Познание мира-3

Пикасо
                Познание мира-3

Главным Вопросом для сторонника трансцендентального реализма должен бы быть следующий: каким образом для «Я» из себя Самого производит мир Представлений. Серьёзное познавательное стремление по отношению к данному нам миру Представлений, исчезающих, как только мы закроем наши чувства для внешнего мира, может возгореться лишь постольку, поскольку они служат средством косвенно исследовать мир в себе Сущего «Я».  Если бы вещи нашего опыта были представлениями, тогда наша повседневная жизнь была бы подобна Сну, а познание истинного положения вещей - пробуждению. Ведь и образы наших сновидений интересуют пока мы грезим, то есть  не замечаем природы сна. В момент пробуждения мы не спрашиваем более о внутренней связи наших сновидческих образов, а спрашиваем о физических, физиологических и психических процессах, лежащих в основе.

Так и философ, считающий мир своим Представлением, не может интересоваться внутренней связью отдельных частей последнего. В случае, если он философ вообще признает Сущее «я», он будет спрашивать не о том, что происходит в независимой от него душе в то время, как его сознание содержит в себе ряд определённых представлений.

Когда я вижу во сне, что пью вино, которое обжигает мне горло, и затем просыпаюсь с кашлем  (см. Вейгандт, Возникновение сновидений», 1893),  то в момент пробуждения сновидческое  событие перестаёт иметь для меня интерес. Моё внимание направлено уже только на физиологические и психологические процессы, из-за которых раздражение кашля нашло себе символическое выражение в приснившейся картине. Подобным же образом и философ, лишь только он убедился, что данный мир имеет характер Представления, должен тотчас же перескочить с него на скрывающуюся за этим миром действительно существующую душу.