Два письма

Валерия Зикунова
Внимательные темно-карие глаза бегло скользили по только что написанным строчкам письма.

Дорогой мой брат!
В Париже опять очень холодно. Как и два года назад печки здесь не топят, а ведь я думал, что хоть с наступлением нового века что-то поменяется. О цифрах, которыми ты интересовался (пишу прямо из буклета): 35 стран, 76 тысяч участников, 18 отделов, 50 миллионов посетителей, площадь выставки 1,12 км2.
Теперь об итогах:
1) Экспонаты, которые мы привезли совместно с Западно-Сибирским отделом РГО, подтвердили мои предположения. Французы и прочие иностранцы с интересом отнеслись к павильонам Русских окраин. Особенно большое впечатление на них почему-то произвел  свадебный казахский мужской халат.
2) Транссибу рукоплескали! Публика в шоке и восторге. Я сам слышал, как несколько парижан никак не могли поверить, что железнодорожное сообщение скоро свяжет всю нашу страну от Москвы до Владивостока.
3) Наконец увидел своими глазами двигатель Дизеля. Знаю, что Нобель уже около года массового выпускает его по лицензии в Петербурге. Теперь увидел в работе - за ним правда будущее!
4) Наш городской голова очень заинтересовался проектом железного моста французского котельно-литейного завода. Я слышал, как он красовался перед промышленниками, отмечая важность надежной переправы через Омь для нашего наращивающего торговый оборот города. Хотя даже младенцу понятно, что деревянный Ильинский мост, дрожащий как осиновый лист при каждом порыве ветра с Иртыша, не простоит и двух лет.
Сам Париж за это короткое время сильно изменился: новые вокзалы, мосты, на выставку посетители добираются на троллейбусах и метро (при встрече расскажу подробнее). Посмотрел кино со звуком и Олимпийские игры. Вообще удивительная атмосфера веселья и легкости, в которой я нахожусь все эти дни, заставляет меня думать, что Париж просто создан для праздника!
От Эйфелевой башни я в восторге. Такое величие и такое безрассудство! Думаю, еще лет сто, как минимум, этот символ Парижа будет манить миллионы людей со всего мира во Францию.
И, да, ты был прав, интерес французов к России вызван не только дружескими связями наших стран, сколько научно-техническими достижениями и уникальным культурным своеобразие нашего народа.
Купец первой гильдии Прохор Мокринский
г. Париж , 8 сентября 1900 года

Казалось, с тех пор прошла целая вечность. И вот уже тонкие пальцы бегло писали совсем другое письмо.

Милая Жюли!
Напрасно ты волновалась, отправляя меня в столь дальний путь. Даже не думал, что так далеко от цивилизации будет такой высокий уровень культуры. На выставке звучат прекрасные мелодии в исполнении симфонического и духового оркестров, русские актеры дают представления, даже итальянская опера братьев Гонсалес в эти дни находится в этих сибирских местах. Авиашоу, поле для крокета и тенниса, детские площадки — организаторы явно перенимали опыт крупнейших международных выставок, в том числе и нашей парижской 1900 года.
«Сибирский Чикаго» намного превзошел мои самые смелые ожидания. Такого количества участников из самых разных стран я не ожидал: немцы, англичане, датчане и даже американцы. Местное население словно растворилось в массе приехавших на Первую Западно-Сибирскую сельскохозяйственную, лесную и торгово-промышленную выставку.
Хозяйка дома, где мы остановились, рассказала, что чудесный выставочный городок, в который каждый день один за другим тянутся экипажи, возвели меньше чем за год. На месте пустыря появились красивые павильоны, величественные статуи, фонтаны, гроты, клумбы, подведена временная железная дорога, свет, водопровод и много чего еще. В буклете сказано, что площадь выставки занимает 27 десятин, в 60 павильонах разместилось около 1800 экспонатов. Ожидается, что более 150 тысяч человек посетит ее за время работы.
Пусть тебя, Жюли, не смущают цифры. В этих краях нет скученности и толпы, характерной для наших европейских столиц, только свобода и необъятные просторы насколько хватает глаз. В самом Омске населения всего-ничего около 100 тысяч человек.
Я познакомился со многими местными торговцами и промышленниками, наблюдал за горожанами и вот к какому выводу пришел. Это настоящий город-труженик! Я был просто потрясен достижениями г-на Комиссарова: при таких холодных зимах у него плодоносят яблони, виноград и даже совершенно южные деревья и кустарники.
Хотя в эти летние дни здесь очень мило и совсем не чувствуется суровости климата. Свежий ветер с Иртыша своей внезапностью напоминает мне о тебе.
Целую тебя, любимая Жюли.
Твой Пьер.
Российская Империя, г. Омск
10.08.1911 год.
P.S. Ах, да, я как всегда рассеян. Забыл об одной детале, которая тебя наверняка рассмешит. Лично я хохотал несколько минут, когда увидел Эйфелеву башню, сооруженную из тазов и ведер. Именно так фирма «Калашников и сыновья» привлекала внимание к своей продукции. Как и у нас в Париже, вокруг нее каждый день собиралось много народу.

Сильный толчок в руку не дал нормально закончить письмо, оставив на бумаге длинную кривую линию. Юноша резко поднял голову и наткнулся взглядом на метавшие ледяные молнии голубые глаза.
- Тебе понравился мой доклад? Жан, ты что, не слушал? - зло прошипела девушка и плюхнулась рядом на скамейку.
- Все я слышал, - Жанат скривился. После карикатур Шарли Эбдо он не любил, когда его называли на французский манер. Его смуглая тонкая рука пододвинула к девушке два исписанных листочка бумаги. - Вот, читай!
- Опять что-то придумал? - девчушка быстро пробежала глазами текст и хихикнула. - Прикольно! Записки француза об Омске и впечатление омича о выставке в Париже. Ты правда слушал, ничего не упустил: ни башню из тазов, ни Олимпийские игры, - соседка по парте удивленно подняла на него глаза.
- Когда-нибудь я обязательно сниму об этом фильм, - Жанат делал вид, что внимательно слушает историчку, а сам искоса любовался одноклассницей. Ее смех был частичкой его счастья.
- Об этих выставках? Но как ты снимешь Париж 1900 года и дореволюционный Омск? - девочка с сомнением посмотрела на казаха, который, сколько она его знала, всегда был уверен, что станет режиссером.
- Нет, - парень печально уставился в парту. - О том, сможем ли мы с иностранцами когда-нибудь понять друг друга и перенять что-то хорошее, если живем совсем в разных мирах?
- Эй, Жанат, ты чего раскис? - девочка снова ткнула его кулачком в плечо. - Мы вон с тобой тоже как с разных планет: ты веришь в мудрость Аллаха, а я радуюсь Воскресению Христа, ты летом в деревне пасешь овец, а я копаюсь на грядках в огороде. Но несмотря на все это, мечтаем мы в общем-то об одном, - девушка хитро улыбнулась и задорно подмигнула.
Казах тихонько засмеялся и наклонился к ней:
- Не знаю о чем ты, но я в такую погоду с удовольствием гулял бы по парку.
Они одновременно перевели взгляд в сторону окна. На ярко-голубом небе весело играло лучами теплое весеннее солнце, а ветер с Иртыша раскачивал верхушки деревьев с нежной молодой листвой.

12.05.2016
Зикунова Валерия