Вечера в Тульском политехническом

Елена Грислис
      
      Тульский политехнический институт... С ним тесно связана история моей семьи. В 1957 году его окончил "с отличием" мой отец, в 1980-м - моя сестра, а в 1986 году и я продолжила свою работу в качестве кандидата исторических наук. Вошла же я в коллектив политеха еще за 5 лет до этого. Еще находясь по штату на другой работе, но пройдя определенный отбор, я получила небольшую нагрузку и затем хорошо себя зарекомендовав, право на дальнейшее обучение в аспирантуре, куда была направлена в 1982 году.

           Работа в политехническом не оставляла свободного времени для собственных раздумий в творческом направлении. Вернее, это творчество было ежедневным и действенным.  Конечно же, как ставят голос, так и нас - молодых специалистов - когда-то подучили лекционному искусству, когда все части изложения должны протекать четко по плану и во времени. Это касалось и семинарских занятий.

           Мы переучивались "на ходу", беря за основу Солженицына, Сахарова, Афанасьева и десятки других демократических имен. Мы зачитывались "Огоньком", а также нашими специальными журналами, осваивая новые новаторские точки зрения и подходы. Шли повсюду переименования кафедр и даже дисциплин. Мы буквально утопали в новых материалах и курсах. Политология, Отечественная история, социология, культурология....  И все это было бесценным развитием!

           В 1993 году я окончила свой  "политеховский  ликбез" и ушла в филиал другого Вуза, где окунулась в глубины философии, истории культуры и логики. И это явилось  именно тем, что мне не хватало, как воздуха. К счастью,я относилась к тем, кому достаточно было толчка(программы): методику я знала и все основное решало самообразование. Так постепенно я пришла в соответствие  с специальностью в вузовском дипломе - "история и обществоведение".

          Но вернемся туда, откуда начали. Читая лекционные курсы и проводя семинарские занятия на различных факультетах в качестве историка в должности ассистента, а вскоре и доцента, я вела невероятную по объему и времени общественную работу. Так, на общественных началах в моем ведении находился до сентября 1991 года кабинет политического просвещения института и, одновременно, я была направлена от института внештатным сотрудником районного отделения милиции по делам несовершеннолетних. Также отвечала за реферативную работу студентов на кафедрах общественных наук (КОН) и исполняла функции члена рабочего народного контроля за учебным процессом на факультете.

          Конечно же, времени не оставалось и вся энергия затрачивалась на образование, самообразование и на коммуникацию. Тысячи и тысячи юных лиц ежегодно проходили через меня и признаюсь, что долгое время это служило источником вдохновения. А если говорить прямо: молодежь меня любила. Вообще, политехнический был весьма строг ко всем, но аура института - душевная чистота юности. И я всегда чувствовала это взаимообогащение энергиями.

          Все годы работы в политехе я прежде всего старалась уделять внимание развитию культуры в среде учащейся молодежи. Основной упор делался на работе в общежитиях. Взять хотя бы две запомнившиеся до сегодняшнего дня встречи в перечне мероприятий за 1992 год  в прикрепленном общежитии №4 механико-технологического факультета ТПИ.

                1         

 25 марта 1992 года. У нас в гостях заслуженная артистка России Рима Асфандиярова. В программе стихи Марины Цветаевой.

     Об актрисе Тульского академического театра драмы Риме Газизовне Асфандияровой я слышала с отроческих лет. Кстати, она была, как и все хорошие люди достаточно простой. Так, мою подругу Татьяну Сивирченко она неоднократно принимала у себя дома и помогала готовится в театральный ВУЗ. А это был семидесятый год, когда сама актриса была на пике невероятной популярности.

