Книга 1 истоки глава 5 юность ираиды часть 20 пись

Дудко 3
На фотографии – Я (ИРАИДА) со своими сокурсницами –
Ниночкой Макаровой и Олей Титаренко.
Их письма приведены в этом разделе.

КНИГА 1  ИСТОКИ

ГЛАВА 5  ЮНОСТЬ  ИРАИДЫ

ЧАСТЬ 20  ПИСЬМА… ПИСЬМА…


                ПИСЬМА  ОТ  СОКУРСНИЦ

Когда я вернулась из Армении, в Шатуру, меня ждали дома письма от моих девочек – сокурсниц, которые писали уже с новых мест своей работы и проживания.
Интересно – как устроились их судьбы? Если я прогулялась в Армению, то они уехали в холодные края…


Письмо в Шатуру из Верхнего Уфалея. – «Челябинская область, город В – Уфалей, ул. Победа, дом 30, кв. 20, МАКАРОВОЙ НИНЕ.

16.11.57 г.
                ПРИВЕТ   С   УРАЛА!

                ИРИНКА,   ЗДРАВСТВУЙ!

С огромнейшим к тебе приветом – НИНА.

Ира, Недавно получила от тебя письмо, которое ты написала ещё на домашний адрес. Большое спасибо, я так была рада ему, да разве можно не радоваться, когда  получаешь письма от того, с кем совсем недавно жили, делили и горе и радость пополам.

Да, я часто вспоминаю то время, когда мы жили в 3-ьей комнате. Сколько было счастливых минут в нашей небольшой студенческой жизни! Действительно счастливое время было, и вот, всё позади. Все разъехались в разные стороны, и, может быть, как знать, никогда уже не встретимся!
Ира, опишу коротко о своей жизни, так как в письме всего не напишешь, если даже и захочешь.

Ты, в общем, знаешь очевидно, что я поехала работать на Урал, и не вместе с Ольгой Титаренко, а с девчонками из 41 группы – с Симой Роговой и Тамарой Агафоновой и двое ребят: Ваня Чуков (взяли недавно в армию), и Славка Фёдоров (с 42-го года).

Приехали 29-го января. Встретили нас 40-градусные морозы, а мы в ботиночках, как на прогулку приехали в Сочи. Доехали до Свердловска, а потом стали разыскивать Уфолей. Да, Ира, я, впрочем, ехала одна, так получилось. Спрашиваю в Справочном бюро, как добраться до В-Уфалея, а мне отвечают: - «Мы не знаем такого, мы знаем просто – Уфалей». Ну, а я говорю, что мне нужен Верхний Уфалей. Потом в общем, с грехом пополам добралась.

Приехала ночью. Вокзал не большой, сидеть негде, и так кое-как ночь проболталась, а утром пошла разыскивать своё место назначения. Всё нашла, устроилась в гостинице. На следующий день приехали остальные.

Ну, здесь и начались наши похождения. 6-го числа оформились.

Я и двое ребят на стройке мастерами, Саша – сметчицей в ремцехе, а Томка – конструктором в Гипроникеле.

Так я работала всю весну, лето и только в сентябре месяце меня перевели в контору на должность конструктора, где и работаю по сей день. Работы много. А сейчас особенно – нагрузок много: профгруппорг, да ещё в бюро, да и вообще в каждую дыру пихают, а начнёшь отказываться, так начинаются лекции: - «Ты молодой специалист, комсомолка и т.д.»…

Живём мы все в одном общежитии. На первом этаже – ребята, на втором – девушки. Общежитие хорошее. Все трое мы живём в одной комнате. Сначала жили врозь, а теперь вместе. В комнате – 4 человека, ещё одна девочка с Украины (везёт мне на хохлов).

В комнате – диван, шифоньер, стол, тумбочки – всё казённое. В общежитии есть прачечная с ванной, душ, кухня, красный уголок, где часто бывают танцы, телевизор. В общем, весело, но всё равно не то, что было в студенческом, хотя там и не было таких удобств.

