Остойчивость морского судна
Остойчивость – это способность судна, отклоненного от положения равно- весия под действие внешних сил, возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших это отклонение. Потеря судном остойчивости может привести к гибели судна, т.е. оно перевернется. Излишняя остойчивость также
не желательна, т.к. она уменьшит период качки судна на волне. При этом люди, груз и механизмы будут испытывать сильную качку в шторм. Груз и механизмы
могут под действием такой качки смещаться, что также может привести к гибели
судна.
Дизель-электроход Мурманского Морского Пароходства работал в тайм-
чартере у канадской компании. Закончил работу по этому договору в декабре
после выгрузки в Алжире. Получили распоряжение из Пароходства грузить сер-
ный колчедан в Керчи на Дордрехт (Голландия).
Встали к причалу в Керчи в конце декабря. Отработала комиссия КПП, оформили открытие границы. На борт прибыли работники порта, начали оговаривать с капитаном погрузку судна:
- Работать будут два крана. С каких трюмов начинать?
- Начинаете грузить в трюма №№2 и 4, потом переходите на трюма 1и 3.
Когда их закончите, продолжите погрузку на твиндеки 2 и 4, и потом догружа-
ете твиндеки 1 и 3. Только груз обязательно грузите равномерно в трюма и твиндеки, вовремя разравнивайте его. Сейчас зима, а нам идти до Голландии штормовой Атлантикой.
- Ну, это конечно будем грузить равномерно и штивать, но пусть ваши мо-ряки тоже следят за погрузкой. Планируем закончить погрузку завтра к вечеру.
На судно к морякам приехали на стоянку жены. К капитану и к двум матро-
сам. Матросы были украинцы и жены приехали к ним из Украины. Для прохода
жен в порт на судно нужно разрешение капитана и оформление судовой роли.
Вызывает капитан этих матросов:
- Разрешение на посещение судна вашим женам я даю, но вы имейте в
виду, что это не должно отражаться на вашей работе. Через месяц судно будет
в Мурманске, экипаж уходит в отпуска и будет время для отдыха и развлечений.
- Обещаем, что будем работать, как положено. Присутствие жен на борту
мешать нашей работе не будет. – Отвечает самый шустрый из матросов.
На судне в то время ответственный за грузовые операции был второй помощник капитана. Он и расчет остойчивости выполнял, и грузовые документы проверял, и за погрузкой следил, да и вахту стояночную нес. При производстве
грузовых работ, назначаются обеспечивающие матросы, которые следят за рабо-
той и своевременно информируют вахтенных помощников о всех нарушениях .
Обеспечивающими назначили как раз матросов, к которым приехали жены. Как
потом оказалось, зря их назначили. Серный колчедан грузился на судно насыпью. Чтобы правильно загрузить судно, необходимо грузить груз в соответствии с расчетом его остойчивости. Для этого часть груза грузится в трюма, затем трюма перекрываются и часть груза грузится на твиндеки. Поперек трюма ставят съем-ные стальные бимсы и на них вдоль трюма укладывают деревянные лючины. Насыпной груз во время погрузки необходимо штивать ( разравнивать), чтобы он не был погружен «горкой», т.к. при качке этот груз может сместиться к борту и судно получит опасный крен. Штивкой груза должны заниматься портовые груз-чики, но лазить лишний раз в трюм, у них охоты нет. У грузового второго помощника капитана помимо грузовых работ еще и несение вахтенной службы, а помощи от остальных штурманов не было. К капитану приехала на стоянку жена, старший помощник занимался предъявлением судна инспекции портового контроля, третий - ремонтом навигационных приборов со специалистами из навигационой камеры и корректурой карт и лоций. Ну, а с матросов, какой спрос.
В каютах праздник и вахтенные матросы тоже, когда нет рядом вахтенного помощника капитана, стараются принять в нем участие. Заканчивают погрузку одного трюма и сразу его закрывают. Грузовой помощник сутки на ногах, за всем уследить не успевает. Пытается боцман заставить грузчиков разравнять в трюме колчедан:
- Мужики, надо раскидать груз из центра трюма к бортам.
- Нормально, и так сойдет.
А лишний раз доложить грузовому или вахтенному помощнику капитана
неохота, быстрей бы закончить погрузку этого трюма или твиндека, перекрыть
его и бегом в каюту.
Через сутки закончили погрузку. Оформили грузовые документы, отрабо-
тала комиссия КПП закрыли границу. Жены матросов покинули судно, жена
капитана пошла в рейс до Туапсе. В Туапсе перешли для получения бункера.
Простояли там трое суток у пассажирского причала, почти в центре города.
Экипажу уже было не до проверки груза. Город рядом - много соблазнов. Закон-
чили бункеровку, вышли в рейс.
Конец декабря, но погода в Черном море не штормовая. За несколько часов до подхода к проливу Босфор погода резко ухудшилась. Ветер восточный, в поры-вах до 25 м/сек, волна 3-4 метра. С гребней волн срывает пену, явный признак, что шторм усиливается. Приняли по рации прогноз погоды о дальнейшем усилении восточного ветра. Появилась значительная бортовая качка с обычным для такого волнения периодом. Но потом вдруг период качки резко сократился до 8 секунд. Капитан вызывает второго помощника:
- Надо проверить груз в трюмах.
Опасения подтвердились. Грузовой помощник пролез по всем трюмам и
докладывает:
- В четвертом твиндеке из семи бимсов пять вместе с лючинами и грузом провалились в трюм.
Сыграли аврал и, пока шли турецкими проливами, экипаж пытался расштивать колчедан в остальных трюмах.
Вышли в Эгейское море – шторм 8 баллов, волна 4метра. Судно испытывает сильную бортовую качку, в трюмах работать опасно. Прекратили авральные работы. Этот шторм продолжался до Гибралтарского пролива. Вместо 6 суток шли до него 11. Впереди еще Бискай, который постоянно штормовой.
Новый Год встречали в столовой экипажа, раскрепившись по углам. Бокалы с шампанским и тарелки с едой на столы поставить было нельзя. Все держали в руках. Праздничного настроения не было.
После выгрузки в Дордрехте поставили судно на верфь в Роттердаме. Там
за три дня переварили и выправили покореженные бимсы.
Виновным признали грузового помощника капитана, объявили ему выговор, сняли 1/3 оклада и перевели на два года третьим помощником капитана.
Остальные помощники, которые занимались своими делами, оказались не вино-
ваты, также, естественно, не виноваты и матросы, у которых на стоянке в Керчи
был «праздник».
© Copyright:
Лев Ефремов, 2016
Свидетельство о публикации №216051300883