Цель духовной практики

Досым Омаров
Прежде чем приступить к выполнению любого действия, человек обязательно задумается об его результате. Если он этого не сделает в начале пути, в самом конце он может обнаружить, что в течение долгого времени он занимался не тем, и усилия были направлены не туда, куда следовало бы.
Вопрос цели важен также и в плане дальнейшей перспективы. В повседневной жизни каждая наша цель – это шаг к следующей цели. Они – составляющие того видения мира, который сформировался в нашем сознании. При этом видение, даваемое духовными практиками, манипулирует очень масштабными промежутками времени – по меньшей мере, продолжительностью в одну жизнь материального тела. Но, как правило, эти промежутки бывают ещё больше – вплоть до постижения всей цели существования души.
Цели материалистичного человека не выходят за пределы материального процветания и чувственных наслаждений. В лучшем случае человек пытается реализовать эти цели через религию. Тогда результатом своей практики он видит рай, или какие-то выгодные условия на Земле.
Философский поиск Абсолютной Истины помогает подняться над материальным уровнем и обрести понимание своей истинной сущности. Результатом этого поиска является счастье, не обусловленное никакими материальными обстоятельствами. Любое рождение, любая ситуация, даже самая ужасная с обыденной точки зрения, становится лишь внешней картинкой, никак не затрагивающей духовную сущность человека.
Отсутствие материальных целей не подразумевает отсутствие целей вообще. Во главу угла становятся цели духовные.
Если взять религию в целом, то она состоит из двух этапов. Первым этапом духовного пути является осознание своей духовной сущности, то есть человек осознаёт, что он не только тело, но и индивидуальная душа. Вторым её этапом является взаимодействие с Богом. А такое взаимодействие может быть построено только через служение. Служить Богу может только осознавшая себя душа.
Бог, так же как и мы, является личностью. А между двумя личностями возможны отношения. Высшее проявление отношений – любовь. А влюблённый вопросы «зачем?» уже не задаёт. Он действует, служа своему возлюбленному, побуждаемый силой своей любви. Любовь сама указывает ему направление.
При прохождении этих этапов религии человек может преследовать множество целей.
Причины многообразия целей
Как могучая река разбивается на многие русла перед слиянием с морем, так и вечная высшая цель истинной религии – возвращение обратно к Богу, в духовный мир – в земной жизни распадается на множество мелких временных целей. Такая подмена происходит в основном по двум причинам.
Первая причина – безграничность проявлений Господа. В конечном счете, целью религии является Сам Господь, а Он есть беспредельный Абсолют, поэтому Его проявлениям нет конца. Сколько проявлений – столько же форм устремлений к Нему и, соответственно, целей жизни.
Издалека гора может показаться синей туманностью на горизонте. Подойдя ближе, мы обнаруживаем нечто зеленое, можем увидеть отдельные скалы, животных, различные растения, ручейки. Одну и ту же гору можно увидеть по-разному в зависимости от нашего положения по отношению к ней. Абсолютная Истина также неоднородна, поэтому по мере духовного развития Она может проявляться по-разному, и в результате у нас возникают различные желания и, соответственно, разнообразные цели.
Вторая причина – изменчивость и вариативность сознания. По мере развития живого существа его сознание, а вместе с ним и его потребности, постоянно меняются, и на каждом этапе своего развития оно воспринимает проявления Господа по-разному, и стремится к Нему по-своему разумению. Из этого и возникает множество целей.
По мере изменения потребностей человека его цель, соответственно, тоже меняется. Например, голодного человека музыка не волнует. У него совсем другие потребности. Если же кто-то начнёт играть для него музыку он не примет этого. Он скажет: «Ты издеваешься? Я есть хочу, а ты предлагаешь мне музыку. Сейчас не время веселиться! Сначала накорми меня. Я так голоден, что не слышу музыки, я умираю от голода!» Какой прок в картинах классиков, проповедях святых или стихах поэтов, когда человек умирает от голода? Ему нужен только хлеб – Бог проявляется для него как потребности тела.
Но когда человек сыт, здоров и согрет, – вот тогда у него и появляется интерес к музыке, поэзии, литературе, живописи и искусству вообще. Возникает голод иного рода. О теле он позаботился, пора удовлетворять потребности души. Существует иерархия потребностей: сначала тело – это основа, это фундамент сущности человека. Без фундамента не выстроишь само здание.
Когда удовлетворены потребности телесные, приходит черед потребностей психических и умственных. А когда и они удовлетворены, возникают духовные нужды, и человек стремится к высшим проявлениям Бога. Человек переслушал всю музыку, что есть на свете. Он повидал всё прекрасное и понял, что ему всё равно чего-то не хватает. Он услышал все стихи и понял, что поэзия – это путь в забытьё, форма опьянения, но она тоже полного удовлетворения не даёт. Он увидел все великие картины, все творения искусства. Он испытал все формы развлечений и удовольствий... и что теперь? Его руки по-прежнему пусты, но теперь он ощущает голод ещё острее. Потому что, душа может удовлетвориться только у стоп Господа, когда достигнет своей заветной цели, получая высшее духовное наслаждение. Музыки и стихов для этого не достаточно.
