Гл. 4а. Другие дефиниции Духовности. Суть вопроса

Владимир Молчанов 2
       а) суть вопроса.
               
   Как уже отмечалось, почти каждое возникающее сегодня эзотерическое движение, если не "народное", то обязательно "духовное". Причем, само понятие "ДУХОВНОСТЬ" трактуется не однозначно, разнопланово, с претензией на именно свое, абсолютизированное, определение. Однако, прежде чем втиснуть в эту череду еще одно, своё, давайте посмотрим на наиболее типовые, сложившиеся более чем за столетие дефиниции и попробуем привести их в некоторую систему.
               
   Прежде всего, давайте вспомним что обозначают сами термины "дефиниция", "дефинировать". На латыне "defenitio" обозначает "ограничение", "определение", то есть называние, наименование
предметов, их качеств, свойств, харктеристик, отношений и взаимодействий. В Аристотелевской логике дефинирование означало указание на ближайший более широкий род и видовые отличия.
   Таким образом это есть логическая операция, раскрывающая содержание (смысл) понятия через описание существенных и отличительных признаков предметов, явлений, процессов обозначающих данное понятие. Как говорил канд.филос.н., доцент кафедры философии РАН Ю.П.Трусов: "Понятие - есть мысль определенная..." И каждый человек вправе давать свои любые определения. Но, чтобы мы могли понимать друг-друга, исходить в общении и дискуссиях из чего-то общего, существуют словари и энциклопедии, как правило, учитывающие этимональное происхождение слов (первоначальное значение), историческое развитие их смысла и современные особенности.
   Да,каждый человек вправе давать свои определения и называть "паровоз" - "яблоком", но при условии, что он предупредит об этом своих собеседников и сам, в процессе диалога, не будет перескакивать с одной позиции на другую.
   Повторим, что существуют несколько основных способов определения понятий. Первый и второй, Аристотелевские, - через подведение данного понятия под более широкое родовое и указание на видовые отличительные признаки; третий - через простое перечисление признаков и особенностей и четвертый - через сопоставление с другим понятием.Как правило, четвертый вариант приемлем в тех случаях, когда речь идет о самых широких понятиях. Скажем, Ленинское определение "Материи" через сопоставление её с "Сознанием".
   Словари пишут тоже люди, поэтому зачастую встречаются разночтения и, даже, противоречивые определения. Мне самому, однажды пришлось извиняться перед оппонентом за то, что используя один словарь, не удосужился заглянуть в другие.

   Для облегчения понимания сути дальнейшего исследования также необходимо представлять себе ошибки, которые могут возникать при дефинировании. Они в диалектической логике широко известны и мы просто перечислим их:

   - нееткость и неясность определения;
   - определение слишком узкое;
   - определение слишком широкое;
   - тавтологическое определение, когда определение идет через то, что следует определить, по "замкнутому кругу";
   - перескакивание при указании родового признака через ближайшее более широкое понятие ("через голову начальника");
   - перечисление второстепенных свойств и признаков, ничего, как правило, не дающих определению, то есть указание не на содержание понятия, а на его объем;наличие двусмысленности, метафор, сравнений;
   - наличие двусмысленности, метафор, сравнений и др.

   Теперь, вооружившись некоторыми начальными знаниями и представлениями перейдем к изложению существующих дефиниций, интересующих нас, и их систематизации.