Остойчивость морского судна

Лев Ефремов
               
               
      Остойчивость – это способность судна, отклоненного от положения равно- весия под действие внешних сил, возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших это отклонение. Потеря судном остойчивости может привести к гибели судна, т.е. оно перевернется. Излишняя остойчивость также
не желательна, т.к. она уменьшит период качки судна на волне. При этом люди, груз  и механизмы будут испытывать сильную качку в шторм. Груз и механизмы
могут под действием такой качки смещаться, что также может привести к гибели
судна.
      Дизель-электроход Мурманского Морского Пароходства работал в тайм-
чартере у канадской компании. Закончил работу по этому договору в декабре
после выгрузки в Алжире. Получили распоряжение из Пароходства грузить сер-
ный колчедан в Керчи на Дордрехт (Голландия).
      Встали к причалу в Керчи в конце декабря. Отработала комиссия КПП, оформили открытие границы. На борт прибыли работники порта, начали оговаривать с капитаном погрузку судна:
    - Работать будут два крана. С каких трюмов начинать?
    - Начинаете грузить в трюма №№2 и 4, потом переходите на трюма 1и 3.
Когда их закончите, продолжите погрузку на твиндеки 2 и 4, и потом догружа-
ете твиндеки 1 и 3. Только груз обязательно грузите равномерно в трюма и твиндеки, вовремя разравнивайте его. Сейчас зима, а нам идти до Голландии штормовой Атлантикой.
    - Ну, это конечно будем грузить равномерно и штивать, но пусть ваши мо-ряки тоже следят за погрузкой. Планируем закончить погрузку завтра к вечеру.         
      На судно к морякам приехали на стоянку жены. К капитану и к двум матро-
сам. Матросы были украинцы и жены приехали к ним из Украины. Для прохода
жен в порт на судно нужно разрешение капитана и оформление судовой роли.
Вызывает капитан этих матросов:
    - Разрешение на посещение судна вашим женам я даю, но вы имейте в
виду, что это не должно отражаться на вашей работе. Через месяц судно будет
в Мурманске, экипаж уходит в отпуска и будет время для отдыха и развлечений.
    - Обещаем, что будем работать, как положено. Присутствие жен на борту
мешать нашей работе не будет. – Отвечает самый шустрый из матросов.
      На судне в то время  ответственный за грузовые операции был второй помощник капитана. Он и расчет  остойчивости выполнял, и грузовые документы проверял, и за погрузкой следил, да и вахту стояночную нес. При производстве
грузовых работ, назначаются обеспечивающие матросы, которые следят за рабо-
той и своевременно информируют вахтенных помощников о всех нарушениях .
Обеспечивающими назначили как раз матросов, к которым приехали жены. Как
потом оказалось, зря их назначили. Серный колчедан грузился на судно насыпью. Чтобы правильно загрузить судно, необходимо грузить груз в соответствии с расчетом его остойчивости. Для этого часть груза грузится в трюма, затем трюма перекрываются  и часть груза грузится на твиндеки. Поперек трюма ставят съем-ные стальные бимсы и на них вдоль  трюма укладывают деревянные лючины.   Насыпной груз во время  погрузки необходимо штивать ( разравнивать), чтобы он не был погружен «горкой», т.к. при качке этот груз может сместиться к борту и судно получит опасный крен. Штивкой груза должны заниматься портовые груз-чики, но лазить лишний раз в трюм, у них охоты нет. У грузового второго помощника капитана помимо грузовых работ еще и несение вахтенной службы, а помощи от остальных штурманов не было. К капитану приехала на стоянку жена, старший помощник занимался предъявлением судна инспекции портового контроля, третий - ремонтом навигационных приборов со специалистами из навигационой камеры и корректурой карт и лоций. Ну, а с матросов, какой спрос. 
      В каютах праздник и вахтенные матросы тоже, когда нет рядом вахтенного помощника капитана, стараются принять в нем участие. Заканчивают погрузку одного трюма и сразу его закрывают.  Грузовой помощник сутки на ногах, за всем уследить не успевает. Пытается боцман заставить грузчиков разравнять в трюме колчедан:
    - Мужики, надо раскидать груз из центра трюма к бортам.
    - Нормально, и так сойдет.
      А лишний раз доложить грузовому или вахтенному помощнику капитана
неохота, быстрей бы закончить погрузку этого трюма или твиндека, перекрыть
его и бегом в каюту.
     Через сутки закончили погрузку. Оформили грузовые документы, отрабо-
тала комиссия КПП закрыли границу. Жены матросов покинули судно, жена
капитана пошла в рейс до Туапсе.  В  Туапсе перешли для получения бункера.
Простояли там трое суток у пассажирского причала, почти в центре города.
Экипажу уже было не до проверки груза. Город рядом - много соблазнов. Закон-
чили бункеровку, вышли в рейс.
     Конец декабря, но погода в Черном море не штормовая. За несколько часов до подхода к проливу Босфор погода резко ухудшилась. Ветер восточный, в поры-вах до 25 м/сек, волна 3-4 метра. С гребней волн срывает пену, явный признак, что шторм усиливается. Приняли по рации прогноз погоды о дальнейшем усилении восточного ветра. Появилась значительная бортовая качка с обычным для такого волнения  периодом. Но потом вдруг период качки резко сократился до 8 секунд. Капитан вызывает второго помощника:
   - Надо проверить груз в трюмах.
     Опасения подтвердились. Грузовой помощник пролез по всем трюмам и
докладывает:
  -  В четвертом твиндеке из семи бимсов пять вместе с лючинами и грузом провалились в трюм.
     Сыграли аврал и, пока шли турецкими проливами, экипаж пытался расштивать колчедан в остальных  трюмах. 
     Вышли в Эгейское море – шторм 8 баллов, волна 4метра. Судно испытывает сильную бортовую качку, в трюмах работать опасно. Прекратили авральные работы. Этот шторм продолжался до Гибралтарского пролива. Вместо 6 суток шли до него 11. Впереди еще Бискай, который постоянно штормовой. 
     Новый Год встречали в столовой экипажа, раскрепившись по углам. Бокалы с шампанским и тарелки с едой на столы поставить было нельзя. Все держали в руках. Праздничного настроения не было.
     После выгрузки  в Дордрехте поставили судно на верфь в Роттердаме. Там
за три дня переварили и выправили покореженные бимсы.
     Виновным признали грузового помощника капитана, объявили ему выговор, сняли 1/3 оклада и перевели на два года третьим помощником капитана.
Остальные помощники, которые занимались своими делами, оказались не вино-
ваты, также, естественно, не виноваты и матросы, у которых на стоянке в Керчи
был «праздник».