Системный подход в решении проблем низкой конкурен

Олег Радикович Мусин
«Системный подход к решению проблем, основанный на системном Образе мышления, позволяет не только сформулировать видение Образа будущего высоко конкурентной организационно – управленческой системы разработки и производства продукции инновационно – технологического уровня развития, но и применить самые эффективные инструменты и методы на пути достижения этого Будущего»   

В этой статье предлагаю своим уважаемым читателям, рассмотреть вопрос зависимости конкурентоспособности предприятий и организаций не только от способностей собственников и руководства компаний:
 видеть, формулировать и решать существующие и возникающие Проблемы, влияющие на:
- качество,
- затраты,
- сроки,
- безопасность,
разрабатываемой и производимой продукции,
а так же мотивацию и развитие сотрудников, задействованных в этих процессах,
но и от их способностей сформулировать видение Образа будущего развития предприятия через:
- 1 – 2 – года,
- 5 – 10 – лет,
- 50 – 100 - лет…

1.Системный метод принятия решений собственниками и руководством компаний.
Как утверждал один из основателей концепции «бережливого производства», знаменитый доктор Эдвард Деминг, технология принятия руководством решений зависит от нескольких составляющих:
1. Предсказания Результата, принятого решения
2. Приобретенных знаний и навыков,
3. Способностей практической организации и управления процессами достижения предсказанных Результатов
4. Владения сотрудниками предприятия практическими знаниями и навыками эффективных методов выполнения работы. 
Все высшее перечисленные элементы технологической системы принятия решения, являются взаимозависимыми и взаимосвязанными процессами, влияющими на свойства и характеристики фактического состояния организационно – управленческой системы предприятия, которые определяют уровень его развития и конкурентоспособности.   
Причем, ключевым процессом, влияющим на качество и эффективность технологической системы принятия Собственником и Руководством компании Решения, является процесс приобретенных ими Знаний и Навыков, который и формирует определенный Образ мышления менеджеров.
Ведь только опираясь на:
1. Ранее приобретенные собственные Знания и Навыки,
2. Оценку фактической эффективности и качество подготовленных руководством компании:
-  организации и управления технологическими системами разработки и производства продукции (товар, услуга),
- квалификацию инженеров и менеджеров, рабочих и служащих,
- оборудование и инструмент
менеджер может со 100% вероятностью предсказать будущий результат принятого решения. Значит процесс образования, обучения и воспитания менеджеров играет ключевую роль в процессах технологической системы эффективного принятия Решения, нацеленного на достижение идеального конечного Результата (быстро, качественно, с наименьшими затратами…).
Но тогда возникает вопрос, почему, многие отечественные руководители и менеджеры компаний, не смотря на получение престижного образования в т.ч. МВА, не могут похвастаться впечатляющими результатами руководимых ими компаний?
Проблема в том, что современные программы образования менеджеров нацелены на повышение эффективности существующих организационно – управленческих систем, основанных на концепции «массового производства» (бери больше – кидай дальше), без учета перспективного плана поэтапного совершенствования и развития сотрудников, технических, технологических и социальных систем предприятий в направлении повышения степени их идеальности. А это подразумевает поэтапное и радикальное изменение существующих, устаревших организационно – управленческих систем, к которому 99,9% отечественных менеджеров, а значит и их сотрудников ни морально – психологически, ни интеллектуально – творчески просто не готовы. Поэтому мы и наблюдаем на постсоветском пространстве не развитие, а ее имитацию, что и привело к деградации не только общества, но и экономики. Достаточно посмотреть на пример проведения реформ в Украине, а о реформах в России и думать забыли. Хотя, как показывает практика, если сотрудникам объяснить в чем смысл радикальных перемен по программе ТРиСС, то 20% сотрудников добровольно примут участие в проведении реформ на своем предприятии.
В авторитарных государствах (системах), в зависимости от цели и фактического этапа социально – экономического развития, Лидер формирует заказ на воспитание человека определенного типа (корпоративная культура, программа обучения сотрудников…). И если главной целью Лидера является, пожизненное сохранение за собой власти в государстве (системе), то заказ на воспитание будет нацелен не на воспитание в людях инициативы, творчества и ответственности, а на исполнительность и работоспособность, с навязанными государственными (собственными) ценностями.  Что неизбежно, согласно законов диалектики, приведет к деградации, как сотрудников, так и организационно – управленческих систем. Это лишний раз подтверждает:
-  S – образная кривая развития систем (после периода стабилизации, начинается период деградации),
- алгоритм Э.Деминга 94/6, где во всех проблемах организационно – управленческих систем предприятий на 94% виноват Лидер  и только 6% от не зависящих от него причин. 
«Настоящих, «буйных» мало, вот и нету Вожаков…» - В.С.Высоцкий.

