Привязанность и любовь

Досым Омаров
Отношения людей в обществе складываются на основе привязанности и любви друг к другу. Нужно отличить любовь от привязанности. Они относятся к различным категориям бытия. Многие страдания людей возникают из-за не четкого понимания различия между ними или подмена одного другим, что часто приводят к печальным результатам, разрушая иногда судьбу человека. В жизни часто путают привязанность с любовью и люди разочаровываются.
Привязанность относится к материальной, а любовь к духовной сфере жизни. Если привязанность связывает наши тела, то любовь связывает наши души. Качества их различны, порой прямо противоположны. Любовь – спасение, привязанность – пропасть. Спасение приходит, когда ты любишь каждое существо столь сильно, что осознаешь только Единство. Привязанность – причина страдания и горя, потому что она все больше погружает нас в материю, и наоборот, любовь погружает в мир счастья и наслаждения, потому что она освобождает нас от влияния материи. Так как источником привязанности является ложное эго, то есть материальное представление, то она склонна совершать ошибки. Противоположно к ней, любовь никогда не ошибается, потому что основа её является истинное эго, то есть, дух. 
Где есть привязанность, вызванная самостью человека, мы должны знать, что это просто физическое влечение одних частиц материи к другим. Это есть нечто, что притягивает два тела одно к другому и создает в обоих страдание, если они не могут сблизиться. Но, где есть реальная любовь, она не зависит от физической привязанности. Люди могут любить друг друга, находясь на большом расстоянии. Любовь их не изменяется. Она не умрет, и никогда не создает страданий.
Целью религии является превращение привязанности в любовь. Чтобы осуществить это превращение, нужно хорошо знать их природу и источники возникновения.
Привязанность исходит из материальных качеств. Если под действием ложного «я» живое существо отождествляет себя с телом, то у него возникает чувство собственности, то есть всё, что связано с телом, оно называет «моё». Эта концепция – «я» и «моё» – управляет всем материальным миром и является его движущей силой. Она-то и является причиной счастья и страдания в мирской жизни.
Если в духовном мире основой всего является смирение и любовь, то в материальном мире движущей силой является эгоизм, исходящий из ложного эго. Из ложного эго возникают качества, необходимые для выживания в борьбе за существование: алчность, зависть, гнев, высокомерие, эгоизм, агрессия и так далее. Ведь часто бывает, что чем выше человек занимает положение в обществе, тем больше он приобретает этих отрицательных качеств. Иногда говорят: «Меня уважают, потому что боятся».
На тонком уровне привязанность к телу выражается как стремление к славе, бездумное следование своим привычкам, идеалу, различным идеологическим установкам, национальным и религиозным традициям, ритуалам, формам поклонения и так далее. Утеря объекта привязанности ранит человека, и он гневается, чувствует дискомфорт. Такой человек не может понять последствий своих неразумных привязанностей. Стремясь к мирским удовольствиям, такие люди упускают главные ценности жизни, забывают о морали, предписанных от природы обязанностях, совершают непростительные ошибки и теряют удачу, предоставленную судьбой. Например, ребёнок получает в семье или окружающей его среде определённую установку о характере его будущей супруги, и он привязывается к этому стереотипу мышления и образу. Он или она уже не может полюбить другого человека, если не находит в нём образ, созданного его родителями и принятый своим умом, и таким образом разыскивая своего кумира, бесполезно теряет драгоценное время, соответствующего периоду своей жизни. Эта ситуация – «поиск по своему образу» и сложность найти подходящей супругу или подходящего супруга, стала главной проблемой молодежи в современном мире. Они не понимают причин своих ошибок.
Сколько дров наломано из-за привязанностей, сколько семей и судеб разрушено, сколько молодых людей не могут найти спутников жизни на своём пути – никто не может сосчитать! О пагубном влиянии мирских привязанностей на судьбу человека хорошо написал и убедительно показал на практических примерах С. Лазарев в серии своих книг «Диагностика кармы».
Есть такая поучительная восточная притча.
Умерла мать ребенка и мальчика взяла на попечение сестра матери. Привязываясь к ребенку, она баловала его как могла, что он вырос очень избалованным и дурным. Когда он вырос, в гневе убив человека, совершил большое преступление. Он получил смертный приговор через повешение. Перед смертью ему было дано сказать своё последнее слово. Он сказал:
-- Я хочу что-то сказать своей тётке.
