Как я прогуливался на дно Большого каньона

Мишаня Дундило
...В ту пору я жил в "прогнившем городе Востока" (эпитет © Джека Лондона) Чикаго и мечтал о Диком Западе.  Дикий Запад с его прериями, пустынями, каньонами, салунами и ковбоями со "Смит-Вессонами", заткнутыми за пояс, притягивал меня с магической силой.  Ну тут я, конечно, ситуацию приукрасил.  Если проще - манили меня простор и безлюдье Запада.

В первый же свой чикагский отпуск я рванул на Запад на старенькой своей машине "Хонда-Аккорд".  Интенсивно покрутился по штатам Колорадо, Нью-Мексико, Юта и въехал а Аризону.  А там - чудо мирового масштаба, теоретически известный всем Большой Каньон.  Практически, однако, он был знаком далеко не каждому, и я не составлял исключения.

Пропуская малосущественные подробности, начну повествование с того, что после недолгих рысканий по штату Аризона я оказался на южной кромке Большого Каньона (South Rim of Grand Canyon).

Да-а-а, скажу я вам, зрелище крайне впечатляющее.  Средь ровной местности - огромный провал с фантастически изрытым дном.  Над каньоном висят черные тучи, стреляющие молниями.  Я еще удивлялся, посещая индейские базарчики: почему индейцы изображают на своих тарелках и тазиках небо над каньоном, исполосованное молниями?  Стало ясно, что на тех картинках показана объективная реальность.

Заночевал.  Утро следующего дня выдалось погожее, солнечное, прохладное.  Неудержимо захотелось спуститься на дно каньона.  Мгновение подумав, я бросил в рюкзак куртку (мало ли, а вдруг будет холодно!), фотоаппарат, пачку сигарет, пару вареных яиц и устремился к кромке.  Там - начало тропинки.  В самом начале тропинки - предупреждающий знак с изображением изможденного чувака и надписью (даю вольный перевод с английского): "Имейте голову на плечах, не суйтесь на дно каньона, это плохо для вас кончится".

ХА!  Кончится!  Плохо!  Это для кого плохо кончится - для меня?  Я бравый тренированный альпинистище, вторые разряды по легкой атлетике и по лыжам имею, марафоны бегал, и для меня, что - плохо кончится????  Да пошли вы...

Вниз, на полуторакилометровую глубину, я сбежал за полтора часа, проскочив по пути индейскую деревеньку Indian Garden (индейский сад).  По дну ущелья протекает Колорадо-Ривер.  С большим удовольствием искупался в бурной речке, побродил с фотоаппаратом по окрестностям.  Через реку - мостик, а за ним тропа, выводящая через пару десятков километров на North Rim (Северную кромку).  Но мне надо возвращаться к машине.

Съел два вареных яйца, всухомятку - поздно сообразил, что не прихватил с собой ни соли, ни питья.  Тронулся обратно.

Тем временем из-за кромки каньона выполз зловещий шар солнца,  и мне тут же стало как-то не по себе.  Стало очень жарко.  Ни воды в рюкзаке, ни шапки на голове.

Обгоняю плетущегося впереди парня.  Откуда он мог взяться?  Не с парашютом же его на тропу сбросили.  Ниоткуда сбоку он появиться не мог - сплошное вертикальное скальё.  Соображаю: жара застигла его на спуске и мужик благоразумно повернул обратно, не добравшись до дна каньона.

А жара все усиливается.  У меня (у того, который который альпинистище, тренированный спортсмен...) темнеет в глазах.  Адски хочется пить, но воды я с собой по глупости не взял.

Впереди - какая-то лужа.  Оказалось, не лужа, а довольно глубокое родниковое озерцо с ледяной водой.    Я погрузил лицо в воду и, захлебываясь, пил, пил.  Надо было бы  взять этой холодной и вкусной воды с собой - но во что, в какую тару?  Альпинистище не взял с собой даже пустой бутылки, не подумав, что дело может принять драматический оборот.

Мимо проковылял изможденный парень, которого я обогнал двадцать минут назад.  Чувак даже не посмотрел в сторону озерца.  Причина стала мне ясна сразу: в рюкзачке у чувака была не куртка для утепления, не фотоаппарат в комплекте с пачкой сигарет, а просто запас питьевой воды.  (Судя по шлангу, конец которого объект держал в зубах).

У меня никакой емкости для воды не было.

Я разделся и бух в обжигающе-холодную воду.  При иных обстоятельствах ставь меня под дуло пулемета -  в холодную воду не полезу.  Но тут я испытал райское блаженство.  Так бы и остался сидеть в этом родниковом озерце, но суровая судьба велит мне идти дальше.

Вылезая из воды, чувствовал себя колобком, которого злая горбоносая старуха засовывает на лопатке в горящую печь.  Начал обуваться и с воплем отбросил ботинок, который раскалился на солнце и более стал похож на испанский сапог.  Пришлось оба башмака охладить окунанием в воду, что рисовало перспективу идти дальше в ботинках хлюпающих и натирающих ноги до мозолей.  Рюкзак было тоже не надеть - перекалился и жжет спину.  Благо он был легок, я понес его на одном плече.

Солнце в зените.  Жара все усиливается.

От озерца до индейской деревни я поднимался 8 часов и вполз в село на четырех костях, помогая себе нижней челюстью.  К счастью, солнце клонилось к закату и было уже не так жарко.  Тем не менее способности стоять вертикально и говорить членораздельно, тем более по-английски, у меня уже не было.  Бравый альпинистище морально и физически сдох.

- На, пей и давай мне рюкзак, - говорит индеец, нарисовавшийся передо мной с кружкой воды, - я помогу тебе подняться наверх. 

Мне ничего не оставалось, как согласиться.

Поднимались мы до кромки еще три часа, до темноты.  На некоторых участках пути я мог только ползти на четвереньках.  Спаситель мой терпеливо меня поджидал.

А наверху говорит: на первый раз эта услуга для тебя бесплатная.  В следующий раз заплатишь сто долларов.  До машины доберешься, или помочь?..

*****

В заключение рассказа такая вот справка: по силе летней жары дно Большого Каньона успешно конкурирует с печально известной Долиной смерти в Калифорнии - полюсом жары на планете.  Плюс 50 градусов на дне каньона в середине лета - это норма.

К рассказу я пристегнул маленькую (дабы не осложнять загрузку) предупреждающую картинку перед началом тропы.  Посмотреть картинку в деталях, а также почитать сопровождающий текст на английском, немецком, китайском языках, можете по ссылке:


https://www.flickr.com/photos/tiktok-africa/14062519652/

.