самого доброго,  пригласила приходить, если появится нужда, пообещав, что занятия будет вести бесплатно, что хорошо понимает,  что с деньгами бывают затруднения, и в таких случаях, вспоминая свои трудности времен выпускного класса сына,  готова сделать исключение.
А Катя  молчала и не уходила.   

Ну что с ней делать? Привязалась к ней ученица, прикипела душой. Да и Юрьне   будет не хватать Кати. Но что поделаешь!  Ученица окончательно решила, что математика ей, как  гуманитарию,  совсем не нужна, а свою законную тройку на экзамене за девятый класс получит свободно. И уговаривать её глупо. Жаль.  Голова у ученицы, как говорится, светлая, смекалки не занимать, могла бы и пятерку свободно получить, если бы не упрямилась.  Очень жаль.
 
Юрьна попрощалась с Катей еще раз, а  девятиклассница  как стояла, так и  продолжила стоять,  беда! Сейчас обе расплачутся! Надо что-то делать.

- Ты как хочешь, можешь стоять,  я на лестницу  иду, курить, ты меня расстроила.
- Я с вами!
- Надеюсь,  ты не куришь?
- Нет. Не курю и не пью. Я ранняя.  Всё  перепробовала и  бросила.

Девочке  исполнилось четырнадцать. Она была на голову выше  Юрьны,  в свое время  бравшей  главные призы в главном  детском соревновании  - росте.

Девочка  окончательно  вытянулась в длину  в десять лет, что создавало дополнительные возможности и такие же трудности.
 
Природа щедро наградила её белокурыми волосами и сногсшибательной фигурой - ногами от ушей, узкими плечами, узкой  талией и крутыми бедрами, достойными кисти художника.  Рубенс с Тицианом  много потеряли, не  сойдясь с Большой Катей  во времени и пространстве.

Читать научилась в три года и изрядно испортила зрение, запоем читая книжки. Очки добавляли  Катюше  солидности лет на десять-пятнадцать  вперед.

Граждане отказывались понимать, что перед ними совсем еще ребенок, и  тащили  в свои молодежные компании, где пришлось попробовать сигареты и спиртное. Не понравилось. «Фанта» лучше.

- Катя, а ты, может быть,  и наркотики  пробовала? – поинтересовалась однажды Юрьна и получила в ответ устный рассказ  под названием «Пай-девочка на стреме».

Как всегда, Катерину зацепила случайная компания и увлекла в парк Сокольники, где собирались пить водку и курить наркотики.  Водку долили  в бутылки  «Фанты» и приступили к задуманному. 
Показать паспорт  девочка им не могла,  так как у неё еще не водилось паспорта, но цифру своего возраста  на всякий случай озвучила, чем несколько разочаровала молодежь. Выдали бутылочку всамделишной «Фанты» и поставили в кусты на стрему.
 
Малолетняя подслеповатая    Большая  Катя  честно стояла на наблюдательном посту, но отвлеклась и не сразу заметила приближение милиционеров. Кричать не стала,  махнула  рукой и дала деру.

- А сигнал твой компания заметила?
- Не знаю,  не до них было, мне  смываться было надо.
- Зачем? У тебя же простая газировка была, и вообще, ты  же от них далеко стояла?
- А кто будет разбираться, что у меня в бутылке?  С ними я или нет?  Нет уж, спасайся, кто может.
- Ты их потом видела?
-  Нет.  Случайные знакомые, зачем они мне?  Убежала и всё.

Катины рассказы можно было слушать бесконечно.  Они были на редкость познавательны.  Речь  блестяще начитанной девочки была поставлена отменно,  словарный запас  много  превышал  стандартный,  мыслила Катя не по годам зрело,  а парадоксальные сравнения не  раз  приводили Юрьну  в  восторг.

Остроумная ученица ни разу ни улыбнулась, выдавая  шедевры с  таким серьезным   строгим  видом,   что  комизм ситуации доходил до абсурда. Чудо-ребенок, вундеркинд.

Юрьну интересовало мнение ученицы по разным вопросам и однажды   перед занятием поставила ей  на пробу диск с впивавшейся в сознание романтичной дребеденью.

При первых же звуках Катюша нырнула вглубь  воротника своей черной водолазки, натянула воротник на макушку и крепко зажала конец в кулачке, оставив торчащий  хвостик. Свободной рукой делала знаки, немедленно прекратить безобразие.
Юрьна прекратила.