А особенно часто я скучаю за своими  девчонками.
Как хочется сейчас всех, всех увидеть, поболтать, да сколько у всех накопилось впечатлений.

Ира, недалеко от Свердловска работает Галя Шамшина, и девочки с 42-ой группы.  Девочки, я даже их всех не знаю (Надя и ещё 4) приезжали к нам, к ребятам. Рассказывали о своей жизни, они уже ездили домой за этот небольшой промежуток времени.

Я недавно ездила в Свердловск к Галке Ш.. У неё как раз была её мама. О встрече не стоит писать, само собой понятно.

Ирочка, в отпуск я поеду в конце декабря. Думаю – числа 25-го, чтоб на новый год быть дома. Вот как я живу.

О природе (извини, не умею, к сожалению описывать природу). Город расположен, как бы в котловине гор. Кругом горы, холмы и леса. Летом красиво. Население – смесь: тут и татары и русские и немцы и др. В городе, главным образом, частные дома.

Посёлок «Никель», где мы живём, построен совсем недавно, и уже сразу же благоустраивается. Улицы асфальтированные. Зелени, правда, мало, но будем надеяться на лучшее будущее. Есть клуб, кинотеатр. Сейчас идёт картина – «Тень на дороге». Фильм хороший, в общем, посмотреть можно, и можно кое-чему поучиться.

Немного о личной жизни.
Ира, нравится мне один парень, он работает начальником  у нас на участке, а работал, где я сейчас работаю. Да я, очевидно, такая уж не счастливая на эту любовь. Пока, правда, всё хорошо, но мне он уже не так стал нравиться, как сначала. Да, мне уже, наверное, никто так не понравиться, как ………. (ты, я думаю, уже догадалась). Хотя я никому не говорила, и никто не знает кроме тебя. Если знаешь что-нибудь о нём, то напиши, и прошу никому не говорить. Пусть это останется между нами. Вот пока всё.

Праздник провела хорошо. Все три дня «спали».

Ира, пиши о свое жизни всё, всё.

Ольга Титаренко  работает (вернее, работала. Т.к. сейчас не работает) мастером. Галка тоже мастером. Извини, что плохо написала.

Передавай большой привет твоему папе, бабушке и девушкам, что с тобой работают, особенно Клаве Стружковой.

Пиши, всё, что знаешь о ком-либо.

До свидания. Привет от мамы и девочек.

                ЦЕЛУЮ   -   НИНА.



Открытка из В – Уфалея.

                ИРОЧКА,   ЗДРАВСТВУЙ!

Поздравляем тебя с новым 1959-ым годом!

Желаю тебе счастья большого, здоровья, больших успехов в жизни и работе!

Ирочка, письмо твоё получила – большое спасибо! Подробно напишу всё в письме. Передавай привет всем знакомым, с кем переписываешься.

До свидания.   Крепко целую.
                НИНА.



Кроме Нины писали и другие девочки…

Письмо в Шатуру из «Владимирская область, г. Александров, 1-ая Калининская 42.     Калининой В.А.».

Это та девочка, с которой мы заблудились в лесу, когда ходили за ягодами и чуть не погибли перебираясь через болото…

А ещё мне почему-то вспомнилось, как однажды я приехала к ней в гости и мы пошли вечером на танцверанду. Недалеко от Александрова стоял цыганский табор. И вот Валя показала мне на одного цыгана, который пришел на танцверанду.

Он меня поразил необыкновенной жгучей красотой. Валя сказала, что от него без ума все девицы на танцплощадке и соревнуются между собой за танец с ним. А он - никого не обижал, танцевал со всеми и, наверное, - не только танцевал...


Если я не ошибаюсь, когда Валя приехала по месту назначения на работу, у них в штатном расписании не оказалось вакансий мастера, и её отпустили домой. Она устроилась  на работу в Александрове, на какой-то завод, на котором велось строительство новой котельной и велись ещё какие-то строительные работы.


