О Советском Союзе

Георгий Цвикевич
 
  ***
  Разрывы духовных связей между братскими народами сказались на огромном количестве людей, фактически, потерявших Родину. Всё-таки, советское пространство не суть пространство российское и той духовной общности, которая была у всех народов, населявших советскую империю, именно и не хватает больше всего рождённым в СССР. Все мы мечемся между некогда братскими республиками, между нашим прошлым и таким отличным от него - настоящим. Конечно, это не первая великая империя, которая приказала долго жить, но это была первая и единственная империя с официально провозглашённым равенством возможностей, со своей сложившейся моралью и духовностью, со своими уникальными ограничениями в области материального обогащения, что, как известно, всегда работало на обогащение души.

  ***
  Мы - в нашей части земли - всегда были идеалистами. Что есть человек без идеалов - птица без крыльев. Нет, может кто-то и может прожить свой век, удовлетворившись лишь тем, что могут видеть его глаза и пощупать руки, но нас так воспитали, что нам был нужен хлеб насущный, а сверх того - ещё чуточку веры, надежды и любви. Неважно, был ли это кодекс строителя коммунизма или кодекс самураев, или путь Йоги, но духовная составляющая нашей жизни всегда находилась рядом, поддерживала в трудные минуты, не давала раскисать и сбиться с курса.

  ***
  Миллионы мальчишек и девчонок, рождённых на улицах без рекламы, со скудным освещением, и разбитыми дорогами, с классиками, догонялками, футболом на земле и на камне, жмурками, полным отсутствием денег, стираной и штопанной одеждой, со своей уличной справедливостью, влюблённостью, для которой взгляды, записки, и надписи на стенах - были самыми увлекательными способами выражения чувств. Всё самое главное происходило не дома, а на улице, и мамы не могли нас дозваться и загнать на ужин, или засадить за стол делать уроки. Мы были свободны той свободой, которая не достигается деньгами и общественными усилиями, а вырастает из свойства детской души в условиях узаконенного социального равенства и полного пренебрежения к материальной стороне жизни. Если хотите, это была свобода деревьев и ветра, залетающего в наши улицы и переулки, свобода реализовать себя через бесконечные игры, горячие признания, и высокие устремления.