- Ну как?

Катюша нехотя вылезла из воротника, подозрительно озираясь на то место, откуда шла опасность.

- Это может сравниться только с горячей водой.

Юрьна непонимающе подняла брови.

- Когда её отключают, - пояснила  ученица.

Юрьна порадовалась единомыслию с молодым поколением и немедленно отнесла диск  в  мусоропровод, брезгливо держа эту гадость двумя пальцами.

Соскучиться с Катюшей было нельзя, работать тоже. Это не могло  продолжаться долго. Занятия закончились.
 
Юрьна улыбнулась, вспомнив последний кадр.  Через пару месяцев репетитор заметила знакомую  длинноногую девичью  фигуру на перроне метро.  Катя деловито   шагала размашистой походкой в тех же светлых брюках и той же черной водолазке.

Юрьна крикнула – «Катя!», подходящий поезд заглушил звук голоса, догнать ученицу было нереально. Да и зачем?  Девочка хорошо  знает чего хочет, и обязательно  добьется цели. Юрьна стояла и улыбалась вслед   стремительно уменьшающейся   фигурке, мысленно желая удачи.

Репетитор второй раз   перечитала  забавный  рассказик Кати и опять задумалась,  вспомнила первый кадр  знакомства.  Воспоминания, как  коты,   гуляют сами по себе, приходят и уходят когда хотят, нарушая последовательность событий.  Последний кадр всплывает раньше первого. А первый тоже был неплох!

Когда же это было? Это было, когда в Интернете появился первый репетиторский сайт.
 
Время неумолимо идет вперед,  прогресс настигает граждан, как  те  ни пытаются  увернуться,  как  ни стараются продолжать  жить  привычным испытанным  способом. И вот уже   дряхлые старушки носят в карманах сотовые телефоны и разогревают обед в микроволновке.

Наконец, появляется репетиторский сайт.  Ассоциация репетиторов предоставляет услуги поиска репетиторов и  учеников. Юрьна регистрируется и начинает  честно ждать звонка. Ждет месяц.  Второй.  Надеется! Звонков нет. Видно, граждане еще не сориентировались, что можно искать репетиторов в интернете.

Первый звонок поступает  года  через  два, когда Юрьна давно забывает, что где-то там, когда-то там, зачем-то  там регистрировалась.

Судя по голосу, с ней говорит важная дама средних лет.  Заламывает  цену, о которой  репетитор  не решалась  мечтать.  Строгим  протокольным тоном  задает вопросы, Юрьна, не без трепета, на них отвечает. Договариваются провести пробную встречу. Назначают день и время.  Юрьна пытается узнать, как зовут будущую  ученицу, но так и не получает внятного  ответа,  важная дама бурчит  что-то непонятное.



А ГДЕ РЕБЕНОК?

 В назначенное время раздается звонок в дверь. Юрьна открывает,  пропускает посетительницу в помещение и остаётся  стоять у двери в ожидании замешкавшейся  ученицы

- Здравствуйте! Проходите,  пожалуйста.

 Дама в  дубленке проходит  и смотрит на Юрьну откуда-то сверху  через очки   брезгливым подозрительным  взглядом. Её явно что-то не устраивает.

- А почему вы  не закрываете дверь? – настораживается  гостья.

Юрьна высовывается за  дверь в поисках  ребенка,   которого ей привели заниматься. За дверью  никого нет.

- Вы что же,  одна пришли? – недоумевает репетитор.
- Одна.
- А где ребенок?
- Чей ребенок?
- Ваш.
- У меня  детей нет.
- А с кем   я буду  заниматься?
- Со мной.
- Ничего не понимаю.   Мне сказали, что я буду заниматься с девятиклассницей. Где девятиклассница?  Почему ребенка не привели?
- Я девятиклассница.

Юрьне сомневается, не сошла ли она с ума, и вообще, что происходит? Надо взять себя в руки и не показывать виду,  что  испугалась, решает репетитор.

- Раздевайтесь и проходите на кухню.

Тетенька снимает  дубленку и проходит на ученическое место, продолжая с подозрением поглядывать на репетитора.

