Приметы времени и места

Александр Травников
ПРИМЕТЫ СОБЫТИЯ
Малозначительное событие на местном уровне. Однако, не всё так просто. Даже за малым обычно скрывается нечто глобальное. Нужно только повнимательнее отнестись к этому. И бездны мировых конфликтов в полной красе откроются перед вами своими малыми гранями и нюансами.
Рано утром звонок.
Звонит Пётр Петрович.
Голос возмущенный до крайности.
- Ты представляешь!
Совсем обнаглели.
Звони губернатору.
Пусть депутаты займутся.
- Стоп.
Где я, а где губернатор?
И вообще.
Что случилось!
- Да это вообще безобразие.
Пусть губернатор разбирается.
- Стоп, - говорю.
Что случилось.
- Как что?
Ты что?
Не знаешь?
- Что я должен знать?
Да помидоры на рынке 300 рублей килограмм.
- И что?
- Это провокация!
Совсем торговцы обнаглели.
- Это на каком рынке помидоры по 300 рублей?
На Сенном!
В центре города.
- Быть того не может.
А тебе то что?
Дорого?
- Ну как что?
Я то куплю.
А народ?
А вдруг иностранцы?
- Ну не знаю.
Буду мимо следовать, зайду.
Ты наверное сильно преувеличиваешь?
- Да я тебе и ряд и место сейчас по СМС скину.
Я записал.
- Ладно, перезвоню.
Вот я еще ценами на рынке не занимался.
- Да ты же депутат?
- Окстись, Петя!
Это когда было?
Уже лет пятнадцать как прошло.
Да ты и сам губернатора лично знаешь.
Сам бы и позвонил.
- А у меня телефона нет, говорит.
- Петя, не дам. – разгадал я его военную хитрость.
Встретишь, он сам тебе его даст.
А то ты уже один раз из-за киоска пол края на ноги поднял.
Не там стоит!
Киоск левый.
- Так убрали же?
- Ну убрали.
И что?
Там глава района потом долго плевался и тебя добрым утренним словом поминал.
Ладно.
Перезвоню.

Здесь следует сделать небольшое отступление, и уточнить, кто такой Петр Петрович.
Он теперь на пенсии. Но ему до всего есть дело.
Раньше его возили на персональной машине. Теперь он перемещается по городу пешком, или на трамвае/троллейбусе/автобусе/ маршрутке. Такси не берет принципиально. Дорого говорит. И пробки. И теперь, на земле, он всё видит и замечает.
Еще совсем недавно он был очень и очень большим начальником. Очень большим. Выше – только сам губернатор. Это если на местном уровне.
А чтобы сам Вице-премьер звонил, или даже из самой Администрации Президента, так это по паре раз на день.
Но как известно, всё проходит, всё меняется.
Но привычка во  всём принять участие, у него осталась.
Да Вы и сами наверное знаете многих таких начальников, из бывших конечно.  Правда есть у него одна хорошая по нынешним временам черта, так это та, что в отличие от многих, он много не наворовал.
А вот от привычки всем и вся руководить, так это у него еще с Комвремен остались, когда ещё первым секретарём в районе, в городе краевом был.

