Виктор Астафьев о войне

Карл Шифнер 3
Нынче, в дни празднования Победы, кто только не пишет и войне, в которой погибло по скромным подсчётам боле 20 миллионов русского народа. Все пишут и говорят об этой трагедии, но по-прежнему, как и в советские хвастливые годы, мало говорится о правдивых событиях того времени. Море книг написано о Великой Отечественной войне, но чаще всего картины приукрашены. Замечательные слова о судьбе русского народа написал русский писатель Виктор Астафьев:
«Да, конечно, все войны на земле заканчивались смутой, и победителей наказывали. Как было не бояться сатане, восседающему на русском троне, объединения таких людей и умов, как Жуков, Новиков, Воронов, Рокоссовский, за которыми был обобранный, обнищавший народ и вояки, явившиеся из Европы и увидевшие, что живём мы не лучше, а хуже всех. Негодование копилось, и кто-то подсказал сатане, что это может плохо кончиться для него, и он загнал в лагеря спасителей его шкуры, и не только маршалов и генералов, но тучи солдат, офицеров, и они полегли в этом беспощадном сражении. Но никуда не делись, все они лежат в вечной мерзлоте с бирками на ноге, и многие с вырезанными ягодицами, пущенными на еду, ели даже и свежемороженые, когда нельзя было развести огонь. Ох, мамочки мои, и ещё хотят, требуют, чтоб наш народ умел жить свободно, распоряжаться собой и своим умом. Да всё забито, заглушено, и истреблено, и унижено. Нет в народе уже прежней силы, какая была, допустим, в 30-х годах, чтоб он разом поднялся с колен, поумнел, взматерел, научился управлять собой и Россией своей, большой и обескровленной».
В своей предсмертной записке Астафьев написал: «Я пришел в мир добрый... и я любил его безмерно. А ухожу из мира злого, порочного... Мне нечего сказать вам на прощание.»

Недавно мне удалось прочитать книгу известного русского писателя Владимира Солоухина «При свете дня». Это замечательное произведение было написано автором в 1992 году, когда он мог оглянуться на прожитую жизнь и, изучив многочисленные архивные документы, сделать горький вывод: «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?»
Как тут сердцу не заболеть?