Письмо в Шатуру из «Владимирсая область, г. Александров, 1-ая Калининская 42.     Калининой В.А.».

29.10.57 г.             ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГАЯ   ИРКА!

Ах, ты, дьяволёнок, наконец-то ты объявилась! Сколько времени у себя дома и ничего не написала!

Мне так хочется увидеть тебя, и по душам поговорить.

Знаешь, может, ты позвонишь, или я тебе, но я не знаю твоего телефона.

Ира, вызови меня сразу, ну, может быть тебе с полчасика и придётся подождать по телефону: радиозавод 1-55 (прораб СМУ-13, если забудешь телефон, только завод назови обязательно) – это до 5-и часов, а после пяти – 1-40 городской, но лучше звонить по первому телефону.

Знаешь, я в Октябрьскую отдыхаю 5,.6,.7,.8,.9, и 10-го, и хочу поехать в Павлово, и, может быть, мы с тобой как-нибудь встретимся, мне так хочется съездить в Орехово!

Люська с лета сидит у себя в Овражках, и должна на днях родить. Я у неё, правда, была давно, и она довольно-таки хорошо выглядела.

Пишет мне ещё Вовка Клюев, ну я ему иногда отвечаю.

Работаю я прорабом, оклад 980 руб. на радио-заводе, строю, вернее уже кончаю котельную, которую начинала в прошлом году – шестиэтажная, и очень мощная. Получаю за это телевизор «Рекорд», и умываю руки – на стройку больше не пойду, хотя с 1-го ноября оклад повышенный – до 1200 руб.

Ира, ты у меня всё равно, как в сердце сидела, я всё время мечтаю об Одессе, но пока уезжать нельзя. Мне надо подготовить почву для домашних, а то они у меня с ума сойдут. У нас здесь скучновато. Мне что-то никто не нравится. Рудка давно не нравится, просто мне его жалко, вот и тяну волынку до сих пор. Сейчас немного поссорились, и я хочу уехать в Павлово, чтобы позлился немного

Правда, всё это глупо, но это бывает лишь в молодости, а она у тебя одна. Как же у тебя всё неприятно складывается. Ты ещё молодец, что нашла столько решительности, что смогла что-то сделать для семьи и отца. Ты уж подожди, не уезжай никуда, пока дома всё в порядке не будет.

Ну, ладно, а то наряды закрывать надо, конец месяца.

большущий привет бабуле и Борису.

Целую тебя крепко. 
                ВАЛЯ.

   

7.11.57 г.

                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГАЯ   ИРКА!

Ты, наверное, на меня здорово обиделась. Но ты прости меня за моё свинство. Когда сразу не ответишь, так и затягиваешь с ответом.

Октябрьскую я встретила не важно, была у бабушки в Павлове – Пасаде с 6-го по 8-ое включительно, никуда не пришлось сходить, всё время сидела в обществе пожилых людей, подпевала «златые горы» и им подобные, которые я не знаю. Не выдержала, и удрала 9-го рано утром в Москву.

Зато было очень весело перед Октябрьской. Я получила за работу в СУ золотые часы «заря». Завтра получу от завода по окончании «котельной» телевизор «Рекорд» и сматываюсь со строительства. Меня из управления не отпускают, а то я хочу вообще на завод перебежать на должность инженера по вентиляции завода.

Люся З. Послала поздравительную открытку на Малаховку, но она пришла почему-то обратно, т.к. она там не прописана.

Как ты хоть там сейчас поживаешь? Мне страшно хочется тебя увидеть, очень!

Ира, может быть, ты соберёшься как-нибудь ко мне, приезжай в любое время, мы будем рады. Приезжай! Может, соберёшься на Новый Год или раньше, когда хочешь, напиши, что ты думаешь об этом, и согласна ли.

Как у тебя с работой, всё ли в порядке? Не собираешься ли замуж и развелась ли ты?