Тётка, ожидая благодарность за свои многолетние труды по его воспитанию, с радостью подбежала к нему. Он сказал:
-- Подойди ближе, я хочу сказать тебе на ухо.
Она подошла ближе и подставила свое ухо. Тут он укусил её ухо всей силой и, вырвав, выплюнул. Ошарашенная тётка закричала:
-- Я всё сделала для тебя! За что ты меня наказываешь!? Неблагодарный!
Он ответил:
-- Если бы ты сделала всё для меня – я бы не стоял на этом месте, и в таком положении!
В современном мире многие родители по своему духовному невежеству часто оказываются на месте этой тётки. У людей не развито качество различения, поэтому не могут отличать дух от материи. Они видят в человеке только тело, поэтому своих детей тоже воспринимают и воспитывают соответствующим образом, забывая духовную сущность ребенка. Они, обеспечивая им вкусную еду, тёплой постелью, оберегая от всех  жизненных забот, стараются обеспечивать их всеми телесными потребностями. При этом полностью забывается воспитание таких вечных духовных качеств, как сила духа, честность, забота, любовь, скромность, стойкость, благородство и других качеств, которые делают ребенка истинно достойным человеком. Нужно воспитать характер.
Если ребёнок в семье единственный, как это часто бывает в наше время, то, как правило, они к нему сильно привязываются, а если с ним случается какое-нибудь несчастье, а в материальном мире такое бывает на каждом шагу, это приносит им невыносимые страдания. Сильно привязанный к единственному ребёнку родитель, часто ограничивает его свободу так, что дитя превращается в домашнего узника. И ребёнок растет, так сказать, «маменькиным сынком» – безвольным, слабым и вообще малопригодным к жизни, которая приносит много страданий и ему самому, и тем, кто с ним столкнется в будущем. Такой человек легко попадает под власть гнева, неустойчив, склонен к легкой жизни, и, естественно, стремится жить за счет других, не утруждая себя с различными заботами. У него слабый характер.
 В результате, по мере взросления ребенка, из-за такого воспитания возникают конфликты между родителями и детьми, теряют любовь, и, в итоге родители часто находят приют в домах престарелых. В современном технократическом мире такое явление становится обыденным. Нужно стремиться увидеть в человеке его духовную сущность, тогда привязанность трансформируется в подлинную любовь. Это путь истинной любви, которой избавляет от страдания каждого и всего общества.
Поступки людей должны исходить из любви или из долга и предписанных обязанностей, а не от привязанностей, тогда они не будут нести отрицательных последствий. Из-за самости, порожденной ложным эго, каждый человек всего, что его окружают, считает своей частью и привязывается. Поэтому, когда дед и бабушка любят своих внуков и делают все для них, они любят не их, а в первую очередь свою самость, и делают для себя. Но они сами этого не осознают и балуют своих внуков по неведению в ущерб к своим потомкам.
Мучения и безмятежность каждого определяются его привязанностью к миру. Повсюду в жизни можно видеть примеры, когда страдания определяются не только количеством материальных ценностей, но и силой привязанности. Сила страдания зависит от количества и качества, то есть от количества собственности и от силы привязанностей к ним. Например, если человеку сообщить о том, что у него украли одну лошадь, он будет меньше страдать и мучиться по сравнению с той ситуацией, в которой ему скажут об украденных десяти. Если же у него отнимут всё его богатство, то муки будут большими по сравнению с теми, что были бы, если бы взяли только половину. И они были бы меньшими по сравнению с теми, которые возникли бы, если вместе со скотом украли бы жену и детей и сняли бы его с должности правителя области.
А ведь смерть крадёт скот, жену, детей и вообще всё, что есть у человека, оставляя его одного. Так жизнь учит живое существо не привязываться к преходящим и временным вещам. Смерть – это экзамен, а его смысл заключается именно в этом.
В семейной жизни, когда любовь уступает свое место привязанности, возникает чувство собственности, возбуждая ревность. Ревность превращает супругов в узников, ограничивая свободу (не смотри, не улыбайся, не разговаривай с другими и т.д.). В результате борьбы за свободу семья в конечном итоге распадается. 
