Издержки самоуправления

Элена Захарова
КОМПОТ. ШКОЛЬНЫЕ БАЙКИ*
начало:   http://www.proza.ru/2016/02/09/1037

ИЗДЕРЖКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

В самом начале урока истории Елена Петровна объявила:
- Сегодня будет необычный урок. Давайте проведём с вами урок самоуправления.

- А как это? - удивился Вовка Компотов.
- Роль учителя будут играть ученики. Сначала Оля сделает нам доклад по новой теме. Затем мы вызовем кого-нибудь к доске и вы все будете задавать ему вопросы.

- А оценки кто будет ставить? - осторожно спросил Вовка.
- Оценивать ответы тоже будете вы сами.

- Здорово! - обрадовался Вовка. - А то у меня по истории уже превышен лимит двоек. Родители сказали - если получу ещё хоть одну пару - о новом телефоне даже не заикаться!

... После Олиного доклада, который все слушали, затаив дыхание, Елена Петровна сказала:
- Давайте теперь послушаем наших выдающихся учеников. Компотов и Красулина, выходите к доске!

Вовка и Настя с обречённым видом поплелись к доске. В это время у Елены Петровны зазвонил телефон. Выслушав собеседника, она сказала:
- Начинайте без меня! Задавайте ребятам вопросы, внимательно слушайте ответы и попытайтесь их оценить. Мне нужно ненадолго выйти.

Как только за учительницей закрылась дверь, Сашка Слесарев вскочил со своего места и быстро уселся за учительский стол. Надев очки Елены Петровны и приняв строгий вид, Сашка деловито сказал:
- Так, так... Красулина! Ты пока можешь сесть на своё место. А Компотов ответит нам на ряд вопросов.

Настя с облегчением села за парту, достала косметичку и начала поправлять  макияж. Оба Андрея положили на парту планшеты, до того лежавшие у них на коленях, и невозмутимо продолжили играть.

- Так, Компотов! Давай дневник! - подражая интонации учительницы, протянул Сашка.
- Дневник у тебя на столе! - растерянно проговорил Вовка.

- Не у тебя, а у Вас! - важно поправил его Сашка. - Не забывай, что ты с учителем разговариваешь!
Затем, пролистав учебник и открыв его на последних страницах, Слесарев задал вопрос:
- Итак, Компотов, расскажи-ка нам биографию Юлия Цезаря!

- Но мы же это ещё не проходили! Нам этого не задавали учить! - возмущался Вовка.
- Проходили, проходили! Ты, просто, прослушал - не иначе как спал уроке... Так, в каком году родился Юлий Цезарь?

- А ты сам-то знаешь? - усмехнулся Вовка.
- Но-но! Попрошу не наглеть! - сердито взглянул Сашка поверх очков. - Ты как с учителем разговариваешь?! Могу ведь и замечание в дневнике написать! В общем, не знаешь... На первый вопрос ты не ответил. Теперь о современниках Цезаря... Каких знаменитостей ты можешь нам назвать, Компотов?

Видимо, уловив от растерянности только последнюю фразу, Вовка оживился:
- А, знаменитостей я знаю! Филипп Киркоров, Барак Обама...
Громкий хохот учеников прервал его.

- Всё ясно с тобой, Компотов! Опять не выучил... Придётся поставить тебе двойку! - строго сказал Слесарев, после чего взял учительскую ручку и на глазах у застывшего от ужаса Вовки начал старательно выводить в его дневнике большую жирную двойку.

За этим занятием его и застала вернувшаяся в класс учительница.
- Вот, Елена Петровна! - объяснил он учительнице с притворной скорбью в голосе. - Вынужден поставить Компотову двойку! Поскольку он не ответил ни на один вопрос...
Поток Вовкиных возмущённых возгласов заглушил раздавшийся звонок...

На перемене Сашка мечтательно улыбался:
- Хорошо быть учителем! Мне понравилось! И чего наши учителя жалуются, что им с нами трудно? Даже приятно: не выучил - двойка! Может, мне на педагогический поступить?
- Бедные дети... - вздохнул Вовка. - Если бы у меня был такой учитель, я бы в другую школу перевёлся...
- Хотя, кому я буду двойки ставить? - продолжал рассуждать Слесарев. - Компот-то меня не дождётся... Не может же он в каждом классе на второй год оставаться?!

... На следующем уроке - географии - Алла Фёдоровна (наша классная руководительница) возмущённо выговаривала Вовке:
- Что же это такое, Компотов!? Третья двойка подряд по истории! Ты же обещал выучить!

- Это всё из-за Слесарева! - пытался оправдаться расстроенный Вовка.
- Слесарев-то тут при чём?! - возмутилась учительница. - У тебя уже вошло в привычку во всём винить Слесарева!

- Кстати, завтра меня не будет в школе, - сообщила Алла Фёдоровна. - Я попрошу кого-нибудь из учителей провести за меня урок географии.
- А можно я урок проведу?! - с энтузиазмом предложил Слесарев. - У меня есть опыт!!!

2016

* Все персонажи вымышлены, любые совпадения с реальными людьми случайны. А события вполне могли происходить в одной из наших школ...

Продолжение http://www.proza.ru/2016/05/22/539