Я с Рудиком помирилась, но, представляешь, нет у меня тёплого чувства, только лишь – товарищеское. И никто мне не нравится. Серёжка приехал из армии совсем, помнишь? Всё ходит ко мне свататься, и я его хочу всё послать. В кино хожу часто, а теперь и не буду, так как телевизор будет. А на танцы с лета ещё ни разу не ходила, лишь производственные вечера посещаю. В Москву, правда, езжу часто.

Выбрали в городской комитет ВЛКСМ, да в добавок ещё – секретарь комсомольской организации нашего управления, приходится много бывать на других предприятиях. Была недавно во Владимире на строительной выставке, мне очень понравился город, правда в магазинах там бедновато.

С 12 января иду в отпуск, обязательно к тебе приеду, если пригласишь. Передай всем своим привет.

Целую крепко. Приезжай!

Пришли свою карточку, мне очень хочется на тебя посмотреть, похудела ты, или нет? А я располнела в последнее время, но не представляй, что уж очень.
Ну, ладно, пиши.
                ВАЛЯ.




                ПИСЬМО   ОТ   ОЛЕЧКИ   ТИТАРЕНКО

Письмо в Шатуру из Купянска – «г. КУПЯНСК, ул. Артёма 45, Титаренко О.С.».

 
23.10. 57 г.              ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Ира, получила от тебя письмо, хотя по правде, я и не ожидала.

Ира, я ездила с Галей Шамшиной  в Кызыл, но работать там не остались, т.к. нам предложили рабочими до августа, а только потом мастерами, но мы отказались. Галя Шанцова и Зина Фролова работают там в посёлке Хову-Аксы, или по нашему – Огнёвка. Мы там жили целый месяц, потом нам дали денег на обратный проезд и мы уехали.

Галя Шамшина работает в Верхней Пышме, а Нина Макарова в Верхнем Уфалее. Про Люсю и Тоню я не знаю. Тоня писала Гале Ш., что ждёт пополнения в семье. А как ты? Развелась? Живёшь ли с кем-нибудь, или как?

Ира, я работала дома строй мастером, но работа была связана с разъездами, и я ушла. Вот уже месяц, как не работаю. В Кызыле мне очень понравилось: и природа, и обеспечение, но самое главное - там у нас в Хову-Аксы был свой «мост Ватерлоо». Все влюблённые на нём объяснялись. Там много в магазинах всякой всячины, можно одеться, да и с продуктами хорошо.

У нас в Купянске будет строиться с 1-го января цементный завод (вернее, набор техсостава будет с первого января, а сейчас идут земляные и планировочные работы). За меня уже ходатайствовали. Думаю пока временно поступить в ремконтору. Там одна идёт в декрет, ну я и хочу временно поработать в ремконторе.

Ира, о каком ты поступлении пишешь, Ира, разве в январе есть какой-либо набор в институты, да хотя бы, и в заочные? Я что-то тебя не понимаю.

Ира, я тоже хочу в заочный. Но в какой? В строительный мне не хочется, а куда идти, не знаю. В пед. идти, ведь это не перспективно – нигде нет свободного места для работы учителем.

Ира, у меня личная жизнь без изменений. Встречалась с одним инженером, и вот, перед Октябрьскими поругались, сегодня уже 4-ый день его не видела. Ведь, не может его оправдывать то, что он работает и живёт за 8 км. Правда? Я тоже так думаю, ведь, раньше находил время.

Да, передавай огромный привет Клаве Стружковой. Как её дела? Как Жанна Голикова, Каушкина? Вообще, пиши всё, что знаешь о наших.

Ира, я очень часто вспоминаю нашу 3-ью комнату. Золотое было время! Очень хочется  учиться. Я сейчас так завидую тем, кто ещё учится.

Пиши, куда ты хочешь поступать. Кем же ты хочешь быть?

Ирочка, пиши, буду очень рада твоим письмам, не забывай.

Пиши всё, что знаешь о наших?!

Да, как дела у Вали Мартыновой с Горшковым? Расписались? Или она с Женей?

Одним словом, пиши обо всём, что знаешь.

С искренним   к   тебе  приветом     -     ОЛЯ.

