Мимолетные встречи с великими людьми. Ницше

Алексей Жуковский
Как-то Ницше "обронил мимоходом" фразу: “Человеческое, слишком человеческое”. Разве человек может превзойти свою человечность? Разве яблоко может быть слишком яблочным. Нужно совершить переворот со своим сознанием, чтобы это высказывание вошло без критики в обиход.

У Ницше огромное количество кажущихся случайных фраз без причин и следствия, как будто растворяющихся  в потоке несущихся смыслов. И не ухватить сердцевину мысли, не понять логически афористический текст без того, чтобы не искать основу перетекающего окончания мысли в ее начале.

А начало ее очень просто: человек делает свою судьбу сам, раз бог отобрал его помочи, заставил ковылять по колее истории без надежды вступить во врата райского сада. Да и надежду он отобрал. А раз нет никакой помощи и надежды…, - человеку остается одно: презреть человеческое в себе и делать новую история человека. История человечества – два клоуна-канатоходца, перепрыгивающие друг через друга на тонкой балансирующей веревке над пропастью невежества: один делает историю, другой погибает во имя истории.- Слишком человеческое погибает.

Человек должен презреть человеческое в других. Через отрицание другого человеческого посредством силы власти приобретается возможность возвыситься над своими недостатками и отречься от ненужных исторический оплошностей, то бишь моральных ограничений, которые тормозят дальнейший ход истории. Наш философ Ильин перефразировал эту фразу, сделав ее более понятной: “Добро должно быть с мечом”.

Ницше наряду с Марксом – теоретический основоположник  государства нового типа, где массы являются основной движущей силой истории, создают новые законы и порядки, исходя из сиюминутного требования; Маркс дал теоретическое обоснование классового общества, где большинство в силу большинства становиться основой государства и новой морали; Ницше открыл внутренние устремления человека к власти, независимо от его классовой принадлежности, ибо не классы правят историей, а сплоченность власти и ее возможности в случайном стечении обстоятельств находить закономерность.   

Логика государства у Ницше основана на обосновании власти как сверхчеловеческого усилия. Лидер этого государства является олицетворением власти в ее первозданном виде; он готов сварить всех оппонентов в котле, как сделал это великий Тимурчин, чтобы затем примером этого убийства скрепить в единый порыве разрозненные массы. Властелин всегда примитивен с точки зрения окультуренного человека, но всегда гениален для масс, так как он олицетворяет суть воли к власти.

И главное - человек превращает прошлое в бесконечную игру символов, отрицая саму сущность взаимосвязи истории. Ненависть Гитлера к евреям основана на отрицании прошлого. Слишком много евреи знали о прошлом: евреи - это бесконечное напоминание властелинам государств об их эфемерности.            

Ницше закончил свою жизнь безумием. Но и в безумстве своем он привлекал последователей. - Все его последователи в какой-то мере безумны: отрицание ума и рассудка есть сплошная чувственность и поток бессознательного.