         Моя подруга, желающая такого же "звездного" пути, как-то подошла к ней, тогда чУдно цветущей красавице, после спектакля. Риме Газизовне, которая родилась 11 февраля 1938 года было, таким образом, 32 года. Помню падал снег и загадочно блестели фонари нашего уникальнейшего театра. Они отошли от меня в сторонку и "звезда"  написала совершенно юной прелестной девочке, какой была Танюша, свой телефон. К слову сказать, у нас телефоны были в то время роскошью, и мы всегда звонили с автоматов. Но не пройдет и 6 лет, как первые снимки моей молодости и первое кино обо мне снимет муж Татьяны и даже в Москве. А тогда подобные "технологии", включая телефон, были нам совершенно недоступны.
       
         Татьяна восхищалась Римой Асфандияровой, пересказывая невероятную историю бедной татарской девушки, которая на свой риск бросила Вуз, где она год проучилась, чтобы поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. И удивительно, что эта потрясающая актриса, принимая у себя провинциальную девчушку, делилась с ней как совершенно простой и даже близкий человек. Но как женщина она была одинока и на мнение моей  подруги обо мне, она ей сказала: "Единственная подруга - хорошо, а нужен... друг". Буквально через несколько лет мы услышали о "прибавлении" в семье актрисы -  рождении дочери Анастасии, а совсем недавно я прочла, что есть и внук Никита.

             Асфандиярова была звездой и героиней целого поколения, молодость которого пришлась на 60-80-е годы XX века. Дебют ее в Туле состоялся в 1969 году и был отмечен двумя ролями: киргизской матери Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова и польки Гелены из «Варшавской мелодии» В. Зорина. Она стала актрисой первого положения в бытность главного режиссера – Рафаила Павловича Рахлина. Это она была Ларисой в «Бесприданнице» А. Островского, Эмилией Марти в «Средстве Макрополуса» К. Чапека, Лизой Карениной в «Живом трупе» Л. Толстого, Клеопатрой в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Тетушкой Руцей в «Птицах нашей молодости» И. Друцэ, Филуменой Мартурано в одноименной пьесе Э. де Филиппо…

             Вот что вспоминала о ней заведующая литературной частью театра О.Н.Кузмичева: "«Материнское поле». Р.Г. Асфандияровой был 31 год. А роль Толгонай – возрастная. Эпическое полотно, где через одну жизнь главной героини проходит эпоха, время, через жизнь конкретной женщины дана Айтматовым в простом и великом обобщении Любовь, Материнство, Жизнь. Все обстоятельства – на пределе возможного: испытания войной, потеря мужа, детей, отчаяние, желание смерти, и через рождение ребенка – возврат жизни."

        Запас душевных и жизненных сил Толгонай-Асфандияровой оказался настолько большим и прочным, что получился моно спектакль. Одежда Толгонай была сшита из рогожки, окрашенной в пурпурный цвет. И она стояла, сияя, посреди сцены, как факел, как вечный маяк Веры и Надежды. Через все муки и испытания киргизская героиня созидала и творила жизнь. Но прежде всего любовь ко всему и всем живущим! И воплощенная ею героиня так энергетически воздействовала на зал, что увлекаемый невиданным эмоциональным полетом зритель испытывал катарсис. 
          
В той роли вся твоя судьба -
Удач и горьких катаклизмов.
Я юной девочкой ждала,
Как ты умчишь за "грани" с риском.

Твой дерзкий шарм звучал всегда
Призывной музыкой таланта.
Твоя восточная звезда
Над полем плакала когда-то.(ЕГ)

          
           Потом Риме Газизовне всю жизнь будет не хватать этого трагедийного накала, мощи исповеди, жизни на пределе. Всю жизнь на вечерах, концертах, в памятные дни Великой Победы она будет читать монолог Толгонай. Однажды автор этих строк была свидетелем такого ее выступления в Никольско-Вяземском в дни памяти Л.Н. Толстого. Рима Газизовна читала монолог на парашютном поле, заполняя его всем своим существом, она будто вырастала из этого поля, становясь его центром: монолитная, с поднятой вверх рукой, ее было слышно везде, может быть, даже голос ее доходил до самого Седьмого неба!