Исходя из выше сказанного, напрашивается вывод:
Для проведения качественно новых реформ, способных обеспечить достижение инновационно – технологического уровня развития государства за 5 – 10 лет, необходимо сформировать заказ на обучение и воспитание Лидеров нового типа, в которых так нуждается постсоветское пространство.

2.Программа прогрессивного менеджмента (ТРиСС), как основа для формирования Системного Образа мышления, необходимого для принятия управленческих решений, способствующих количественно – качественному развитию компаний.

Для подготовки Лидеров нового типа, нужна новая программа прогрессивного менеджмента, о чем писал в своих работах Э.Деминг еще в 70 – ых годах прошлого века. Программа, которая поможет сформировать у сотрудников предприятия (инженеров и менеджеров, рабочих и служащих) Системный Образ мышления, который:
1. основываясь на законах диалектики развития систем
2. в зависимости от уровня развития систем
позволяет выбрать самый эффективный инструмент и метод для каждого этапа реализации плана по повышению  конкурентоспособности продукции и предприятия.
Такой программой могла бы стать комплексно – целевая программа бережливо – изобретательского менеджмента ТРиСС ( ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ), основанная на знаниях и навыках практического применения:
1. Инструментов и методов решения Проблем:
1. Концепции «Бережливого производства» для совершенствования и развития технологических систем разработки и производства продукции за счет устранения 8 – ми видов Потерь (сокращение: сроков, затрат - от 2 – 4 раз…), что способствует формированию у сотрудников Бережливого Образа мышления…
2. Концепции ФСА (функционально – стоимостного анализа) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для оценки и повышения (устранения) функциональной значимости элементов в: технических, технологических, социальных системах за счет устранения 15 видов Резервов развития систем (повышение надежности и качества за счет упрощения систем), что способствует формированию у сотрудников Изобретательского (творческого) Образа мышления
2.Трех законов Диалектики развития систем, способствующих формированию:
1. Видения Образа будущего:
-  системы своего Предприятия - технической, технологической, социальной подсистем
-  технических систем разрабатываемых и производимых семейств продукции
2. «Дорожной карты» тактики и стратегии достижения этого Будущего
максимально приближеннтго к степени идеальности, как Предприятия, так и разрабатываемых и производимых им Семейств продукции.
Законы Диалектики развития систем способствуют формированию у сотрудников Диалектического Образа мышления, основанного на умении видеть в развитии любых Систем:
1. Борьбу противоположных Тенденций
2. Пути разрешения Противоречий,
3. Понимания необходимости и неизбежности качественных скачков в Развитии,
4. Последовательного и закономерного изменения различных Систем
5. Направления в сторону повышениях их  степени Идеальности
Для большей наглядности и визуальности Системный Образ мышления, можно представить в виде графика Винна, где область пересечения трех сфер, символизирующих три образа мышления (диалектический, бережливый, творческий) является Системным Образом мышления (более подробно можно ознакомиться на сайте: http://www.slideshare.net/olegmusin1).
Системный подход в решении Проблем конкурентоспособности предприятий и организаций программы ТРиСС, основываясь на Системном Образе мышления,  позволяет комплексно использовать, как инструменты и методы концепции «бережливого производства», так и инструменты и методы ФСА и ТРИЗ, которые, опираясь на Законах Диалектики развития систем, позволяют не только:
1. Сформулировать видение Образа будущего высоко конкурентной системы максимально приближенной к идеальной системе (без 8 видов Потерь и 15 видов Резервов Развития систем),
2. Составить «Дорожную карту» тактики и стратегии достижения Будущего
Но и практически реализовать мероприятия для достижения  этого Будущего.
Вывод по теме:
Для качественного проведения реформ любой системы (предприятия, государства…) с целью достижения инновационно – технологического уровня развития систем, необходима программа образования, обучения и воспитания Лидеров нового типа прогрессивному менеджменту (например: программа ТРиСС). Которая позволяет сформировать у Лидеров перемен Системный Образ мышления, способствующий Системно решать проблемы организационно – управленческих систем с целью повышения степени их идеальности.
О реформах же проводимых в Украине можно сказать одно: «Лозунги новые, «реформаторы», цели, инструменты и методы старые. Без нового Лидера:
- с четкой и понятной для всех граждан  программой построения цивилизованного будущего Украинского государства,
- озабоченного не сохранением личной власти, для обогащения себя и своих подельников, а процветанием рядовых граждан Украины,
будет то,  что было после «Оранжевой революции», или бег по кругу.
 «Олигарха – в президенты страны = козла – в огород капусты».
Но законы диалектики необратимы, через год, десять, двадцать лет, все равно любое постсоветское государство станет на путь цивилизованного развития.
В качестве примера «собственного пути» развития можно вспомнить развитие социально – экономической системы СССР, которая  даже через 70 лет своего «процветания» (деградации) просто развалилась ввиду своей не жизнеспособности и противоречий законам диалектики.