Методы духовной практики

Досым Омаров
Выбор способа духовной практики зависит от уровня сознания человека. Как было отмечено выше, человек может находиться на трех уровнях сознания: поверхностное сознание, подсознание и сверхсознание. В зависимости от состояния души возможны, соответственно, три способа духовной практики.
Первый из них осуществляется посредством деятельности. Когда человек начинает духовную практику, его сознание находится на поверхностном уровне, который образуется в процессе деятельности. Человек переводит своё внимание с материи на духовную реальность. При вступлении на духовный путь характер его деятельности в корне меняется и приобретает глубинную сущность. Он внешне ничего не меняет в своей деятельности, меняется только его умонастроение, которое он направляет к Богу. Если раньше он действовал для своего удовольствия, то сейчас он начинает действовать для Господа, чтобы результаты его деятельности не загрязняли его сознание, а, наоборот, очищали. При этом способе духовной практики нет никакого ограничения для деятельности. Человек может заниматься чем угодно, но только для удовлетворения Господа. Такая деятельность очищает его чувства, одухотворяет его физическое тело и, главное, при этом он не нарабатывает новой кармы и не делает греха. Так поверхностное сознание постепенно очищается. Это наиболее простой и лёгкий способ духовной практики. С помощью деятельности можно осознать, что весь материальный мир является проявлением Всевышнего Господа, Его Вселенской Формой.
Второй способ духовной практики осуществляется посредством знания. Этим путём идут интеллектуальные люди, имеющие творческий и сильный ум и способные к логическому мышлению. Их деятельность – это размышление и изучение священных писаний, описывающих материальную природу, посредством чего они могут прийти к Источнику всего творения. Для этого вида духовной практики требуется определённая аскеза тела и напряжение ума. С помощью знания можно осознать единую духовную основу мироздания и достичь Сияния Господа.
Третий способ духовной практики осуществляется через медитацию или мистическим путём. Этим путем могут идти люди, имеющие опыт медитации в прошлом. В этом методе и знание, и любая деятельность отбрасывается, даже чувства втягиваются вовнутрь, чтобы не было контакта с внешним миром. Медитация на начальном периоде может осуществляться с помощью концентрации внимания на определённых элементах материи, а потом, когда достигается успокоение ума, с помощью концентрации на внутренней сущности.
Например, когда идёт концентрация на точку, сфера, олицетворяющая наше сознание, становится однонаправленной. Весь поток мыслей, движущийся по периферии, блокируется, разрывается и впервые ваше сознание становится неподвижным. Мыслей нет. А если нет мыслей, то не возникает никаких впечатлений – вы впервые пребываете в состоянии без иллюзий. Когда вы занимаетесь концентрацией, все мысли блокируются, и постепенно преодолевается слой поверхностного сознания, наружу начинает выходить ваше подсознание, а потом вслед за ним пробивается сверхсознание. Сверхсознание пробивается сначала узким каналом, а потом постепенно расширяется до бесконечности.
Концентрация может осуществляться на разных уровнях: грубая концентрация, например, на точке, форме, межбровье, звуке, свете, пламени свечи и так далее; тонкая концентрация, например, концентрация на чакрах; концентрация на пустоте. И самая высшая концентрация – концентрация на внутренней сущности или на Сверхдуше, которая приводит к сверхсознанию. Этот способ духовной практики требует очень сильной духовной воли и определённых условий, поэтому он является очень аскетичным. Медитация даёт возможность осознать Вездесущность Господа и увидеть Сверхдушу в сердце.
После достижения сверхсознания душа может заниматься чистым преданным служением. Этот способ возможен при полном освобождении от всяких материальных условностей, то есть на уровне святости. Остальные способы духовной практики являются лишь подступом к этому уровню. Душа на нём полностью очищена от всех наслоений и может общаться с Господом непосредственно. Для такой личности не имеет значения, где она находится – в раю или в аду – она везде чувствует себя одинаково хорошо и служит Богу, в качестве чистой души. Эта форма духовной практики является высшей целью религии, дающей возможность вступить в личные взаимоотношения с Богом.
На уровне чистого преданного служения цель и способ духовной практики сливаются, становясь единым целым.
Все эти способы в различных сочетаниях присутствуют во всех религиозных направлениях. Но если человек остановился на определённом способе, то он выделяется для такого человека в отдельный вид духовной практики.
Надо отметить, что успех духовной практики зависит от двух составляющих: первая – усилие и вторая – милость Господа. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Без упорной работы над собой невозможно стяжать милость Бога, а без Его милости эта работа не принесёт должных результатов. На определённом уровне сознания человека служение людям – это высшая форма поклонения Богу, за которую Он и дарует Свою милость.
Милость Бога изливается на тех, кто ищет. Её нельзя обрести с помощью умственной гимнастики, физических упражнений или аскетизма. Её можно обрести лишь, бескорыстной, непоколебимой и преодолевающей все препятствия любовью. Такая любовь доступна не каждому – она приобретается путём долгой духовной практики. Стучите, и вам откроют, просите, и духовное сокровище будет ваше. Рассматривайте всё, что происходит с вами, как милость Бога. Нужно совершать своё преданное служение, как молитву Богу, предоставить её плоды в распоряжение Всемилостивому Богу и твердо верить в то, что на всё Его Святая воля. Результаты деятельности зависит не от человека. Бог дал человеку работу, а результаты работы будут такими, какими они по воле Бога должны быть. Нужно твёрдо придерживаться желания осознать Его волю во всех проявлениях творения.
Чтобы успешно заниматься духовной практикой, нужно принять правила и предписания, регулирующие духовную жизнь.