Грехи

Елена Катрич Торчинская
Газета «Секрет» № 1149, 8-14 мая 2016               
                (мой первый религиозный опыт)
Костёл Святого Николая (в настоящее время — церковь Покровы Богородицы, кафедральный собор УПЦ КП) — памятник архитектуры во Львове (Украина). Находится в центральной части города, на улице Михаила Грушевского, 2 (прежнее советское название улицы — Щербакова). Мы жили в переулке напротив. Именно с этой церковью и связан мой первый религиозный опыт.

В те дошкольные времена была у меня подруга Лилька Валюндковская из набожной семьи. В этой семье меня угощали свячёными куличами, из-за которых взрослым приходилось вставать еще в темноте, но они этому только радовались. Загадочное пасхальное действо проходило в ближайшей церкви. Прежде чем отпустить Лильку на улицу, мамаша частенько рекомендовала сначала сходить в церковь и помолиться. Я, естественно, отправлялась туда за компанию, хотя понятия не имела, как там надо молиться, но Лилька говорила:
– Просто делай, как я.
Она становилась на колени, молитвенно сложив ладони, зачем-то подносила их к самым губам и принималась еле слышно бормотать. Разобрать слова я не могла, поэтому в свои ладони просто бубнила: «бу-бу-бу-бу-бр-бр-бр...». В церкви чудесно пахло, и этот запах завораживал. Сквозь витражи на окнах лился таинственный свет, а каменные плиты пола в летнюю жару источали приятную прохладу. Одно плохо – поп! Весь в чёрном, огромный бородатый дядька с гулким голосом вызывал у меня безотчётный страх. Но иногда нам везло – поп не появлялся, и мне настолько понравилась эта обстановка, что я зачастила туда даже и без Лильки, а дома как-то поделилась своими впечатлениями, но тут же услышала от папы:
– Только не вздумай ничего там целовать! Туда прикладываются все подряд – и сопливые, и чахоточные, подхватишь заразу!
А мама, услышав о церкви, решила сразу расставить все точки над «i»:
– Нечего туда ходить! Никакого Бога на свете нет.
– Но почему же тогда туда все ходят? – попыталась поделиться своими соображениями я.
– Во-первых, не все, а во-вторых, сколько раз тебе говорилось: если все будут головой об стенку биться, ты тоже начнешь? Хорошо: если Бог есть, то где он живёт? – последовал коварный вопрос.
– Бог живёт в церкви, – подумав, ответила я.
– Ну что ж, завтра пойдём в церковь, и ты покажешь мне Бога, – почему-то обрадовалась мама, – я поведу тебя в самый большой костёл.
Что говорить, в поисках Бога я даже приподняла красную бархатную скатерть и осторожно заглянула под стол, на котором лежал позолоченный крест,  обшарила всё доступное мне церковное пространство, но тщетно. Мама торжествовала, и я решила не спорить, хоть меня и продолжали одолевать сомнения.
Как же могло такое случиться, что столько людей свято верят в кого-то, кого никто не видел? Вон, мои родители и в Бармалея не верят, потому что его никто не видел, но я-то знаю, что он есть, и даже знаю, где живет: под ванной, а оттуда невидимо пробирается на чёрную лестницу.
Так что после своей неудачной попытки доказать маме существование Бога визиты в церковь я ещё какое-то время продолжала. Нравилось мне там, а почему – какая разница? Вот только многочисленные старушки иногда слишком пристально поглядывали в мою сторону, и однажды я все-таки не успела увернуться от вопроса:
– Девочка, что ты делаешь в церкви?
– Хожу молиться, – без запинки ответила я.
– И как же ты молишься? – строго спросила старушка, зачем-то переглянувшись со своей напарницей.
– А вот так, – не растерялась я и, сложив вместе три пальца, быстро и беспорядочно потыкала себя куда попало.
– Да разве ж так крестятся? Смотри, как надо: во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь, – не торопясь, повела мою руку старушка. 
Уличённая в вопиющем невежестве, я была бы счастлива поскорее от этих бабушек отделаться, но они не отставали. Прямо экзамен какой-то!
– А что, у тебя и грехи есть? – прозвучал-таки вопрос на засыпку.
Ну вот, достукалась! Грехи какие-то, и что бы это могло быть?..
– Есть! – на всякий случай выпалила я, опасаясь, что без них, грехов этих, меня немедленно выгонят из церкви с позором, ведь я даже и молиться-то не умею, как оказалось...
Старушки чего-то развеселились и оставили меня в покое, а я поняла, что, наверное, ответила правильно. Однако с тех пор мне как-то расхотелось ходить в церковь без Лильки, чтобы не нарываться на ещё какие-нибудь каверзные вопросы.