Появляется желание медитировать, молиться. Это тяга к Богу, жажда Истины. Человека охватывает непреодолимая страсть, и он пускается на поиски истины, потому что уже знает: ничто не принесёт ему удовлетворения, если он не постиг конечной цели жизни, любви к Богу. Всё остальное уже испробовано, но безрезультатно.
Так у человека возникает главная цель – достижение Абсолютной Истины, и он получает главную роскошь жизни – Истину, потому что она – высшая ценность. Для того чтобы ею владеть, человек должен быть либо очень богат, либо невероятно умен. Но в обоих случаях он богат – либо деньгами, либо умом. Жизнь религиозного человека более удачлива, даже если он беден, чем богатого атеиста.
Как было показано выше, даже встав на духовный путь, человек не может предаться Богу сразу полностью. К этому высшему уровню он приходит постепенно. По мере развития сознания человек меняется, и его осознание Господа на каждом этапе духовного пути тоже будет меняться.
Полностью Безграничный Абсолют познать ограниченным умом невозможно. Сознание человека покрыто слоем материи, закрывающим высшие духовные проявления Господа. Обыкновенный человек может принять Бога только в форме Его проявления в материальном мире. Когда мы видим дом, мы можем догадаться, что там живут какие-то люди. По наружному виду дома можно охарактеризовать хозяина. Подобно этому, мы можем определить некоторые качества Бога по Его творению и Его проявлению в нём. Глубина проникновения в тайны природы зависит от сознания. Значит, Бог тоже может явиться человеку и взаимодействовать с ним согласно его уровню сознания. Фактически сколько форм сознания – столько и проявлений Бога.
Первоначально Господь проявляется как независимая природная сила. Мы должны учитывать эту силу. Человек невольно чувствует её и обращает на неё внимание, начинает взаимодействовать с нею, изучать её. Это первая форма отношений Бога с человеком. Изучая законы природы, он убеждается, что они существуют вне зависимости от него. Он не может изменить законы природы, а может только применять их на практике. В этом выражается материальный прогресс.
Коммунисты хотя и называли себя атеистами, тоже взаимодействовали с Богом. Они, изучая законы природы и используя их, закаляли свой характер, психологические и моральные качества, достигли хороших результатов в спорте (даже стали чемпионами Всемирных Олимпийских Игр), полетели в космос и т.д. То есть, они достигли больших мирских успехов. Так они приняли Бога в грубом материальном проявлении.
Человек, изучая материю, может понять, что все тела состоят из одних и тех же элементов (земля, вода, огонь, воздух и пространство). Это приводит к поклонению различным проявлениям Бога, таким как природные силы, виды животных и т.д. (тенгрианство позднего периода, тотемизм и др.).
Следующий этап проявления Бога – психический, на тонком плане природы, то есть на уровне чувств, ума, разума (духи, полубоги и т.д.). На этом этапе находятся такие эзотерические направления, как спиритуализм, буддизм, шаманизм, конфуцианство и т.д.
Когда человек преодолел эти материальные проявления Господа, он выходит на духовный план. Но и этот уровень подразделяется на несколько этапов, которые будут рассмотрены ниже.
Итак, Господь, в зависимости от уровни сознания человека, проявляется для него по-разному. В священных писаниях говорится, что Господь приходит к каждому соответственно его преданности, каждому Он отвечает взаимностью согласно его форме поклонения. Господь нейтрален. Он ни к кому не питает ни привязанности, ни отвращения, каждый по достоинству и заслугам получает свою долю.
В течение жизни цель человека может меняться несколько раз. Так главная цель религии разделяется на временные, промежуточные цели. Иногда они завладевают человеком настолько, что он вовсе забывает о конечной цели. Это может вызвать много споров и разногласий между людьми, находящимися на различных этапах духовного пути. Единая основа здесь преобразуется во множество.
Однако, как было отмечено выше, спор о Боге бесполезен и даже вреден, так как он не только отнимает драгоценное время, но и загрязняет сердце человека. Кроме того, он способствует оскорбительному настроению по отношению к Богу. Поскольку Бог воспринимается по уровню сознания, человек не может принять другое Его проявление, поэтому с духовной позиции этот спор бесплоден. Каждый принимает Господа так, как он может Его воспринять согласно своему уровню сознания и желанию Господа. Каждый образ Бога даёт возможность сосредоточиться на Едином Всевышнем, и познать этот Его аспект. Но нельзя при этом отрицать другие проявления бесконечного Абсолюта.