Вчера пришла из кино. Смотрели – «Судьба Марины», завтра – «Берёзы в  степу».



К сожалению, переписка с девочками продолжения не получила.
Наши дорожки разбежались по разным городам и стройкам…





Написала я письмо и Толику Тарасову – нашему общественнику в техникуме, без которого не обходилось ни одно мероприятие. Он сразу же мне ответил.

 Мы с ним были друзья в годы учёбы в техникуме, и остались хорошими друзьями и потом. С ним можно было болтать обо всём, как с близким человеком. Он был некрасивым, но очень душевным парнем. Мы с ним переписывались не регулярно, но долго.

 Я приведу здесь все его письма, чтобы  в описании последующих лет не вставлять по одному его письму. После окончания техникума, он поступил в институт, и продолжал заниматься комсомольской работой. Я почему-то считала, что он будет продвигаться по общественной или партийной линии, но со временем, он вернулся в Орехово – Зуево, женился. У них родилась дочка.


                ПИСЬМА   ОТ     ТОЛИКА     ТАРАСОВА

Письмо в Шатуру из Орехово-Зуево – «Г. Орехово-Зуево, Ленинская 81. Тарасову Анатолию»


          20.04.57 г.            ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Письмо получил, за внимание спасибо, хотя этого, вероятно, и не стою.

Встретиться и поболтать у меня желание не меньше, чем у тебя, а, может быть даже и больше, так как я переживаю очередной моральный кризис, а поделиться не с кем – гвардия изменила, скорее всего, я сам. Друзей у меня здесь нет, ты это знаешь. От комсомола оторвался. И сейчас чувствую, что зря.

С учёбой несколько утряслось, много помогли в группе, да и сам немного приобтёрся.  Найти меня можешь в институте до 3-х в аудитории. Расписание на первом этаже – для механического факультета. Не спутай с механико – технологическим. Моя группа  -  Т М  -  56  -  9.

Запомни, что нумерация аудиторий идёт по этажам: 1-ый с 100, 2-ой с 200 и т.д.

Будет лучше, если встретимся после 25-го, так как 25-го последняя контрольная, да и стипендия тоже 25-го.

Ну, на этом – до свидания. Пиши.

                ТОЛЯ.


26.07.57.                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Как    жизнь, работа и, вообще всё, что именуется первым. У меня, как тебе, наверное уже известно всё в порядке, т.е. буду на втором курсе.

С 3-го по 13-ое июля работал на ремонте нашего техникума, а 13-го вызвали на работу по нашему фестивалю. Сейчас встречаем делегации. Завтра последний день встреч, и будем «наводить»  порядок на мероприятиях. Как это дело будет выглядеть в действительности, пока не представляю. Дело в том, что я в Б.С.М. От этого дела всё же отвертеться не удалось. Помнишь свою «пророческую» агитацию на это дело?

Ты бы выбиралась к нам сюда. В Москве сейчас не плохо - навешали и нацепили много всякой дряни, которая красит город. Много открытых эстрад, где что-то должно быть. Да и нам в свободное от «работы» дни обещают что-то подкинуть. Да и вообще, погуляешь и посмотришь оформление, особенно вечером не плохо.

Если надумаешь, то дай тут же знать, чтобы я мог встретить.

 Если сможешь, приезжай под выходной, переночевать где, я найду. В общем, информируй.

Если будешь писать письмо, то пиши на комитет ВЛКСМ, т.е. Москва, Ж-28, Б.Вузовский 3/12 МТИ Комитет ВЛКСМ.

Если надумаешь, телеграфировать, или звонить по междугороднему, то Москва Е – 187 Вельяминовская 4. кв.1 Тарасову Анатолию».

В общем, давай всё же встретимся, «хотя бы» на фестивале.

Объявилась Наташка Хрипкова, с которой уехал Словак. Его в Орехово нет. Её видел, но поговорить не пришлось. Неужели и она Юрку бросила в Магадане. Жаль его, верно?! Вот и верь «Вам» после этого. Ну, последнее – шутка. Ты, конечно, поймёшь.

