Линза из домашнего проектора

Александр Кучуро
                Как всегда бывает в жизни, ищешь, ищешь, но результата нет, так и у меня вышло с увеличительным стеклом.

              Было огромное желание найти его, пусть любое большое или маленькое, но  самое главное найти, а уж что я с ним буду делать дальше, это уже много раз прокручено в голове.

              Шли дни за днями,  желание заиметь личную линзу проходило и вскоре постепенно сошло на нет.

        Я уже совсем подзабыл о своей мечте, более важные дела затмили такую пустяшную мелочь.

          В один из летних дней от нечего делать, решил разнообразить свой досуг, забрался на чердак, там с весны весела вяленая рыба,  высушенная летней жарой до состояния берёзовой доски.

             Такую рыбу я на пару часов погружал в воду, где она и отходила до  приличного гастрономического состояния.

            Здесь случайно  мне на глаза попался старый проектор диафильмом.

            Навеял он мне ещё про те времена, когда мы жили в пристройке, где по вечерам просматривали различные сказки, прокручивая плёнку, направляя луч проектора со стола от входа на белёную противоположную стену.

            Вставляли плёнку, крутили колёсико привода, сменяя кадр за кадром.

           Меня к проектору не подпускали, мал ещё был, единственное, что доверяли делать, так это скручивать плёнку в рулон и вставлять в специальную баночку с крышкой.

          Таких баночек было у нас много, вот когда на улице была распутица или шёл дождь, а я оставался один, брал я эти баночки, вынимал по очереди плёнки и просматривал их на свет.

           Благодаря этим диафильмам быстро выучился читать, каждый раз просить, что там написано под кадром, надоедало, вот и был у меня стимул читать самому.

            На сам проектор я мог только смотреть, даже прикасаться к нему строго запрещалось, вдруг что - то случайно или нет, но сломаю, уж лучше лишний раз перестраховаться, к сложным бытовым приборам относились в семье бережно, лишний раз ничего не трогали и просто так не крутили ручек.

              Тогда у нас кроме лампового радио и проектора ничего не было, а по вечерам хотелось немножко развлечься.

          Железный, крашеный в тёмный цвет проектор напоминал  мне чем - то самоходную пушку, в нижней части мощная основа, на ней словно башня основная световая часть и из этой башни торчала труба, словно ствол орудия, прокручивая которую добивались резкости кадра.

           После вселения в новый дом, проектор положили на чердак, так на всякий случай, а вот куда подевались плёнки не понятно, может кому – то отдали или со временем затерялись.

             Я взял в руки проектор, довольно тяжёлое устройство,  запылилось за многие годы, повертел его в руках, сдул местами пыль.

             Электрический шнур был на месте, сто процентов, если его включить в розетку, он будет светить ярким лучом света.

             Ставлю проектор на пол чердака, прекрасно помню, как открывалась задняя крышка, беру с задней стороны проектора у мощного основания за нижнюю часть и тащу на себя.

            Небольшое усилие, ребристая крышка с двух сторон для охлаждения поддаётся, держится она в двух местах наверху, я её приподнимаю и оставляю над проектором.

           Из любопытства заглядываю внутрь, вот лампочка, отражатель... и что – то радостное ёкает у меня в груди, заколотилось сердце, немножко стало жарко.

          Какая приятная неожиданность для меня.

           Я смотрю на стоящее внутри проектора увеличительное стекло.

            Мысли бегают в голове во всех направлениях, как тараканы по комнате при включённом свете.

         Возникает множество планов, что я буду делать с этой линзой, оставалось только достать её.

            Но как это сделать, чтобы потом вернуть её обратно, за сломанную вещь, вдруг потом придётся отвечать, рисковать не хотелось, но желание иметь увеличительное стекло, было выше разумного.

                Соблазн победил.

         До меня не сразу дошло, что в конце самой трубки для наводки резкости есть тоже линза, но она поменьше, а мне приглянулась эта.

          Вот так бывает, то ничего нет,  а потом вдруг сразу две.

          Повезло или случайность событий, но не это теперь главное, от меня требовалась сноровка с малыми потерями для проектора изъять линзу. 

             Когда есть заинтересованность,  мозги соображают быстрее и лучше.

         Долго ли я трудился с отвёрткой на чердаке, с опаской куроча проектор, но  всё ж таки стал обладателем увеличительного стекла.

           Вот оно прозрачное сокровище, у меня в руках.

          Первым делом посмотрел через линзу на руку у большого пальца левой руки, хорошее увеличение, видно, как кожа изрисована различными кривыми линиями.

            Первым делом нужно покинуть чердак, взять клочок бумаги и зажечь её от солнца, естественно при помощи личного увеличительного стекла.

           Мешать мне ни кто не будет, что облегчит мне сделать свою задумку.

            А чтобы вообще ни кто не отвлекал, ушёл в виноградник, где сидя на одном из рядков, стал сводить лучи в одну точку на клочке бумаги, оторванной от бумажного мешка.

            В таких мешках привозили зелённую высушенную массу в совхоз для кормёжки скотины.

         Долго держал на одном месте точку, бумага еле – еле временами начинала дымить.

              Точно бумага не такая, нужно взять другую, а для достоверности попробовал на своей руке испытать силу линзы, свожу лучи вместе,  двигаю линзой  ближе - дальше, добиваясь наименьшей точки на руке.

              Нервно ожидаю,    прижгло быстро и чувствительно, значит с линзой всё в порядке.

           Иду во двор, беру газету на кухне, чтобы обратно далеко не ходить, располагаюсь на верстаке, пытаюсь зажечь газетную бумагу, но снова не то, ждешь – ждёшь, а результата нет, бумага после продолжительного направленного луча не думает даже солидно дымить.

          Передвигаю точку на доску, может здесь дело лучше пойдёт, но нет, древесина вообще не поддаётся ни каким термическим изменениям под направленными на неё лучами. 

          Оскомина сбита, несколько безрезультатных часов экспериментов и мне это уже порядком надоело, а ведь когда – то очень хотелось обзавестись личным увеличительным стеклом и что?

          Да ничего особенного, ну слабовата линза, мне бы по мощнее, вот тогда всё бы получилось, а  так одно расстройство.

        Теперь вернуть бы обратно  линзу на место, пусть побудет она там до лучших времён, может быть, когда не будь и сгодится.

          И действительно, через несколько лет я о ней вспомнил, да и в моей коллекции уже имелось несколько экземпляров маленьких линз.

          12 май 2016 г.