Таким образом, уровень страдания определяется двумя причинами – качеством и количеством привязанностей к материальным ценностям, то есть силой привязанности и количеством мирской собственности. Мучения эти бывают невыносимыми для тех, кто ищет поддержку только в мирском, и кто отдаёт мирскому всего себя. Как сказал Всевышний: «Это – за то, что они возлюбили жизнь мирскую пред будущей…» [Коран, 16-109].
В Библии то же самое говорится словами Иисуса о том, что «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие» [Евангелие от Марка, 10-25].
Как возникает привязанность? Привязанность к материальным объектам появляется при оценке их качеств и размышлении о них. Чтобы не привязываться – нужно не направлять на них свой ум. Духовная практика учит не оценивать объект по плохим или хорошим качествам, а быть нейтральным по отношению ко всем проявлениям мира.
Любовь – категория духовная, исходящая из души. Она всеобъемлющая и широкая. Душа оценивает объекты не по внешнему признаку, а по их внутренней сущности, поэтому она любит всех одинаково, независимо от материальных различий. Если свойство привязанности – брать, то свойство любви – отдавать, причём отдавать бескорыстно! Истинная любовь бескорыстна, источник её не эгоизм, а духовная сущность человека. Это её сила. Любовь не разрушает и не разделяет, как привязанность, а наоборот, восстанавливает разрушенное и объединяет разделенное. Любовь даёт не страдания, а блаженство и счастье. Как говорят христиане: «Бог – это любовь». Любовь – это связь, благодаря которой, душа обретает милость Бога. Любовь – самая высшая сила, которая способна объединить все проявления материального мира. Всё творение создано любовью Всевышнего. На Земле все положительные явления происходят благодаря любви, а в высших мирах любовь является источником жизненной энергии, главной движущей силой. От количества любви, накопленной на Земле, зависит качество нашего существования в будущем, поэтому надо спешить делать добро, которое является неиссякаемым источником любви.
Чтобы понять истинный смысл любви, надо знать её источник и функций. Космос – проявление любви, изначальной энергии Бога. Любовь – везде, нет места, где бы Её ни было, так как всё сотворено из неё и ею. Все формы сотворены из энергии Любви и на глубинном уровне состоит из Любви. Бог, как Энергия Чистой Любви и Сознания, присутствует в каждом человеке, поэтому, если полюбишь Бога, то полюбишь весь мир. Познаешь Бога – познаешь весь мир. Сознание, как Любовь, пронизывает Собой всего, всё творение. 
В земной жизни нужно уметь накапливать любовь. Она везде и всюду. Вся материальная природа насыщена ею. Источниками любви являются, в первую очередь, родственники, с которыми нас свела в жизни судьба. Она не зря свела нас с ними – родственники являются главным инструментом получения опыта любви в жизни. Главной целью семейных отношений является накопление человеком любви для будущей жизни! Но, из-за пренебрежения этих простых истин, в наше время родственные отношения, наоборот, стали источником раздора и разлада, принося много страданий человеку. Ведь Иисус не зря говорил: «Возлюби ближнего, как самого себя». Любовь к ближнему – это семя, которое может разрастаться, расширяя свои границы всё шире и шире, трансформируясь в любовь к родственникам, соседям, своему городу, стране, народу, религии и, в конечном счете, доходя до безграничной любви к Богу. Поэтому в повседневной жизни любовь нужно проявлять везде! Её объектами могут стать все, кто нас окружает: начиная с представителей живой природы, кошек, собак, и доходя до людей, включая самых любимых.
Нужно ценить любовь и научиться любить. Жизнь на Земле дана нам именно для того, чтобы мы могли накапливать любовь, а потом пожинать её плоды в высших сферах бытия. Нельзя отвергать никаких жизненных проявлений, нужно всё принимать и уметь из всего извлечь для себя возможность любить. Любое отвержение любви наказывается высшими силами. Такие люди сами лишаются способности любить других, опустошая свои сердца. Поэтому нужно уметь увидеть любовь и правильно принять её, и тогда она сама укажет выход из любой ситуации. Нужно любую ситуацию жизни использовать для накопления любви. Для этого надо стараться принимать, а не отвергать любовь в любом её проявлении! В жизни важнее любить, чем быть любимым!