- Скажите, с кем я по телефону разговаривала, с вашей мамой?
- Со мной говорили.  На маму надежды нет,   ей дела доверять нельзя, простых вещей  не умеет. Приходится самой разбираться.
- Понятно. Можно на ты?
- Можно.
- Как тебя зовут?
- Катя.
- Катя. Скажи, Катя,  цену за урок ты сама назначила? – цена вдвое превышала разумную.
- Сама.
- И ты сможешь  её платить?
- Смогу.
- Уверена? Кто у тебя в семье работает?
- Мама.
- Кем, если не секрет?
- Мама соцработник.

Юрьна понимает, что девочка проявила излишнюю самостоятельность, не посоветовавшись с мамой, а с деньгами в семье туго.

- Извини, Катя, я не могу столько  с тебя брать. Давай снизим цену.

Репетитор пытается снизить цену вдвое, ученица протестует. Снижают в полтора раза  и увеличивают время урока, на это ученица согласна. Крепкий орешек!

- Скажи, пожалуйста, ты до меня с кем-нибудь занималась? Репетиторы были?
- Репетиторы? Ну, можно и так назвать.  Я занималась с Бонифацием.
- А почему не продолжаешь с ним заниматься?
- Потому что он со мной не справился.
- Бонифаций, это имя?
- Нет, это я  его так  называю, он кудрявый  и рыжий.
- Как лев Бонифаций из мультфильма?
- Да.
- Ну ладно, приступим,  я тебя немножко протестирую - Юрьна выкладывает перед ученицей листок с формулами, которые требуется дописать, а сама  начинаем заполнять «умную тетрадь».

Ученица смотрит на листочек и ничего не пишет.

- Если чего-то не  знаешь, просто пропускай, думать не надо.
- Я забыла вас предупредить, - напрягается ученица, - мне нужно было  это  сделать сразу, чтобы вы понимали.

Юрьна недоуменно смотрит на новую ученицу.

- Вы должны понимать, что я чистый гуманитарий, и математика мне не нужна. Мне нужно сдать ГИА.
- Хорошо. Я поняла.  Пиши формулы, не тяни время.
- Я ничего не буду писать.
- Хорошо. Я буду формулы писать, чтобы ты их  вспомнила. Формулы сокращенного умножения устроены следующим образом, - Юрьна кладет перед Катей «умную тетрадку» с теорией и начинает объяснять.
- Нет, - протестует ученица, -  не надо ничего объяснять, я же вам сказала, что математика мне не нужна.

Юрьна в шоке. Строптивая девица попалась.

- А  чем мы будем заниматься и как я проверю твои знания?
- Будем решать тесты.
- Хорошо, - соглашается репетитор и достает сборник тестов ГИА.

Ученица довольно быстро ставит галочки, как ни странно безошибочно, и доходит до примеров, которые без знаний формул сокращенного  умножения решить нельзя. Но и тут ученица, немного подумав,  ставит галочку где надо.

Юрьна предпринимает попытку вернуться к формулам и объяснить, как решать такие примеры. Ученица опять не хочет её слушать.

- Я правильно решила?
- Правильно. Только расскажи, как ты это сделала, не зная формул.
- У меня есть свой способ.
- А именно?
- Вместо букв ставлю числа.
- И все получается?
- Получается.

Гениальный ребенок!  Сама догадалась. Именно так Юрьна учит проверять готовое решение. С тестами номер проходит, с задачами, где нет готовых решений, номер не пройдет.

- И все-таки, формулы надо знать, - репетитор делает пятую попытку  договориться.
- Ну,  вы прямо как Бонифаций,  он тоже пытался заставить формулы учить. Я думала, он один такой глупый, не понимает, что мне  математика не нужна.

Юрьна начинает  молча закипать, пишет пример в тетради и просит ученицу его решить.

- Не буду, - Катя прячет руки за спину и крепко сжимает пальцы.
- Решай! – настаивает репетитор.

Катя разжимает кулачки, берет ручку, пишет под примером – «Не буду!». Прячет руки за спину.  Юрьна  пишет -  «Решай!».   Непреклонная школьница опять  ставит своё «Не буду!», так продолжается до конца страницы.

- Катя! Ты как себя ведешь! – возмущается училка, - Это что за безобразие?
- Нормально себя веду, прилично, я же не бью тарелки о вашу голову.

Юрьна торопеет.

