Размышление об этике многомирия

Аркадий Костерин
   Однажды я собирался в дальнее путешествие. И вдруг подумал: «А ведь существует достаточно много вариантов действительности, в которых мы с женой прощаемся навсегда. Возраст наш уже солидный, да и риски путешествия в последнее время возросли. Как же моя бедная жена в тех скорбных реальностях, где я не вернусь, будет жалеть, что была со мной резка и неласкова, что не мирными были наши последние совместные часы! Или наоборот, с каким кошмаром в душе я буду жить, если я останусь, а она уйдёт — ведь здоровье у неё плохое... Как я-то потом буду жалеть, что не приласкал её, не порадовал чем-то напоследок. Ведь мы же любим друг друга!»

   Вот так, с запозданием, приходят к нам зрелые мысли! Надо сказать, что к такому пониманию быстрее приходят те, у кого есть какие-то недостатки здоровья. Уже давно, лет 50 назад, мой друг юности, у которого был врождённый порок сердца, говорил мне: «Надо проживать каждый свой день, как последний». И, по большей части, у него получалось так жить, благодаря чему он и оставил свой яркий след в жизни многих людей. Умер он в 27 лет, но как же он был прав! — Наверное читатель спросит: «Причём здесь многомирие?» — Дело в том, что многомирие всё обостряет. Оно обременяет нас ответственностью. Потому что все варианты действительности при многомировом подходе реальны, они, так или иначе, существуют.

   Итак, этика многомирия — это обычная этика, только нагруженная внимательной ответственностью за возможные последствия наших поступков и даже мыслей. Потому что выбором реальности являются не только наши действия, но и мысли и чувства. Очевидно же, что мысли и чувства отражают возможные для меня «здесь и сейчас» поступки. А возможные, но не случившиеся в моей жизни поступки реальны для альтернативных вариантов действительности. Поэтому и в нашем повседневном существовании, если я сознательно или неосознанно выбираю реальность, то, естественно, я должен стремиться предусмотреть все её возможные продолжения и результаты. Исповедуя многомирие, мы становимся ответственны за то, что у нас в голове. К чему, кстати, давно уже призывает христианство!

Май 2016.