Внук комиссара

Геннадий Леликов
-Наташа Попова!
 Пять! Пять!-произнесла тонкоструйная Элеонора Силантьевна.
Коротышка-футбольчик с реденькой  светлой чёлкой, бойко вскочила , улыбнулась половине класса и величественно опустилась на стул, аккуратно придерживая с боков сдобными ручками форменное коричневое платье.
-Валерий Смирнов!
Четыре-четыре.
Мальчик приподнялся ивушкой на ветру, прошелестел  »спасибо!».
Вальяжно сел  принцем Датским.
.-Рыльков!...

Класс замер, будто напялил медвежью шкуру..
Восьмикласснику Рылькову накануне исполнилось четырнадцать лет.  Однако выглядел он много старше. Длинные тёмные волосы пришлось укоротить, под Эдит Пиаф, иначе бы поставили на учёт в детскую комнату милиции, так же могли наказать за то, что с «хорошистом» другом Леркой (Валерием) по вечерам слушали группу «Битлз». Друзья даже и не догадывались. об их увлечении.
  На турнике Рыльков свободно крутил «колесо», занимался боксом, штангой. Излазил местные скалы, мечтая стать альпинистом. Соперничать в цепкости пальцев рук, вряд ли кто мог, как это делал он. Поспорив, взобрался без страховки на крышу кирпичного двухэтажного здания старинной постройки.

На зов сухой ветки- рыжеволосой учительницы, никак не отреагировал.
В классе знали его независимый гордый характер, поэтому никто с ним в конфликт не вступал, даже старшеклассники. Побаивались.
Рыльков!..-визжащей пулей вновь просвистела его фамилия.
Не желая довести учителя до неприличия, он нежно произнёс: «Здеся я, Элеонора  Силантьевна ! Туточки !…»
-Ноль, Рыльков!
-Но такой оценки не бывает!-тем же спокойным тоном парировал он надвигающийся «девятый вал».
А вот у меня есть!
Специально!
Для тебя!
Борода растёт, а ум-отстаёт!..-зло бросила она.
-Так ведь, где разум не может, -там сила поможет!- вспомнил он бабушкину присказку.
Как бы, оправдываясь, учительница теперь обратилась к классу: «Что я ему должна ставить, если в его в сочинении пятьдесят четыре  ошибки, и тема. не раскрыта?»
 В этом месте Элеонору Силантьевну понесло неведомым ветром на пол-урока, словно она попала в бурун.

 Металась по рядам. Распалялась жарче пионерского костра. Резкими отрывочными фразами вбивала в тупые, как ей казалось, головы, своих воспитанников слова об ответственности перед Родиной, о близости сдачи государственных экзаменов …
Рылькову нравилось, когда класс устремлял свои взоры на него, а он оставался невозмутимым, словно Торнадо совсем не о нём.

Часто его классный руководитель -двадцатитрехлетняя Тамара Савельевна или директор школы вызывали родителей в школу, но те не имели возможности прийти: мать с утра и до темноты работала крановщицей, отец-восстанавливал сталелитейный завод, выполняя задание партии. Работал без выходных.
Вся ответственность за воспитание внука ложилась на бабушку. А она, бывшая разведчица, держала язык за зубами: горячо любила внука.
А внук всякий раз выкидывал новые «фокусы».

Сегодня он вышагивал с коричневым кожаным потрёпанным портфелем, с которым давным-давно ходил в первый класс (портфель сохранила бабушка).
Одноклассники допытывались:»Рыльков! Что это у тебя в мешочке подвязано к портфелю?»
-Много будешь знать,- скоро облысеешь! -отрезал любопытному сверстнику.
На его любимом уроке физики у Тамары Савельевны он вёл себя достойно. В душе симпатизировал ей. Где-то мышкой скребло большее. Никак нельзя было подумать, что она замужем, и мальчик с интересом устремлял свои серые очи к её выступающему животику.
На этот раз внутри спортсмена что-то переклинило.
Из холщовой сумочки он достал стеклянную непроливайку, поставил на стол под недоумённые взгляды соседей, и начал громко стучать по дну чернильницы. Стук становился всё громче. Теперь уже весь класс отреагировал.
_-Рыльков! Что у тебя там стряслось?-учительница остановила урок.
-Да вот, Тамара Савельевна, перышко сломалось.
-Какое ещё перышко?
Она подошла к нему совсем близко.
-Вот это!..
И он поднял вверх школьную ручку времён бабушек.
Тамара Савельевна сначала застыла на месте «девушкой с веслом»,
затем её щёки стали наполняться вишнёвым сиропом.
-Вон из класса!-твёрдо заявила она.
Нарушитель ретировался к двери, и чуть не очутился в руках завуча, проходящего по коридору.
-Рыльков! Куда же это вы поспешаете?
Паренёк сообщил о том, как поломал металлическое перо.
-Нечаянно поломал перо? -завуч изумлённо подняла брови.
.-Вот это самое?
Она вдруг так громко рассмеялась, что некоторые учителя высунули страусинные шеи из дверных проёмов…
На следующий день Рыльков явился к классному руководителю с извинениями. До этого с ним ничего подобного не случалось.

