Различия святых от мудрецов

Досым Омаров
Чем они отличаются? Ведь священные писания, которыми они пользуются, могут быть одни и те же! А результаты разные.
Отличие святых от мудрецов заключается в степени реализации полученных знаний. Святые полностью реализовали эти знания и получили просветление, а мудрецы ещё нет. Они на стадии пробуждения. У них эти знания находятся на уровне осознанности, но ещё не реализованы полностью. Поэтому у мудреца ещё остаются некоторые тонкие материальные привязанности, например, к славе, почету. Поэтому такие люди часто служат визирями, советниками различных правителей.
Но святые не только осознали, но и реализовали духовное знание в себе. Полная реализация духовного знания означает – просветление души, то есть они полностью реализовали свою духовную сущность. Святые являются реализованными душами. Поэтому они свободны от всех материальных желаний и их не привлекают такие тонкие привязанности, как слава или престижные должности, к которым стремятся мудрецы.
Святые даже считают, что общение с мирскими людьми является недостойным занятием, препятствием на пути к Богу, поэтому они избегают не только общения с простыми людьми, но даже с правителями.
Чтобы показать жизнь таких людей, приведем рассказ из произведения «Рассказы о святых» иранского мистика шейха Фарида ад-Дина Аттара (1140-1234 гг.) из жизни святого Абул Хасана в сокращенном виде.
Султан Махмуд Газнави, выполняя своё обещание, данное ранее слуге Айазу, однажды нарядил его в свои одежды и посадил на свой трон. Позднее Айаз, одетый как султан, в сопровождении Махмуда Газнави в наряде придворного пришёл к Абул Хасану. Махмуд послал гонца к Абул Хасану с просьбой выйти навстречу гостям и отдать почести султану. Он также велел гонцу напомнить стих Корана, в котором сказано: «Подчиняйся приказаниям Господа, Пророка и царя». Когда гонец передал послание Махмуда, Абул Хасан отказался выйти к султану. Гонец прочитал стих Корана, и Абул Хасан ответил ему: «Скажи Махмуду, что я настолько поглощён своей верой в Бога, что мне стыдно оказывать внимание даже Пророку, не говоря о том, чтобы подчиняться султану». Махмуд, получив лаконичный ответ, признал, что Абул Хасан – великий святой. Вместе с Айазом, всё ещё одетым как султан, Махмуд в костюме придворного вошёл в хижину Абул Хасана и приветствовал его. Абул Хасан ответил на приветствие, но не встал, чтобы выразить своё почтение султану, а вступил в разговор с Махмудом, не обращая внимания на Айаза в одеждах султана. Махмуд спросил: «Господин, почему ты не приветствуешь султана?» Абул Хасан ответил: «Это всё одна видимость». Махмуд поклонился ему и сказал: «Я знаю, что святых твоего уровня нельзя обмануть, прибегая к подобным уловкам»…
…Когда Махмуд предложил несколько золотых мохуров Абул Хасану, тот протянул Махмуду ломоть черствого хлеба. Но как Махмуд ни старался, он не мог проглотить такой твердый хлеб. Тогда Абул Хасан сказал, что Махмуд не мог проглотить засохший хлеб так же, как он не мог проглотить (принять) золотые мохуры, ибо уже давно отказался от богатства в этой жизни. Он вернул мохуры Махмуду.
Тогда Махмуд попросил у него что-нибудь из одежды, чтобы он мог хранить это в качестве подарка на память. Абул Хасан выполнил его просьбу. Махмуд, выходя из хижины, заметил: «Господин, у вас довольно красивый дом». Абул Хасан ответил, что Бог подарил Махмуду целое царство, а он настолько жаден, что захотел ещё и маленькую хижину. Махмуду стало стыдно. Абул Хасан встал, чтобы попрощаться с Махмудом. Махмуд спросил его: «Когда я входил к тебе, ты не оказал мне почтения, но теперь, когда я ухожу, ты так вежлив со мной, что даже поднялся со своего места. Почему?»
Абул Хасан ответил: «Ты вошёл в мой дом как царь, и тебя переполняла монаршая гордость, но теперь ты уходишь от меня смиренным дервишем, о чем можно судить по тому, как твоё лицо сейчас озарено внутренним светом. Поэтому, прощаясь, я отдаю тебе почести» [3].
Из этого рассказа можно понять, каков духовный уровень святых личностей – их духовное могущество, аскетизм и милосердие, чистота помыслов и поступков.
Ведь святые от мудрецов отличаются именно этими кристально чистыми качествами. Святые – это люди, полностью избавленные от привязанности к мирской жизни, а мудрецы, хотя они имеют полное знание, ещё не избавлены от тонкой привязанности к жизни. Святые не боятся смерти и телесных наказаний. Поэтому к святым имели благоговейно-трепетное отношение не только простые люди, но даже могущественные цари и правители во все времена и у всех народов.