- Как это?
- О голову Бонифация я била тарелки.
- И поэтому он отказался с тобой заниматься?
- Нет, отказалась я - он со мной не справился.
- А кто этот несчастный?
- Это мой старый приятель.
- Очень старый?
- Девятнадцать лет.
- Чем занимается?
- Математик. Учится на программиста в семинарии. У него вся семья православные,  он и мама-программист, вместе в церковном хоре поют.  Утром поют, днем мама в позе лотоса читает мантры, вечером опять поют в хоре.

Юрьна мысленно представляет поющего кудрявого сына и маму, читающую мантры, и начинает  трястись от смеха. Катя строгим взглядом меряет смешливую училку:

- Так вы считаете, православие головного мозга это болезнь?

Юрьна записывает понравившуюся фразу, ученица отбирает листок и вычеркивает лишние слова. У Катерины не забалуешь.

Трудная девица.  Зря репетитор   на провальном первом  уроке надеялась, что на втором уж точно справится со строптивой ученицей.  Справиться с Катериной невозможно.

Это же надо, какая самостоятельная  и ответственная девочка! Сама решила заниматься и сама же  срывает уроки!  Прямо  кризис в сознании.
 
С  путаницей в собственных мозгах  ученица  разобралась довольно скоро,  всего за месяц.  Доказала себе, что тройку на экзамене получит свободно, большего ей не надо,  и занятия прекратились. А может быть, как нельзя кстати, закончились деньги, не суть.

Юрьне до сих пор жаль, что умная голова ученицы так бездарно пропала для математики.  Пятерку девочка получила бы легко. Жаль.

Репетитор в третий раз  перечитала  забавный  рассказик Кати, подарок,  оставленный на память о знакомстве, сложила в папочку, убрала на место и  долго еще улыбалась, желая девочке счастья.




КАК БОЛЕТЬ, ЕСЛИ ВЫ -  ПРИЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА

(автограф ученицы)

Если у Вас высокая температура, то нужно ходить по квартире согнувшись  в три погибели, шумно вздыхать, тяжело дышать и бояться прикосновения холодного к телу, так как от этого все покрывается мерзкими мурашками и случаются судороги.

Если у вас есть возможность не выходить из дома, то Вы просто обязаны целыми днями спать, валяться в кровати и бездельничать, читать  книжки, сидеть в интернетах или даже смотреть телевизор, пить чай и поглощать булочки. Помните, что основная Ваша цель – показать всю тяжесть Вашей болезни, всю невыносимость Ваших страданий. Именно тогда у вас появится возможность саботировать окружающих.

Если вы продули, потянули или защемили мышцу, то Вас обязательно будут растирать холодной мазью с ментолом. Во время этого процесса приличной женщине должно хохотать, кричать «Щекотно!» и махать ногами (можно даже зарядить растирающему пяткой в лоб, но не увлекайтесь, это дурной тон).
При боли в горле нужно съедать от двух до четырех упаковок с мятными леденцами в день, но знайте меру, а не то Вам грозит ожог слизистой, приступы удушья и непрекращающийся поток слез.

Но самой сложное в сложившейся ситуации – уснуть. Так как вы спите до двух часов дня, то, когда  Вы ложитесь  в полночь, уснуть решительно невозможно.
И вот, Вы легли. Вам скучно? Действуйте – раскидайте ноги-руки по кровати под немыслимыми углами и меняйте позу, которая должна быть совершенно неудобной, ежеминутно; изворачивайтесь, словно хотите дотянуться пяткой до уха; вертитесь, путаясь в простынях-одеялах; выходите на кухню попить молока; шуршите фантиками от леденцов, которые предусмотрительно положили в прикроватную тумбочку. Если уснуть всё еще не получается, то можно поломать глаза, читая передовицу с мобильного.

Один из важных вопросов – спите Вы один или с кем то. С одной стороны, в одиночестве можно шуршать и вертеться в свое удовольствие, не опасаясь получить внушительного тычка под ребра. С другой стороны, если вам повезет и тот, с кем вы спите, тоже страдает от  бессонницы, то с ним можно поболтать о чем-нибудь непринужденном.

Когда Вы уже окончательно достанете тех несчастных безумцев, что решились за Вами ухаживать , это будет сигналом к тому, чтобы выздоравливать. Это делается достаточно легко и непринужденно, а с выходом на работу или учебу у Вас на ближайшие две недели появится железное оправдание Вашему безделью – «Я болела!»



http://www.proza.ru/2015/10/19/201 - продолжение