В общем, Ира, пиши, что надумаешь.

                До свидания   - ТОЛЯ.   
               


11.08.57 г.            ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Получил твоё письмо, за что большое спасибо.

Как обстоят дела? Что дал пересуд? Очень  хочу, чтобы всё было как можно лучше. У меня в своё время было подобное, поэтому я и живу всё время не в семье родителей, а в семье деда.

Ты давай, дерись, как говорят: - «случай тяжёлый, но не смертельный, и жить после него всё-таки придётся».

Очень хорошо, что мысль об институте не покинула тебя. Для того, чтобы поступить на заочное отделение нашего института, тебе лучше будет пока работать на ГРЭС, т.к. в этом году 90 % всего набора будут люди, связанные с торфом и энергией, что облегчит поступление.

Что касается работы и билетов, то это картина не единична, что и портит, в конечном счёте многое.

Пока выполнить твои поручения не смог, время требует «работа». Фестиваль, мне кажется, кроме вирусного гриппа, или ещё чего-то, от чего болят бошки и кости, ничего не оставил.

Моё желание – закончить скорей все дела с ним, вернуться домой на моральную и физическую поправку.

К тебе приеду обязательно, возможно даже с Янчиковым С. Он давно предлагал мне это дело. У него свои дела в Шатуре.

Ну, вот, Ира, вроде бы и всё. При встрече поговорим более подробно обо всём.

На этом заканчиваю. Пиши на Орехово: - «Московская область, Орехово-Зуево, Ленинская 81.

                До свидания      -      ТОЛЯ.



22.08. 57 г.                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Получил твоё письмо, за что большое спасибо.  Извини, что немного задержался с ответом, т.к. думал в этот понедельник быть у тебя, но теперь это дело придётся оставить до следующей субботы, т.к. приехал Виктор Исаев из Крыма и нужно будет помочь ему оформить общежитие на этот год.

С папой, конечно, лучше, но жаль, что не прикрыли дело совсем, и с братом паршиво что-то. Другие напасти на тебя просто какие-то в этот год. Но ничего, будем надеяться на лучший исход всех этих неприятностей.

И ты давай, не сдавай курса. Будь на высоте, хорошо?!

Сам сейчас несколько отхожу, вернее, мамаша ремонтирует  меня после всей зимой фестивальной дряни.

Новостей особых в Орехово нет.
Ты брось, что-то там поди лишнего наговорила своей бабушке. Ведь, я и сам-то в себе путного почти ничего не вижу. Наверное, при встрече бабушка будет во мне разочарована. Привет ей от меня и мамы.
В общем, Ира, в субботу или в воскресенье с тобой увидимся, а там опять закопаешься в институтскую муть, и тогда уже навряд ли, я смогу вырваться.
Встречать не нужно, найду сам, приеду днём, и всё будет нормально.
Ну, на этом заканчиваю.

                До свидания  -   ТОЛЯ.


23.01.58 г.                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Получил твоё письмо, за что спасибо. Да, брат, жизнь иногда бывает не такой уж лёгкой штукой, как мы думаем в своё время. Найти себя в ней гораздо труднее. Это всё ясно. Только ты, пожалуйста, не думай, что так бывает только у тебя. Очевидно, до сих пор тебе просто  не приходилось этого испытывать, а, может быть (не зная этого, т.е. такого состояния), когда-нибудь и кому-нибудь мы сами усложняем всё это дело. Я называю такое состояние «кризисом жизни», и у меня это случалось и раньше в техникуме, и особенно часто бывает такая хрень за последнее время.

Ты пишешь, уехать куда-нибудь и др., но разве от самой себя убежишь. Там, на новом месте, через определённое время будет тоже самое, (может быть, не прав, но сужу по себе). По - моему, Ира, это не выход. Я обычно, когда бывает крайне туго, выхожу из этого состояния усиленной работой, другого пути пока не нашел, так как, другое меня не берёт.

