Под небом Италии. 1. В аэропорту

Людмила Михейкина
               
           Я сидела в зале ожидания аэропорта Федерико Феллини, бросая нетерпеливые взгляды на табло. Муж прошелся по периметру зала, затем у стойки бара мы с ним выпили по чашке кофе.
       Когда смотришь телепередачи о странах, в которых никогда не бывал, попадая под влияние чарующих картинок и собственных грез, хочется окунуться в их неведомый мир. А когда становишься частью реальности с чужим языком, другой культурой и непривычным образом жизни, некоторое время спустя появляется желание вернуться в свой скромный дом, к своим обычным делам. Двухнедельный отдых в Италии удался, но, словно засидевшиеся гости, мы спешили домой.
       Оценивая возможности, и совмещая их с потребностями, я никогда не мечтала побывать в Италии. Но со времени нашей последней поездки в Египет, а было это мирной осенью 2010 года, прошло три года, и, отправившись в турагентство, мы неожиданно остановили выбор на Адриатическом побережье Римини.
       Как оказалось, этот, основанный в 268 году до нашей эры город, в котором Юлий Цезарь обращался с воззваниями к прославленным легионам, сегодня скромный мирный курорт протяженностью пляжной линии в 16 километров, и при собственной численности 144 тысячи человек ежегодно принимает до миллиона таких туристов, как мы. Сидя в его парке на скамейке когда-то обдумывал сюжеты новых фильмов Федерико Феллини. Этого прославленного режиссера, как и любого простого человека, влекло  на свою родину.
      Обозначив приоритетом экономичность, мы не претендовали на большую площадь и евроремонт и выбрали недорогой отель с завтраками и ужинами. Небольшой аккуратный номер нас вполне устраивал.
       Хочется отметить, что в своих рассказах об Италии я не задавалась целью воспроизвести ее историю и географию, а касаясь их, лишь то, что увидела и услышала в этой открывшейся для меня стране.
           Однако, начну с конца, вернее продолжу начатое. Дождавшись высветившейся на табло строки с номером рейса из Римини в Минск, мы заняли свои места в самолете. Приветливо поздоровавшись, соседка у окна предложила поменяться местами:
- У меня, ведь, много возможностей смотреть из иллюминатора самолета. Я работаю в аэропорту и часто летаю домой. Вот и сейчас, сумку упаковала, и к родным. Она вам не мешает?
- Нет. Все в порядке.
Отказавшись от любезного предложения занять место с лучшим обзором, я поддержала доброжелательный разговор и поделилась своими  впечатлениями:
- Красивая страна, богатая история, замечательная экология, чистый воздух и совсем не ощущается запаха выхлопных газов. Хорошо отдохнули, но уже хочется домой.
- Я тоже скучаю. Спешу увидеть дочку, маму, встретиться с друзьями, везу им местные вина. Уезжала поработать на год, а задержалась на 20 лет. Каждый сезон думаю, что последний, но все повторяется сначала.
- А почему Вы уехали из страны?
- Когда распался Советский Союз, воинскую часть, где я работала, расформировали. Городок у нас небольшой и устроиться было негде. А за границу выехать стало проще. Одни мои знакомые обосновались в Италии, а другие посоветовали обратиться к ним. С их помощью я и попала сюда. Многие из наших больше трех месяцев здесь не выдерживали. И я, пока устроилась, кем только ни была, и уборщицей, и домработницей, и сиделкой. Ухаживала за старыми и больными людьми. В Италии до ста лет живут и больше. Медицина поддерживает, пока теплится жизнь, а нужно ли это совсем беспомощному человеку, у него, порой, и не спросишь.
- Горный и морской воздух. Наверное, поэтому здесь люди и на пенсию позже уходят. Средний уровень жизни в Италии, как я слышала,  80 лет.
- Да, климат благоприятный. Хорошее питание, много фруктов, восстановительный отдых, а обеденный перерыв у некоторых такой, что и выспаться можно. Сиеста.
- Но Вы планируете, все же, вернуться домой?
- Очень хочу. Но пока не могу. У мамы пенсия маленькая, и я ей помогаю. Дочке учебу оплачиваю. Она с мамой осталась. В Италии пенсии не такие, как у наших пенсионеров.
- Но в Италии и цены выше. Кроме того, платная медицина, а с возрастом это особенно актуально.
- Однако, их пенсионеры могут себе позволить больше, чем наши.
- Так природа распорядилась. У них климат мягкий, и они не один урожай в год снимают. Кроме того, у нас принято взрослых детей от себя не отпускать, опекать до конца жизни.
- А как же иначе? Кто же будет им учебу оплачивать?
- Да, в наше время было проще. Образование для меня – лучший подарок советского времени, поэтому, несмотря на все недостатки, на которые нам сегодня хотят открыть глаза, не могу присоединиться к тем, кто его ругает. Зарплаты моей мамы на продукты хватало, но учебу мне оплачивать она бы не смогла. Туфли, сапоги, сумочка – все было в единственном экземпляре и, порой, не один час, нужно было в очереди постоять, чтобы их купить, но почему-то это не угнетало и не мешало жить. Сейчас все переменилось. А моя мама с пенсии внучке еще подарки делает и говорит, что ей на все хватает.
- Значит, привыкла экономить, и лекарства дорогие не приходилось покупать. И отдых может себе позволить только дачный.
- Трудилась на даче, пока позволяло здоровье. А другого отдыха она и не признает.
- А где вы работаете?
- На заводе. Всю сознательную жизнь.
- На заводе?! Но, ведь, на заводы никто идти не хотел.
- И напрасно. Это лучшая школа жизни. Даже в худшие времена нас не выбросили на улицу, а за простои платили деньги, пусть не большие, но на них можно было жить.
        - А Вы горожанка?
        - Да, коренная.
        - И так рассуждаете?
- Многие в 90-е уходили в коммерцию, но те, кто не оставил производство и остался, когда ситуация стабилизировалась, стали особенно востребованы со своим опытом, и зарплаты выросли до достойного уровня.
- Но там же грязь! А воздух?!
- Это, смотря как понимать грязь. Если буквально, то в цехах, где раньше мазут в пол въедался, сейчас чистая плитка лежит. Ну, а если говорить о воздухе, то в наших дворах, особенно когда машины заводятся, бывает и похуже.
- А какую продукцию наши заводы выпускают?! Разве это уровень?..
- Наше «не то» качество сегодня больше стереотип. У меня вся бытовая техника отечественная. И пока не подводила. Я уже не говорю о ценах. На разницу я еще многое могу себе позволить. Вот, и сейчас, лечу с Вами из Италии. А на костюме мужу, все же, не удалось сэкономить. Все магазины обошли, и ни один не подошел. В Минске пришлось итальянский покупать. Наши мастера шьют на стройных мужчин, а итальянские всех делают стройными.
       Женщина отвернулась, словно о чем-то задумавшись, и в этой затянувшейся паузе мне стало неуютно. Возможно, в своем эмоциональном и патриотическом порыве я задела ее какие-то глубинные чувства. Зачем ей моя правда, если у нее есть своя? Когда-то собрались в Беловежской пуще политики, далекие от проблем своих сограждан, и, не спросив ее, решили за нее ее судьбу.
       В следующий момент она повернулась и, словно прощая всех, улыбнувшись,  сказала:
- Приеду домой, а мама драников напечет. Как же я по ним соскучилась.
На душе стало легко, и общее слово Родина обрело свой конкретный смысл.
Июль 2013 года.