М. М. Кириллов Балаково Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ


БАЛАКОВО

Очерк
 
       Я долгое время и не знал, что есть такой город в Саратовской области, хотя  в конце 60-х годов жена моя, сотрудник Саратовского краеведческого музея, ездила туда на открытие Балаковской ГЭС и затопление водохранилища. Это была целая история. Видеть, как заполняется котлован и образуется целое море – Балаковское водохранилище – это здорово! По её рассказу,
горловину плотины, чтобы вода пошла в котлован, взорвать не удалось и её раскопали ковшом. Чтобы лучше увидеть происходящее, она даже забиралась на крышу музейного  автобуса. Фотоснимки пошли в музей.
     В конце 60-х годов плыли по Волге из Хвалынска через Балаково. Пароход был старый, колёсный. В шлюзах в его колесо попало толстое разбухшее от речной воды бревно, и вытащить его  не удавалось. Его долго пилили, а когда распилили, и оно упало, колесо под его тяжестью окончательно  развалилось. Народ с верхней палубы сочувственно смотрел, как безуспешно трудилась команда. Пароход отбуксировали в порт Балакова, а нас всю ночь продержали в каюте. Утром следующего дня  мы пересели на другое судно и благополучно приплыли в Саратов.
      В другой раз, в 1983-м году, возвращаясь из Хвалынска, где я консультировал тяжелобольного человека, пришлось проехать на грузовой машине ночью через весь город Балаково в Саратов по мосту через Волгу.
     В восьмидесятые-девяностые годы  строилась и уже работала Балаковская атомная электростанция, аналог Чернобыльской. В 1986-м году мне довелось участвовать в обследовании балаковцев, пострадавших в чернобыльской аварии, эвакуированных из Припяти в Балаково через Саратов. Это были специалисты-атомщики и члены их семей , находившиеся там в командировке.   В начале мая мне позвонили из Облздравотдела и предложили посетить клинику гематологии и профпатологии Саратовского мединститута.  Я был тогда начальником  кафедры военно-полевой терапии и считался специалистом. Все делалось в обстановке секретности и узнал я в чем дело, только прибыв в клинику.
    Дело было в том, что тип этих атомных станций был одинаков. Именно этим были обусловлены командировки работников из Балаково в Чернобыль. К этому времени (прошла неделя с момента аварии) весь мир знал о том, что у нас так тщательно засекречивалось.
         В клинике я встретил её руководителя проф. В.Я.Шустова. Мы вместе познакомились с приехавшими из Чернобыля. Люди, среди них женщины и дети-школьники, в количестве 15 человек, расположились в холлах и в коридоре. Их кормили.
         Осмотр приехавших не выявил каких-либо специфических симптомов первичной лучевой реакции, чего мы ожидали. Наблюдались лишь усталость от поездки на поезде, тревожность от пережитого и от неопределенности их состояния. Правда, некоторые из них, по характеру работы в Чернобыле, находились непосредственно вблизи станции. Они вспоминали, что в первые часы и дни после аварии  испытывали необычную сухость в полости рта и гортани, а также покашливание. Эти ощущения позже полностью исчезли. Лабораторное обследование, в том числе радиометрия, не выявило заметных изменений. У некоторых обследуемых определялось лишь небольшое превышение дозы радиации. Характер их работы объяснял это. В каком-либо медикаментозном лечении обследуемые не нуждались.  Через 2 -3 дня всю группу поездом отправили домой, в Балаково. Наблюдение за ними безусловно продолжалось и там: лучевое воздействие, особенно если внешнее поражение сочетается с внутренним (за счет радиоактивной пыли), не ограничивается первичной реакцией.
      Знакомство с городом продолжалось и позже: в девяностые годы мне пришлось в этот город ездить по делам. Читал лекции и консультировал больных. Жил в гостинце на проспекте Факел социализма. Этот проспект и сейчас так называется. Красиво, но двусмысленно. Здешние доктора свозили меня на плотину ГЭС, показали город. Мы видели большие заводы. Вообще город был заводской. Рабочий класс являлся преобладающей частью его взрослого населения Запомнился почему-то скромный автовокзал, наверное, потому, что долго ждал автобус на Саратов. 4 часа трясся в автобусе по Заволжью и всё думал, как моим ребятам на кафедре писать свои диссертации. Их было тогда у меня шестеро.
       За все эти годы, особенно двухтысячные, город заметно вырос, став вторым в Саратовской области. Недавно там ввели в строй громадный мост через Волгу, связывающий Россию с Казахстаном.               
   Май 2016г, г. Саратов.