         Ту же самую удивительную искренность увидела я,  пригласив Риму Газизовну на встречу со своими студентами. Запомнила ее фигуру - стройную и подтянутую, очень просто одетую в свитер и юбку, голову с зачесанными и заколотыми сзади волосами. Вот так "по пролетарски" скромно выглядела эта роскошная еще недавно женщина.

        И, наконец, она начала читать... Выразительность и профессионализм, усердие и множественность всяких редких по тому времени медиативных техник. Были и стихи, были и тексты по визуализации. Это было интересно. Тогда в журналах уже попадались подобные материалы из области эзотерики. Думается, её монтаж основывался на произведении Валентина Сидорова "Семь дней в Гималаях" — («Москва», 1982, № 8, с. 3-111).
 
         Помню хорошо успех, поток "сверхъестественных" восторгов и обожания, огромное количество фото, сделанных фотографом института Ярославом Стечкиным. И ещё помню до слёз крошечный гонорар, который я лично передала актрисе, встретившись на одной из трамвайных остановок Тулы. Выступление заслуженной артистки оплачивалось (в согласии с очередной постсоветской денежной  реформой), как и доцентская лекция, всего ста рублями.

        Путь Римы Асфандияровой был ярким, но не легким. Риму Газизовну уважали в родном театре, хотя некоторые побаивались ее прямоты. В 1969 году вступила в труппу Тульского драматического театра, на сцене которого прожила всю свою творческую жизнь – 38 ярких успешных лет. И главное - она страстно любила своих зрителей, и они отвечали ей взаимностью. И это в таком достаточно непростом  городе с  суровой рабочей репутацией. Искусству этой актрисы невероятного захватывающего темперамента и обаяния аплодировали также зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики…  За годы актёрской деятельности она написала две автобиографические книги: «Театр моей жизни» (1999) и «Трава, пробивающая асфальт» (2005). 9 июня 2007 года Римы Газизовны Асфандияровой не стало. Светлая память душе этой прекрасной женщины!


                2


             8 апреля 1992 года. "Общество-христианство-нравственность". Встреча с настоятелем Свято-Сергиевского храма г. Тулы, протоиереем Геннадием Ковалевским.

            А об этой встрече вообще невозможно забыть. Никогда еще молодежь не собиралась в таком количестве и более 3-х часов "держала" священников. Их приехало двое - отец и сын. И оба они - представители рода  потомственных священников, которые более 300 лет служили Богу и людям. Итак, начнем с Ковалевского старшего.

            Геннадий Витальевич Ковалевский (1948 - 2005), митрофорный протоиерей, настоятель Тульского Сергиевского храма, благочинный церквей Тульского городского округа, первый проректор Тульской духовной семинарии.

            Родился 17 сентября 1948 года в селе Блудень (ныне посёлок Первомайский) Берёзовского района Брестской области, Белоруссии. По семейным преданиям, основатель династии принял священный сан и получил приход при содействии Петра I, до знаковой встречи с российским государём он был простым кузнецом – «ковалем», откуда и появилась фамилия. Его отец - протоиерей Виталий Ковалевский; старший брат - протоиерей Виктор Ковалевский; племянник (сын старшего брата) - протоиерей Сергий Ковалевский.

           В 1957 году семья переехала в Тулу, где отец Геннадия служил в храме Двенадцати святых апостолов. В 1971 году Геннадий закончил Ленинградскую духовную семинарию, в том же году был рукоположен архиепископом Ювеналием в диаконы, а 13 июля 1971 года возведен в сан священника.
 
             Первым местом его священнического служения стал храм Иоанна Богослова в поселке Куркино, где уже спустя год молодой священник стал настоятелем. С 1983 года более десяти лет о. Геннадий окормлял Свято-Сергиевский храм города Плавска; в 1991 году к его обязанностям добавилось настоятельство Свято-Сергиевского храма Тулы, в 1992 году - Сретенского храма в селе Богучарово Ленинского района. В его послужном списке - окормление строящегося Свято-Георгиевского храма поселка Ленинский, храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" в Щекино, обязанности благочинного Алексинского округа, настоятельство в часовне в честь Донской иконы Божией Матери в Туле. В 1996 году при Тульском епархиальном управлении были организованы Пастырские курсы, и митрополит Тульский и Белевский Серапион назначил их ректором протоиерея Геннадия Ковалевского без освобождения от занимаемых должностей.

