Интеграция и христианство Рассуждение о слове

Олег Локшин
             Рассуждение о слове 
   В течении жизни каждый человек сотни тысяч раз слышит, читает или  произносит слова: чувство,  эмоция, чувствую, ощущаю, ощущение. Они распространены необычайно широко. Ими изобилуют художественная и специальная литература, философия, все языковые формы искусств и, может важнее всего, они чрезвычайно  распространены в обыденной речи. Люди далекие от психологии  чаще расценивают чувство, эмоцию и ощущение как нечто очень близкое  или одинаковое. Психологи и философы  больше упирают на различия – по-моему,  чисто семантические, но трактуемые  как феноменологические или сущностные – на различие  между чувством и эмоцией, эмоцией и аффектом, аффектом и ощущением и т.д. Но ни философия , ни психология, ни современные авторы , ни древние так и не  выяснили, насколько мне известно, к чему вообще приложимы и к чему не приложимы перечисленные понятия, что вообще как-либо можно чувствовать или ощущать, а что – невозможно. Чтобы ответить на эти и подобные им вопросы, нужно выделить общие существенные свойства денотатов имен: чувство, эмоция, ощущение, аффект. Очевидно, такие свойства есть, иначе не было бы ни разноголосицы среди специалистов, ни взаимозаменяемости   понятий.
     Вместе с тем представляется неправомерным отождествлять существительные и глаголы, имена «чувство, эмоция, ощущение» с  именами «чувствовать, испытывать, ощущать». Нельзя ставить знак равенства  между чувством и переживанием чувства, как нельзя отождествлять  движущее тело с движением самого тела. Глаголами  /и словом «переживание»/ обозначаются процессы, из которых складывается эмоциональная жизнь людей и животных, а существительными – характеристика этих процессов. С некоторой долей условности переживание, чувствование  можно назвать движением души, а чувство – «формой» /или объектом/ движения.  Свойства переживания и чувств различны. Первые характеризуются , в частности, интенсивностью, дискретностью, продолжительностью. Вторые обладают иными свойствами; и для ответа на поставленные в первом абзаце вопросы, дифференциация переживаний и чувств так же необходима, как и выяснение общих существенных свойств денотатов имен: чувство, эмоция, ощущение , аффект.
     Поиски в этом направлении  могут увести очень далеко, но они неизбежны. Ибо на протяжении всей истории человечества только чувство так настойчиво, неизменно и, по-моему, вполне справедливо,    ассоциируется с жизнью. Но если мы хотим выяснить, что такое жизнь и определить её границы, необходимо ответить по меньшей мере  ещё на один
пакет вопросов.
    Почему столь многие предметы в широком смысле этого слова – или даже какой-то один предмет, это безразлично – характеризуется высказываниями «хочу» и «не хочу».  Или более  сильными утверждениями: «мне это необходимо», «я испытываю неодолимую потребность», «я изнемогаю от желания». В чем смысл подобных высказываний? К чему они могут быть сведены? Чем объясняется само их существование? Словом каковы «природа» и происхождение желаний.
     Слова «хочу», «не хочу», желание, потребность, стремление, побуждение, влечение,  мотив – распространены не менее широко, чем понятия чувство, эмоция, аффект, ощущение, хотя по сравнению с чувством желание , пожалуй  реже ассоциируется с жизнью. Тем не менее применительно к дереву, камню, амебе или к нашим внутренним органам, по-видимому, неправомерно утверждать, будто они  чего-то хотят или не хотят. В то же время к животным, во всяком случае,  некоторым , такого рода высказывания приложимы. Мы вполне обосновано полагаем, что собака,  кошка или крокодил не хотят быть голодными, не хотят, чтобы их истязали и убивали. И, напротив, они хотят пищи, полового партнера, неприкосновенности своей территории, домашние животные хотят ласки  и многое другое.
    В оценке обеих групп понятий, как со стороны специалистов, так и со стороны простых смертных, наблюдается почти полная аналогия. Психологи и философы ищут в них главным образом различия, причем представители разных школ ищут /и находят/ разные различия. Простые смертные  видят в понятиях второй группы нечто близкое или очень  похожее. И так же, как и в первом случае, ни философия, ни психология, ни современные авторы, ни древние не дают сколько -нибудь осмысленного ответа на фундаментальные вопросы. Я повторю их. Почему вообще какие бы то ни было события, явления или предметы характеризуются высказываниями « хочу - не хочу»? К чему могут и к чему не могут быть сведены все высказывания подобного рода? Или, иначе, что, собственно, это значит: хотеть, желать, не хотеть, не желать?
     Очевидно, здесь также нужно искать общие существенные свойства денотатов имен «желание», «потребность», «влечениb», «мотив». Не менее очевидно, что и здесь такие общие свойства есть. Но прежде чем приступить к поискам этих свойств, а равно  к поискам общих свойств чувств, я попробую  выделить нечто иное. То, что объединяет  и чувства , и  желания, и переживания, и вообще все проявления эмоциональной активности людей и животных. Кроме того, предварительно необходимо пояснить терминологию и ввести читателя в круг основных понятий предлагаемой работы.
        Продолжение   следует
        anastace@mail.ru