Когда-то удачные экранизации тоже... бывали

Станов Алексей
Удачные экранизации тоже… случались…

 «Эх, да кто ж так в 19-м веке целуется, то…»
Снимаем классику…


                Многие режиссёры пытались воспроизвести на экране великие литературные произведения. Кое-что кому-то и удавалось. Если трусливо абстрагироваться, и миленькой белочкой соскочить с высокой ветки на покрытую жиденькой травкой землю, то можно в качестве удачного примера сразу же начать с «нашенского» Шерлока Холмса. Игорь Масленников доказал, что и 1258-я попытка экранизации может быть самой верной….. (К примеру, совсем недавно, неистовая фантазёрка Зоя Кудря, после несомненной сценарной удачи сериала «Ликвидация», напридумывала в свойственной только ей расслабленной манере, новое прочтение легендарной саги. Конечно, по сравнению с разудалой экранизацией экстремиста Гая Ричи, русскую версию можно смело назвать канонической.)….  Итак, на роль великого сыщика ему посоветовали взять, казалось бы, совсем не подходящего для сего воплощения, Василия Ливанова. Невысокий, ершистый да ещё и с таким характерным голосом. А с этой вечной надтреснутой хрипотцой Василию «услужил» легендарный режиссёр Мишель Калатозов. После грандиозного успеха в Каннах его фильма «Летят журавли», он вознамерился через пару лет снять очередной шедевр. Главным критерием новой картины стала, практически документальная, достоверность кадра. Так как дело происходило в тайге осенью и зимой, то возможностей загубить актёров у дяди Миши было более чем предостаточно.
          Первым едва не погиб Иннокентий Смоктуновский. По сценарию он должен был, не шевелясь, лежать на омываемом всеми ледяными водами плоту, головой вперёд….. После у него констатировали «охлаждение мозга» 2-й степени…. По окончанию съёмок, выжившим актёрам, предложили озвучивать роли в зимнем лесу (????). Они должны были кричать во всё горло, тонко сочетаясь со звуками природы. Наорался и наш тов. Ливанов. Голос у него пропал напрочь. А когда через неделю вернулся, то навсегда стал …. «Карлсоном» (ну, и ничего, дело то житейское)…. В итоге, Шерлок Холмс Василия Ливанова был признан, даже в Англии, лучшим киношным сыщиком с Бейкер-стрит, всех времён….
        Но вернёмся к русской классике. По-моему, снимать по произведениям наших задумчивых писателей дело весьма проблематичное. Там «такие глыбища, такие человечища»…. Об этом, возможно, думал и режиссёр Константин Воинов принимаясь за постановку своей «Женитьбы Бальзаминова». Ну, понятно, Островский не Толстой, но как ЭТО снято…. Однозначно лучшая роль Вицина. Да, в гайдаевской «тройке» он тоже очень хорош, особенно на фоне «плюсуещего» Моргунова и бесшабашного Никулина. Великолепны также Катя Савинова и Лидия Смирнова. А такой фривольной и сексуальной Наденьки Румянцевой больше в кино не было никогда…. Изумительное попадание….
        Ещё одно безупречное воплощение, но уже английской классики, отменно удалось малоизвестному ныне Виктору Георгиеву. Снимать что-то занимательное по Оскару Уайльду дело практически безнадёжное. Какие-то унылые светские беседы на фоне дождливого британского пейзажа. Но это – шедевр. Оторвать взгляд от бесподобного Эдуарда Марцевича просто НЕРЕАЛЬНО! И можно лишь в очередной раз поблагодарить перфекциониста тов. Калатозова, за то, что он всё-таки не сумел до конца заморозить красивого Эдика в роли Мальмгрена в своей неоднозначной «Красной палатке». Очень хорош Яковлев с его тонким английским снобизмом. И совершенно чудесна лёгкая и остроумная Леночка Коренева, в роли безупречной леди с Туманного Альбиона…. Абсолютная режиссёрская удача….
           Послу угрюмого Оскара хочется пройтись по киносказкам. Лучшие, на мой, уже взрослый взгляд, это безусловно: озорнющие «Три толстяка»  по Ю. Олеше, гениальный «Город мастеров» от Тамары Габбе и театральная «Старая, старая сказка» по мотивам Андерсена. Был ещё и авангардный «Айболит 66» режиссёра Ролана Быкова. Одиозные чинуши заставили гения сократить отснятый фильм вдвое. И из выдающегося советского детского мюзикла получился просто славный весёлый фильм….., а ранимому Ролану это стоило, я думаю, пяти лет жизни….
         А ещё в киношном Советском союзе почему-то разрешали снимать по романам англичанина Джона Бойнтона Пристли. Первый из них, это конечно, «Опасный поворот» по одноимённой драме, поставленный для телевидения Владимиром Басовым в 72 году. Режиссёр использовал для съёмок сразу 6(!), одновременно работающих, соединённых между собой, камер, которые давали возможность снимать сразу длинные эпизоды. Фильм, построенный на как бы скучных монологах, смотрится весьма живо и напряжённо. Но у Басова по-другому и не бывало….
        Ещё один занимательный фильм вышел на телеэкраны в 1979 году. Он назывался «Инспектор Гулл» и был снят Александром Прошкиным по драме «Инспектор пришёл». Как это великолепие было можно снять, с использованием  только английского занудства и медленных диалогов. Ведь действие 2-х серийного фильма, как и предыдущего, происходят лишь в нескольких комнатах дома. Нет ни погонь, ни перестрелок,…. но… это удивительно притягательное кино. И ОНО не отпускает…. Как это вообще возможно??!!!.... Дивный тандэм Прошкина и Юозаса Будрайтиса придаёт этому фильму загадочный западный колорит. Начав смотреть уже не можешь отойти за кофе с тостами, боясь пропустить самую суть…. Леночка Проклова, правда, смотрится чересчур русской, на этом празднике классного прибалтийского кинопиршества….
         Ну, и последний, совсем не мрачный, пристлевский фильм, это мюзикл того же 79-го года "31 ИЮНЯ", снятый любителем этого лёгкого жанра, Леонидом Квинихидзе. Владимир Зельдин, думается, замучился метаться от мрачноватого Прошкина к веселью, играя совершенно разноплановые роли. Феномен этого телефильма в том, что здесь снялись реальные танцоры Большого театра. В их числе и Саша Годунов со своей женой-балериной Людмилой Власовой. В августе этого же 79-го года Годунов во время гастролей попросит политического убежища в США. Людмилу КГБ 3 дня удерживает в самолёте, и она всё же улетает в Москву…. Как этот милый фильм пропустили на экраны….???  Он особенно цепляет привлекательностью двух главных персонажей: 23-летней красавицей балериной Натальей Трубниковой и тогдашним покорителем женских сердец, актёром Колей Ерёменко…
           Так, а не пройтись ли нам по англосаксонской старине, зайдя в гости к самому Сомерсету Моэму. Мы знаем латышского режиссёра Яниса Стрейча по множеству бесцветных, а-ля Прибалтика, фильмов. Но именно эта история о влюблённой немолодой актрисе, ему каким-то неведомым образом удалась. Только здесь и понимаешь всю гениальность таланта великой латышской женщины, Вии Артмане. А как невероятно ярок и шаловлив в роли первого наставника героини, легендарный рижский актёр Эдуардс Павулс. Конечно же, Гунарс Цилинскис, как всегда, безусловный красавец….  Фильм снят легко, чувственно и с мягким, вкрадчивым, и потому очень милым, чувством юмора…. Безусловная редкая удача гос. Яниса….