Ты пишешь, что не удовлетворена работой.  Хочется большего, т.е. - быть нужнее, полезней, а для этого, по -  моему,  нужно подготовить себя, т.е. - начать заниматься. И поставить эту подготовку не второстепенным делом (от случая к случаю), а основным, главным. Тогда, по - моему, должна появиться цель, и имея её перед собой, добиваясь её, жизнь приобретает смысл.

И опять у нас этот смысл приобретает зачастую оттенок личного «своего», и это, по - моему опять тот же скоро портящейся продукт, который со временем теряет смысл и интерес.

Мне кажется, т.е. будь я на твоём месте, я бы влез с головой в книги, раздолбил бы всю эту дрянь, и тем самым, подготовить путь для дальнейшего. Т.е., не бегать куда-то, не плыть по течению, а взять и повернуть её (жизнь) собственными руками так, как хочешь, и всё, конечно, для того, чтобы не заляпывать дыры, а делать то, во что можно и нужно уйти с головой. Думаю, что ты меня поймёшь.
Что касается возраста, то эта штука бьёт и меня, и уже очень, ведь, мне-то уже за 30, а жить-то приходится с 19-и летними, которые мнят о себе черт-те что (вспомни себя в своё время), и несмотря ни на что, то, что они сейчас проходят, ты прошел в более трудные время. В их глазах ты являешься каким-то не полноценным (устаревшим) человеком. Ты что думаешь, мне не обидно?! Иногда тоже хочется бросить к чёрту и тут, и всё с ним связанное. Хочется нормальной, человеческой, не собачей жизни.

Ведь, эти болтанки, буквально одному, без друзей, без подруги, ты думаешь, не надоело? Ты думаешь, не завидно, глядя на других, а ведь, так у меня после армии все время, т.е. с момента прихода в техникум, и теперь хочется спросить у тебя – «Куда прикажешь бегать от всего этого?», и можно ли вообще уйти, отступить  в какой-нибудь уголок, найдёшь ли его? Подумай над этим, друже.

А ты ещё пишешь, что де тебя  интересую те, кто украшает общество, т.е. те, кто красивее и сильнее и т.д… А куда прикажешь нам деваться?

Ведь, это, черт возьми, не только твоя философия, а всех вас вообще, особенно у тех, с кем столкнула жизнь в институте.

И вот все те, несмотря на то, что порой бывает внутри, хот топор вешай, всё же лезешь напролом всей этой логике. И ты только не думай, что это так легко, или ещё более, так думают некоторые, де у него это вошло в привычку.

Нет, Ира, мы тоже живые люди и жить тоже хочется. А не пройди всего этого, мне кажется, невозможно будет сделать её такой, как хочется.

Ну, хватит этих глупых нравоучений, или ещё, если так можно назвать, всю эту муть.

Ты пишешь, что нового? Вернулся Славик. Я виделся с ним. Но чувствую, что  дороги наши вместе уже не будут. Он, на мой взгляд несколько обмельчал.

Сегодня передали, что Галя Трушина вышла замуж (её не видел и, может,  это не точно). Холодцов и ещё один парень сдали экзамены и приняты на заочное отделение нашего института. Комар, действительно, приезжал с женой, я его не видел, но Борис видел обоих. Нина Евпалова тоже сдавала приёмные экзамены, но кажется, завалила физику, и не прошла.

У нас все нормально экзамены сдали, и даже сдали и немецкий. Если бы не он, я вытянул бы на повышенную. Сейчас каникулы до 6-го. Проходят слабо, поскольку один. Больше провожу их в горизонтальном положении, пополам с дремотой. Иногда лыжи или коньки.

Вот вроде и всё. Передавай привет своим домашним. Как дела у Бориса? Будь здорова, желаю всего наилучшего.

                ТОЛЯ.


Письмо в Шатуру из Орехово-Зуево.


15.07.58 г.
                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Где ты сейчас?