              С 1999 года о. Геннадий - благочинный храмов Тульского городского округа. В декабре 2003 года Указом архиепископа Тульского и Белевского Алексия Ковалевский назначен первым проректором Тульской духовной семинарии. Под его началом восстановлен один из красивейших и старейших храмов Тулы - Свято-Сергиевский.

             Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Туле был построен по благословению митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и освящен в ноябре 1898 года. Строительство осуществлялось под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который впоследствии стал первым настоятелем новопостроенной церкви. Храм был сразу оснащён драгоценной святыней: в церкви хранилось свидетельство, выданное Афонским монастырем святого Пантелеймона, о том, что "по желанию Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Сергия дарована означенной обителью в неотъемлемое достояние Его Высокопреосвященству частица святых мощей вмч. Пантелеймона." В 1901 году мастером Н. Сафоновым была закончена роспись храма. Рядом с храмом была возведена величественная колокольня, которая стала одной из самых высоких точек Тулы.

               В 1918 году храм был закрыт, затем вновь открылся по просьбе верующих и действовал как обычный приход. В 1930 году храм закрыли окончательно и с этого времени в нем размещались клуб ТЮЗ, а впоследствии продовольственный склад, овощехранилище.

           С ускорением распада атеистического строя в СССР, государство начало возвращать здания храмов Церкви, и благословением митрополита Тульского Серапиона в августе 1991 года храм был передан верующим. И настоятелем Свято-Сергиевского храма был назначен протоирей Геннадий Ковалевский. В приходе Сергиевского храма были созданы Православное молодежное движение, духовное отделение школы искусств Зареченского района, воскресная школа для детей и взрослых. Свято-Сергиевский храм стал инициатором создания православной группы в детском саду и православных детских лагерей.

           И я встретилась с отцом Геннадием лишь потому, что я заходила в оный храм, где мы и познакомились. Тогда государство впервые повернулось лицом и к церкви, и к религии в целом. Вузы приглашали грамотных , образованных священников в просветительских целях. Более того, в политехническом институте появилась основанная в 2001 году кафедра "Теологии", которую возглавил доцент, ректор Тульской Православной классической гимназии  протоиерей Лев Павлович Махно.

           На территории своего храма раб Божий Геннадий Ковалевский и будет похоронен. Он трагически погиб летом 2005 года (утонул). Сейчас, а именно с 5 июля 2005 года и по настоящее время,  настоятелем храма служит его родной сын,  протоиерей Вячеслав Ковалевский. Я помню его в студенческой аудитории очень скромным и чутко реагирующим на вопросы пастырем. Оба они оставили тогда неизгладимое впечатление. Кажется, и после вечера, некоторые студенты просили их зайти к ним, видимо, сугубо личные советы нужны были ищущей молодежи.
 
            Как сообщал сайт Тульской и Белевской епархии, о. Геннадий "умел находить общий язык с руководителями области, города и района, совместно решая задачи духовно-нравственного воспитания населения". Священники Свято-Сергиевского храма стали желанными гостями во всех социальных учреждениях Зареченского района.
 
            О. Геннадий был награжден орденом св. кн. Даниила Московского (III степени), орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени), митрой. Работа с детьми и подростками, деятельное милосердие православного священника были отмечены и светской властью: он был награжден Почетным знаком "Ордена Доброты", учрежденным администрацией Тульской области. Такую, знать, хорошую он оставил о себе память. Царствие Небесное.


                май 2016


__________________


Геннадий Витальевич Ковалевский (1948 - 2005) - митрофорный протоиерей, настоятель Тульского Сергиевского храма, благочинный церквей Тульского городского округа, первый проректор Тульской духовной семинарии.