На рынок я попал только на следующий день.
За первым же прилавком, овощи-фрукты.
Ценники для всего.
Помидоры, написано, 180.
- Сколько? - спрашиваю.
- Сто сорок!
- Дорого!
- Бери дорогой два килограмма.
Я тебе по 125 отдам.
- Спасибо!
Пойду дальше посмотрю.
- А что там смотреть?
Хочешь, я тебе по сто, но бери три килограмма.
- Ладно. Посмотрим.
С праздниками! (дело было на майские праздники и выходные).
Иду по рыночным рядам.
Всё есть.
Рынок южного города.
Хоть и санкции, но всё местное. Даже клубника. И уже зеленый горошек.
- Бэри дорогой у меня, – обращается ко мне торговец, лет 35, с акцентом.
- Почём помидоры?
- Триста!
- Да ты чё?
- А чё?
- Глады, какие большие и красный!
- Не!
Вон там по сто помидоры?
- А!
У него не такие помидоры.
- А чем они отличаются?
- Э!
- Ну тогда я пошел.
- Ой!
Стой!
Давай по сто!
- Да ну.
- Я тебе лучшие выберу!
А хочешь, я тэбэ один помидор за 50 рублей продам?
- Да нет!
Спасибо!
С Праздником тебя!
И тэбе тоже, з Празныком!
Заходи!
Походил-побродил я по рынку. Петру Петровичу звоню!
- Привет!
Вот ты волну поднял!?
Помидоры вообще по сто можно купить.
Я тебе фото пришлю с ценником.
- Да?
А чего он по триста продавал?
- Так рынок же.
Торговаться нужно.
- Да?
Пойду схожу.
- Сходишь, перезвони, - говорю. И отключаюсь.
Возвращаюсь обратно.
Подхожу к тому, что первым стоит.
- Можно я сфотографирую помидоры и ценник?
- Да снимай на здоровье.
А зачем?
- Да товарищ звонил, жаловался, что помидоры здесь по триста. Я ему фотку сейчас и перешлю?
- Да это мой племянник по триста всем предлагает.
Я ему говорил, что не продашь за триста, а он говорит, что я в торговле ничего не понимаю. Рынок, это рынок. Здесь торговаться нужно. С покупателями знакомиться. А иначе, как друзей заведешь, с людьми познакомишься нужными.
- А откуда он?
- Да вторую неделю, как из Армении.
Родственник.
Там опять такое начинается.
Вот и приехал.
Боится, что в армию заберут.
- И много тут таких?
- Ой!
Уже и размещать некуда.
Племянник.
Вот я его и разместил себе в помощь на рынке. Овощами торговать.
А тебя я знаю.
Ты же депутат?
- Нет!
Раньше был!
- Ну снимай, если надо.
Меня, Авик зовут.
Так и познакомились.

Только я изготовился помидоры снять на телефон, как отовсюду пошли обеспокоенные вопросы к Авику.
- А чего он снимает?
- Депутат!- гордо отвечает Авик.
Цены проверяет!
Губернатору докладывать будет!
- О! Пусть суда идёт!
Я ему бесплатно дам!
- Нет!
- Ко мне иди!
- Это мой друг, - гордо сказал Авик окружающим.
Он только у меня берёт.

Зашел я к соседу по дому, который на рынке ларёк держит. Торгует. Раньше в институте преподавал.  Философию. Теперь деньги зарабатывает. Всех на рынке по имени и лично знает.
- Саня привет!
Что тут у Вас делается? -  спрашиваю из вежливости.
И рассказываю, про помидоры и суету с ценами.
- А что тут происходи? – отвечает он вопросом на вопрос.
Азербайджан и Карабах с Арменией опять сцепились. Вот народ и побежал снова в Россию.
Людям жить надо.
Много сейчас на рынке молодёжи.
Это они в Россию сбежали, чтобы на войну не попасть.
Времена сейчас сложные.
Нахлебников не держат.
Вот родственники их сразу к труду и приобщили.
У меня и самого два племянника из Карабаха приехали.
Куда пристроить не знаю.
Давно такого не было.
- А кто воевать будет, если все уедут? – интересуюсь.
- Да никто не будет.
- Вон у азербайджанцев тоже родственники понаприехали. Тоже на рынке их пристраивают. Другой то работы им нет.
- И как?
Не конфликтуют?
- А зачем?
На рынке?
На рынке торговать нужно.
Тут ругаться некогда.
Разоришься.
Или выгонят.
Они вечером, все вместе, по кабакам и ресторанам потом шатаются. Если кто денег заработает. Вот так друг друга и угощают, у кого деньги есть.
Знаешь. На Востоке есть традиция. На рынке нужно торговаться. Мы иногда забываем это. Свой менталитет. А как только свежие люди с Востока появляются в наших еврокраях, они свои привычки, восточные привносят. И сильно удивляются, что мы в России не торгуемся.
- Я потом спрашивал, у Авика, когда уходил.
- И что?
Есть которые по триста, не торгуясь?
- Ой!
Тут вчера, такой солидный мужик был.
Он так возмущался!
Так возмущался!
Купил на тысячу, не торгуясь, и ругался.
Карами грозил.
А ты сам теперь прикинь, сколько мы за раз заработали?
Пусть поругается, если у него такая привычка.
И он такой не один.
А бабушке какой, мы и так, бесплатно дадим.
И ведь не врёт он, Авик.
Я сам это видел. И не раз.


Александр Травников, Краснодар,

12 мая 2016 года