Глава 4 начало великой отечественной войны

Илья Кочанов
        В 1941 году началась Великая Отечественная война. Война оставила неизгладимый след в памяти мальчика. К осени он выздоровел, и бабушка забрала  его из больницы. Она несла его на руках, завёрнутого в огромную шаль. Дул пронзительный ветер, но в шали было тепло и уютно.
Начались бомбёжки. Илья прятался под стол в надежде, что крышка стола убережёт его от бомбы, а взрослые улыбались его наивности. Окна домов были заклеены бумажными лентами из газет, чтобы как-то сохранились стёкла. Когда начиналась очередная бомбёжка, все вскакивали со своих мест, бежали прятаться в погреба. Илья хорошо помнит, как дед Никита однажды сорвал дверцу погреба вместе с замком и петлёй. В погребе было тесно, так как обычно тут были: дед Никита, отец Илья Никитович, Настя, Зина, Илья-младший, дядя Павел, бабушка Катя. Колю забрали в Армию. Нюра, со своими детьми — тремя дочерями — ютилась в другом погребе. Кузьма её тоже был призван  на фронт. Шура куда-то часто уезжала, но во время одной из бомбёжек, она прибежала  в погреб с копчёной колбасой в руках. Все в погребе немного перекусили  этой  колбасой.
Из воспоминаний Ильи запомнился эпизод, когда Илья Никитович однажды показался подозрительным охранявшему скирды милиционеру. Милиционер рукояткой пистолета  ударил его по лицу и разбил ему правую скулу. Чертыхаясь на милиционера, Илья Никитович вместе с Никитой спустились в погреб, где уже третий день все прятались от бомбёжек.
Немец приближался к Голубовке. Семьи стали решать, оставаться на месте или убегать. Нюра наотрез отказалась уезжать. Никита Петрович со своей семьёй, а Илья Никитович со своей решили эвакуироваться. Илью Никитовича не призвали на фронт из-за косоглазия, но он ходил на трудовой фронт — на уборку урожая.