Вскоре Тамара Савельевна родила сына.
Рыльков купил букет цветов и явился под окно роддома.
Молодая мама поднесла маленькое создание к раскрытому окошку, приняла цветы, поблагодарила.
-Хо-ро-шень-ки-й!..-нерешительно произнёс он. Учительница сразу же закрыла створку.
Любопытствующий медперсонал и мамочки - роженицы, словно щупом, обследовали невысокого крепко сложенного посетителя.
Рыльков не знал, как дальше вести себя, и что ещё он может сделать для любимого человека?
Вспомнил, какие слова говорил отец у окна своей жене при рождении младшенького.
И он, набрав в лёгкие воздуха, громко прокричал: «Та-ма-ра! Са-вель-ена-а! А молоко у Вас есть?»
Белые халаты затряслись и прыснули во всю мочь.
Учитель, улыбнувшись, кивнула ему головой и на прощанье помахала рукой…
Учебный год, а с ним и завершение школьной программы подходили к концу, как кошка прокрадывалась к воробью.

Весна экспериментировала на всём: смешивала колер в садах и огородах, брызгами дорогого вина окропляла кроны деревьев, будоражила людские сердца.
В классе не сиделось.
Приближался памятный праздник.
В школу зачастили ветераны прошедших битв.

Рыльков внимательно слушал воспоминания пожухлой радистки с заиндевевшими прядями волос.
 Он рассматривал её награды и значки, которые перетекали с пиджака на юбку, дивился её героическими подвигами.
Но ветераны почему-то зачастили, и со своим другом Леркой они стали исчезать с уроков,испарялись.

.Когда  прибыла  делегация из четырнадцати человек, учителя оцепили школу по окружности,  не оставив никаких шансов прорваться сквозь кордон.
Школьников согнали в огромный актовый зал.
Рылькова охраняли особо : спереди -директор школы, сзади- завуч.
Строго настрого наказали сидеть и не «рыпаться».
Военрук представил «малоземельцев».
Тут-то Рылькова зацепило. Его дед Ефим Иванович, комиссар, 250 дней защищал Севастополь в Великую Отечественную и чудом уцелел, отступая.
 С оставшимися в живых, глубокой ночью напали на немецкий конвой, вырезали спящих и отплыли в Турцию, где попали плен.
Всякий раз, когда выступающие обращались с вопросами к учащимся, Рыльков тянул руку, но на него шикали и усаживали, прихватив сзади за пиджак.
И всё же полковник в конце встречи заметил его и обратился: »Вон там, в последнем ряду, мальчик тянул руку. О чём вы хотели спросить?»
Восьмиклассник еле вырвался из цепких лап директрисы:
-Я хотел бы узнать, не помните ли вы подполковника Рылькова Ефима Ивановича, он на Малой Земле, там же и командовал Леонид Ильич Брежнев, они хорошо знали друг друга..
-А Вы ему кем будете?
-Я- его внук.
А дед Ваш живой?
-Да, но он лежит в краевой больнице.
А бабушка?
-Бабушка здесь, дома.
Веди нас к ней...
-Володя!-вкрадчиво и нежно зашептала директриса.-Что же ты об этом нам ничего не рассказывал?
-А Вы и не спрашивали!-отбился он, как от назойливой кошки, требующей ласки.

И завертелся, зашумел вокруг Владимира Рылькова муравьиный рой.
Целую неделю проходили всевозможные встречи, на которых Владимир вместе с бабушкой и её бывшими сослуживцами выступал в различных аудиториях, всевозможных банкетах среди серьёзных и ответственных людей.
Экзамены ему всё же пришлось сдавать.
Да и тема сочинения ему была столь близка: «Героический подвиг советского народа по книге Л. И Брежнева «Малая Земля».

-Володечка!-сусальным голоском пропела Элеонора Силантьевна,-у Вас сочинение самое лучшее. Оценка "Пять! Пять!"
Класс ахнул!
-Да, да!-солировала русовед. И грамотность отменная, (здесь она поперхнулась). -А содержание-как у писателя! ( а здесь-хватанула лишку!)
Насчёт содержания Рыльков не сомневался, а вот насчёт грамотности?..
Не знал он, что его текст пришлось старательно переписывать
отличнице Поповой Наташе.
Не преминула своё словечко втиснуть и директор школы: »А какую характеристику Вам, Владимир Олегович, написала Тамара Савельевна!..
Вы куда хотите поступать?
С такими знаниями и с такими оценками Вас везде примут без экзаменов!»
-А никуда не буду!- резанул он по живому!,-Пойду в девятый!..
Директрису чуть не  хватил удар, но она устояла на ногах.

Зашушукались учителя, бросились уговаривать «внука комиссара», чтобы он обязательно наследовал традиции деда и стал военным… Другие- устилали его путь ковролином, рассыпаясь в комплиментах.
-Героем должен стать, как дед!-подвела черту директриса.
До самых последних дней Владимир Рыльков держал коллектив школы под высоким напряжением., пока не объявил, что  они с  другом Валерием сдали документы в Железнодорожный техникум.