Отвергает не душа, а самость, потому что ей нужна не любовь, а привязанность. Любовь уничтожает самость и объединяет. Самость боится любви и отвергает её, потому что, когда приходит любовь – уходит привязанность и самость умирает. Отвергать любовь – это значит, попадать под влияние самости, что препятствует развитию души.
Развитие любви является основным показателем в духовном прогрессе в земной жизни, потому что любовь является сиянием Господа, Его духовной энергией. Поэтому обретение любви – сокровенный процесс, а сама любовь проходит через много испытаний. Иногда долгая и счастливая жизнь на Земле со своей любимой чередуется с жизнью, в которой отношения рушатся в результате неправильных поступков по отношению друг к другу, совершённых по духовному неведению. В наших совместных трудных жизнях на Земле что-то мешает нашей любви, и мы испытываем не только радость, но и боль, однако во всех случаях мы чему-то учимся.
Как мы выше отметили, в мирской жизни привязанность часто путают с любовью, и из-за этого возникает масса проблем. Например, если бы мать отличала привязанность от любви, то она не губила бы своё дитя в заточении, отрывая его от жизни. Часто бывает, что она думает, будто любит своего ребёнка и отрывает его ото всех проявлений жизни, защищая его от страданий. Однако, это не истинная любовь. Если мы посмотрим глубже, то сможем понять, что мать охраняет саму себя, свою самость, боится, что она будет страдать вместе с ребёнком. Ведь сама она страдать не хочет.
Природа истинной любви другая. Истинная любовь не ограничивает, не отнимает свободу действия, она даёт возможность самостоятельно и глубоко понять, отличить хорошее от плохого через жизненный опыт. Любящая мать все жизненные испытания ребёнка проходит вместе с ним, не отвергая трудности. Например, она не будет делать домашнее задание ребенка за него, а научить его как делать его самому. Для этого она инстинктивно начинает искать и получать знания, необходимые для исправления и правильного воспитания своего ребёнка. Таким образом она может не только хорошо его воспитать, но и сама поднимается на новую ступень развития.
Современный человека привязан не только сыну, но и внуку, видит их каждый день, и заботиться не только о сыне, но и о внуке, и он полностью отдается этим страстям, всей силой стараясь обеспечить их всеми необходимыми в жизни, включая машину и квартиру. Погруженный в такие заботы, сможет ли он думать о себе и о своём духовном росте? Он так привязан к своим домочадцам, что приносит этим вред не только себе, но и своим детям, отнимая у них возможность, данную им судьбой для получения бесценного жизненного опыта. Долг родителей заключается в том, что правильно воспитав, женить сына или выдать замуж дочь и не вмешиваться в дальнейшей их жизни. Пусть судьба сама найдет  свой путь. Их дальнейшей судьбой мудрая природа сама займется совершенным образом. Каждый ребенок должен пройти свой  жизненный путь сам, чтобы получить урок самостоятельно, предназначенный ему судьбой. В этом ему никто не должен  мешать.
После рождения каждый человек должен пройти определенный путь развития. Общая последовательность этого пути следующая: получение знания; создание семьи для использования этих знаний; постепенный отход от мирской жизни и полное отречение. Когда современный человек вышел на пенсию, это означает, что он уже отработал все обязанности перед обществом и семьей. Другими словами, он отдал все долги, связанные с телом. Теперь он должен беспокоиться о своей душе и отдать главный долг – долг перед богом. Только так он может приготовиться к предстоящей жизни для вечного блаженства.
Но люди, лишенные знания о своей духовной сущности, не задумываются над основными проблемами жизни, потому что слишком привязаны к материальным интересам. Несмотря на неотвратимости смерти, они не осознают истинного смысла жизни.
Высшая любовь – это любовь к Богу, которая даёт самое высшее наслаждение. На санскрите это наслаждение называется «ананда», а любовь к Богу «према». Она достижима только через истинную религию и является высшей целью души. Достижение этого уровня является вершиной духовного прогресса, и оно даёт вечное блаженство духовному искателю.