Предназначение материальной природы

Досым Омаров
Многочисленные энергии Абсолютной Истины можно разделить на три части – внутреннюю, пограничную и внешнюю. Если к внутренней энергии относятся вечно освобождённые живые существа в духовном мире, то к пограничной энергии относятся живые существа, склонные попадать под влияние материальной природы. Такие существа пребывают и в материальном, и в духовном мире. А внешняя энергия проявляет себя как материальная природа, которая образует материальный мир с его бесчисленными живыми существами. Как было сказано выше, Господь и Его энергия не отличаются друг от друга, поэтому материальная природа является одним из проявлений Абсолюта. Она называется внешней, так как качественно отделена от вечно духовного тела Господа.
Когда говорится «Материальная природа», подразумеваются материальные элементы. Материальные элементы, соединяясь с живыми существами, образуют различные виды жизни, а также материальные миры.
Качества материального мира противоположны качествам духовного мира. Если в духовном мире вечность, полна знания и блаженства, то в материальном мире – только недолговечность – она мертва, тупа и полна невежества и тьмы. Входя в контакт с материей, живое существо страдает. Вживлённые в мёртвую материю духовные души делают этот мир одушевлённым, однако, одушевлённая материя – это лишь жалкое подобие настоящих духовных тел, существующих в духовном мире.
Нужно чётко понимать, что элементы материальной природы мертвы, но когда в них входит душа, они оживляются, то есть приобретают жизнь. Этот феномен отражен в Библии:
Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою [Бытие, 2-7].
В Коране ещё более подробно описано появление человека:
Потом создали из капли сгусток крови и создали из сгустка крови кусок мяса, и создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вложили душу, вырастив его в другом творении. Благословленный Аллах – лучший из Творцов [Коран, 23-14].
Итак, священные писания подтверждают то, что мёртвая материя оживляется душой. Материальный мир создаётся вместе с бесчисленными живыми существами, образуя, таким образом, многообразие творения.
В связи с этим возникают важные вопросы.
Зачем нам вообще знать причины возникновения, устройства и назначение материального мира? Имеют ли эти темы для нас практическое значение в повседневной жизни и в духовной практике?
Знание о материальном мире нужно для выбора правильных приоритетов в жизни, чтобы наши усилий были направлены в нужное русло. Если мы не понимаем, в чем предназначение этого мира, каков смысл нашего существования внутри этого огромного механизма Вселенной, то мы будем страдать. Почему? Мы очень малы по сравнению с этим механизмом Мира. В поисках счастья мы можем пытаться свить себе гнездо в его огромных шестеренках подобно тому, как это делают птицы, прилетевшие на огромную мельницу. Если мы ничего не знаем об его устройстве и назначении, но лишь слепо надеемся, что механизм построен именно ради этого, то чем наш разум отличается от птичьего разума? Или, сидя на огромных зубьях этих шестеренок, мы можем со своего шестка глубокомысленно рассуждать об устройстве этого механизма, в надежде обрести счастье в более высоких сферах разума?
И та, и другая позиция одинаково опасна. Не подозревая об этом, мы находимся в положении кошки, забравшейся под теплый капот стоящего автомобиля, чтобы немного вздремнуть. Как только хозяин автомобиля вернется и заведет мотор, кошка рискует получить серьезные увечья, потому что животное не понимает истинного назначения мотора, так же, как и птицы не понимают назначения мельницы. Им невдомёк, что когда придёт мельник, и включит механизм, всем их гнездам внезапно придёт конец. Так человек, который трудился всю жизнь без духовного знания, во время смерти оставляет всё то, что нажил с большим трудом.
К этой же категории можно добавить некоторых духовных лидеров, которые хотят использовать религию в своих корыстных целях. Они комментируют Священные писания, искажая их истинный смысл, или переводят и передают их своим последователям, как им вздумается. Чем это плохо? Тем, что подобное навязывание не является актом познания. Это – не наука и не религия. Это акт слепой веры, индуктивного гадания. Кроме того, искажения истинного предназначения материального мира, указанные в Священных писаниях, являются одной из причин разногласия не только между отдельными личностями, но и раздробления религии. Одни принимают материальный мир как средство для наслаждения, а другие – как средство для самопознания. Естественно, эти два различных миропонимания приводят к различным образам мышления и деятельности. Так возникают разногласия между людьми, а также различными конфессиями.
Материальная природа является для обусловленного живого существа местом удовлетворения своих желаний, а также местом получения урока, чтобы оно поняло иллюзорность счастья этого мира. А для тех душ, которые поняли истинную цель жизни и стремятся к Богу, этот материальный мир является инструментом для достижения своей цели, то есть достижения Бога.