Мне почему-то кажется, что это письмо не застанет тебя дома. Но буду надеяться на лучший вариант, т.е. – ты дома.

Как дела у тебя? И вообще, вся эта ерунда, которая называется жизнью? Как дела дома?

Домашним от меня привет.

У нас всех, кто вместе со мной, всё нормально. 2-ой курс завершен, и до 1-го сентября свободны.

Завтра выхожу на работу, а то, после всей экзаменационной гонки, пустота какая-то, и очень скучно.

Вот вроде и всё, что было, что есть, и что будет.

Сейчас в городе появился Славик Ю. Трушина Галя вышла замуж. Кажется, у них это дело в норме. Володя Кос. едет на целину, будет работать на комбайне, и поступает на 1-ый курс вечернего текстильного института. Это заведение сейчас функционирует в Орехово. Дину Шилкову не допустили к защите дипломного проекта. Суслова Л. работает в Серпухове. От Комара ничего нет. Вот, вроде, и все новости.

Ну, на этом кончаю. Пиши.

                ДО   СВИДАНИЯ   -   ТОЛЯ.



Письмо в Дзержинку, на ТЭЦ – 22 из Орехово - Зуево 


30. 12 58 г.             ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Поздравляю тебя с Новым 1959-ым годом, желаю отличного здоровья, и вообще всего самого наилучшего.

Вчера, т.е. 29-го сдал последний зачёт, и 5-го будет первый экзамен. Вот, пожалуй, и всё.

                С приветом      -     ТОЛЯ.



Письмо в Андреевку из Москвы.

25.04.59 г.
                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Получил письмо, которого не ожидал. Думал, что и ты уже забыла. Очень не плохо бы увидеться. Давай сделаем это 29 – 30-го, т.е. побродим по Москве, посмотрим иллюминацию. Как когда-то, после «медного всадника».

1-го мне придётся быть в Москве. Остановишься у нас в общежитии. Мой план таков. Приезжай 30-го, или 29-го, или днём, или вечером.

О своём решении напиши.

 У меня всё нормально. Сейчас несколько прижало – конец года, ну и приходиться выжимать. А так, в общем, как всегда, курсовой и немного зубрёжки, больше ничего.

Ну, на этом кончаю пока, и хотелось бы – до свидания.

                Толя.
Приезжай, при встрече поговорим подобней.

Только обязательно напиши о координатах встречи и время её.
                Т.



Открытка в Дзержинку из Орехово-Зуево.


27.04.61 г.                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!


Поздравляю с соответствующим, желаю отличного здоровья и всего самого, самого наилучшего в жизни. Будешь в наших краях (может быть приедешь, в техникум за значком), заходи.

                ТОЛЯ.



Письмо в Дзержинку из Орехово.
11.03.67 г.

                ЗДРАВСТВУЙ,   ИРА!

Поздравляю с «ВАШИМ» праздником 8-ое МАРТА. Желаю отличного здоровья, и всего самого-самого наилучшего в жизни.

Рад, что у тебя всё нормально в жизни.

Наладилось и у меня. С апреля  65-го  женат, в феврале 66-го родилась дочь.

В 64-ом тяжело заболела мать. 1-го февраля вернулся из Иванова в Орехово, где работал по окончании вуза, а через 2 недели, т.е. 14-го 02.64г. она умерла.

Ну и с 17.03 и по сей день работаю на заводе «Карболит» в Орехово.

Вот вроде и всё. Пиши.

                ТОЛЯ.



Почему-то, если друзья не находятся рядом, я имею в данном случае – территориально, то рано или поздно, дружба затихает, замолкает. Всё реже пишешь письма, всё меньше вспоминаешь уходящие  в прошлое интересы. А жаль. Потом, много лет спустя, вдруг вспоминается кто-то, в какой-то момент, по какому-то непонятному наитию. И думаешь, вот он, или она – тебя поняли бы, поддержали бы. Но эта мысль, как тучка – набежала и растаяла.

Но и то правда – всех друзей рядом по жизни не удержишь, не сбережешь… А жаль.