Для тех, кто понял истинную цель жизни, ясно, что этот мир создан не для того, чтобы принести человеку наслаждение. Наоборот, в этом мире невозможно найти высшее счастье, как в духовном мире, потому что он полон страдания и бренности. Предназначение человека – освободиться от страданий. Для этого людям дан разум – способность отличать истину от иллюзий. Нужно развить способность различение.
Тогда в чем заключается различение, то есть где истина, которую необходимо отличить от заблуждения? Главное заблуждение состоит в том, что мы ошибочно принимаем наслаждение материальных чувств за истинное духовное наслаждение. С помощью разума человек должен научиться отличать материю от духа, материальные наслаждения от блаженства освобождённой души на планетах духовного мира, которые являются нашим истинным домом. Истинное духовное блаженство от иллюзорного материального счастья можно научиться отличать только в процессе духовной практики.
В любом случае нужно уметь правильно воспользоваться материальной природой. В материальном мире его элементы активно создают разнообразные проявления: планеты, тела живых существ – то есть мир, в котором мы сейчас живем [37].
Все Божии пророки и Священные писания мира утверждают, что за материальной природой стоит её Творец – Верховный Господь. Поскольку материальная природа связана с Богом и послушна Его воле, она называется Божественной. Более того, материальная природа является вселенским проявлением Самого Господа, так как Господь не отличен от Своей энергии. Поэтому, как бы ни пытались люди преодолеть её влияние или подчинить её своей воле, у них ничего не получится. Только тот, кто предастся Ему, легко выйдет из-под власти материальной природы.
В изначальном проявлении материальной природы Господь находится в состоянии как бы йогического сна, и из Его тела исходят многочисленные вселенные, материальная природа из спящего состояния переходит в активное. До этого главные материальные элементы находятся как бы на складе, они не оживлены духовной энергией и не подвержены влиянию времени. Они подобны муке, соли, воде, маслу и закваске, которые повар ещё не смешал, чтобы приготовить из них тесто.
На заре творения Господь бросает на материальные элементы свой взгляд. Этот взгляд гигантского Верховного Существа испускает из Себя маленьких живых существ, которые заселяют и одушевляют материю. В связи с этим используется пример скорпиона, который откладывает яйца в рисе, и порой говорят, что эти паукообразные рождаются из риса. А в реальности яйца откладывает мать-скорпион, подобно которой истинным Творцом является Господь, а Его материальная природа – место с подходящими условиями для развития потомства.
Господь задаёт программу материальному проявлению на определённое количество временных циклов и наделяет его достаточным количеством энергии для его функциональности. Затем Он запускает энергию времени. Тогда материальная природа приходит в движение, и творение разворачивается во всей своей широте и красоте. Движение под действием времени является причиной проявления всего материального мира.
Материальная природа является для живых существ материнским лоном, где они растут, зреют, воспитываются. По этой же причине Абай женщину сравнивает с Землей, а мужчину – с Солнцем, которое вкладывает в лоно природы своё семя для взращивания живых существ.
Природу можно сравнить с огромным многопрофильным университетом, где живые существа получают образование. В ней резче, чем в духовном мире, проявлены контрасты, быстро происходит процесс развития. Росту также способствуют страдания, которые переживаются на пределе боли.
Ещё одно преимущество для развития – возможность жизнь за жизнью глядеть на мир глазами и чувствами разных судеб и разных живых существ. Проигрывание повторно подобных жизненных ситуаций заставляет душу изменять свою тактику, улучшать решения, добиваться совершенного поведения. Это – процесс восхождения к совершенному умению жить. Проходя многофакультетный университет утробы материальной энергии, живые существа становятся приспособленными к существованию в духовном мире – идеальном бытии души.
Вселенная бесконечна в многомерном пространстве, хотя и ограничена во времени. Она едина информационно и энергетически. В ней существует двойственность – два противоположных, находящихся в вечно-поступательном движении, полюса, на уровне человека, обозначаемых как созидание (добро) и разрушение (зло).
Законы Космоса едины, и человек полностью копирует в своей природе физическую природу единого макрокосма. Человек устроен как единая со Вселенной сущность, имеющая определённую самостоятельность.
По учению древнеегипетского пророка Гермеса, с которым были согласны и Моисей, и Иисус, и многие нынешние ученые, материя существует в виде полей, излучений, сил магнитной природы, энергии и вещества. То есть проявление материи многогранно. Изначальным источником всех проявлений является Божественное Сияние или христианский Святой Дух Господа, который потом преобразуется в многочисленные разнообразные виды энергий, а также материальные элементы, образующие материальную природу.
Материальная природа в процессе религиозной практики используется как средство для достижения цели. От знания свойств и качеств, а также правильного понимания их значения во многом зависит духовный прогресс. Потому что чёткое знание возникновения и роли каждого элемента материальной природы даёт возможность каждому искателю Истины эффективно использовать их в своей духовной практике. Первостепенную роль в ней играет осознанность смысла религиозных методов и практик.