Адам и Рая. 4 глава

Светлана Петровна Осипова
              Рая не могла победить сопротивление Адама. Он всячески и категорически не желал принять факт своей влюбленности, вернее тот факт, что она смеет участвовать в этом! Это его личное дело, в кого влюбляться, а в кого нет. И нечего вмешиваться. "Ага, понятно, ей здесь, на его территории делать нечего - догадывалась она. Она опять имела дело с мужским шовинизмом. - Надо подумать, что с этим делать и как  с этим покончить?"  Самое лучшее отрезать все пути туда, где он обитает, уйти не оглядываясь, пресечь эту тему раз и навсегда. И сейчас, когда она так думала, она чувствовала, что ей становится легко, она обретает свободу. Ей не надо больше бывать там, в клубе Тангосинус, это правда. Но.... Но вслед за этим возникало чисто женское чувство жалости к нему. А вдруг он будет ждать ее? А вдруг он будет несчастен от того, что ее нет и нет? Она не может быть такой жестокой, она же женщина, она жалеет его. И тут же: а ты вспомни с каким равнодушием он относится к тебе на милонге, так, будто тебя здесь нет. Нет, пусть так и будет. И это самое правильное решение. И вслед за таким решением приходит мысль о том, что все походы по вечеринкам пустое времяпрепровождение, нет никакого смысла а этих танцах, потому что слишком много неудач и очень мало хороших моментов, так мало, что они растворяются в бездне равнодушия к тебе. Дальше больше - шли размышления о том, что она очень взрослая и перезрелая и должна быть сдержанной и тому подобные мысли... Тут она представала в роли скучной брюзги, что было всегда наготове в характере Раисы - она действительно была раздражительна и частенько груба, хотя оставалась при мнении, что права в своих нелестных суждениях о людях, их поступки ее раздражали и просто бесили, так вот, если устранить вечеринки, то оставалась скучная стареющая женщина со старьем в чемодане. Стареющие люди должны проделать всю работу над своей личностью заново. Это так. Черпать из высыхающего колодца мудрости. Принято считать, что будто бы старость украшена мудростью. Как бы не так. Старый человек полагает, что ему нечего терять, поэтому он может говорить то, что думает ( правду, как ему кажется). На самом же деле говорить то, что ты думаешь очень даже глупо, потому что мы всю жизнь думаем о всяких глупостях. Поэтому получается, что старый человек несет чушь, хоть и говорит то, что думает, считая, что говорит наконец правду. Нет друзья, необходим не просто контроль над собой, а необходима последовательная работа над своей личностью, такая же, какая проделывалась  в период восхождения на гору жизни - построение правил, наложение запретов, понимание ответственности за свои слова и поступки, без ссылки на возраст и без надежды на то, что люди спишут нелепости твоего поведения на возраст. Списать то спишут, но ты  в таком случае рискуешь остановиться в своем личностном развитии и выглядеть в глазах окружающих дураком. Вывод? Ставить себя в разные сложные ситуации и тренировать? Не обязательно. Это вообще не верный посыл. Надо быть там, где необходимо и столько, сколько достаточно. Вообще принцип необходимого и достаточного очень хорош, универсален, применим ко всем случаям жизни. Это можно сказать основа научного подхода к существованию. Так. Эта мысль не являлась достижением Раисиного ума. Эта мысль прозвучала когда-то на одной из лекций курса "Психологические теории личности", которые Рая слушала будучи студенткой Педагогического университета имени Герцена. Университет в Ленинграде всегда был один - ЛГУ имени А.А. Жданова, именно там Раиса Бедова получила свое первое образование историка. Потом, в начале 90-х многие вузы стали присваивать себе  статус университетов,  в том числе и герценовский пединститут. Стоп. Вспоминать о том времени она не готова и посему не будет.

            Лучшее место в твоей жизни то, куда ты приходишь с радостью, а уходишь без сожаления.

            Теперь вопрос: как жизнь становится литературой? Ладно, на этот вопрос Раиса Васильевна Бедова может быть ответит себе позже. К сожалению поэтические вечера канули для нее в лету и дискуссии о литературе также вместе с ними. В библиотеке на реке Карповке они прекратили свое существование и попали под железное крыло Дома Писателей, теперь проводились там под названием "Новая Карповка. Поэзия молодых". Таким образом Рая автоматически выбывала из кагорты тех, кому были открыты двери на вечера. Да она и не хотела входить в эти двери. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь. Раиса вздохнула и принялась за вязание крючком, благо паузы в работе позволяли ей осваивать это чисто женское занятие.
- Рай, иди сюда. - зовет ее Катя. Сонная тишина воцарившаяся в этот обеденный час на ярмарке заставляла искать способы, чтобы не уснуть. Поболтать самый простейший из них. Кстати Рая поняла, что сплетни, россказни, слухи и распри между продавцами происходили здесь (и немало!) из-за скуки. А как историк Раиса Васильевна еще и предполагала, что женский февральский бунт 1917 гола зародился в многочасовой очереди за хлебом. От бездеятельности, можно даже сказать от праздности, женщины несли всякий вздор,  разгорелся спор, ссора, переросшая  в женский скандал, затем напросился вывод о том, что женщины сходят с ума без мужиков, а виновата что мужиков нет - война, что хлеба нет - война и понеслось, тем более, что это было 23 февраля,  8 марта по новому стилю. Так мир и перевернулся.
Рая идет к месту, где сидит Катя. Катин отдел - любимейший у всех женщин на рынке. И это отнюдь не косметика - это текстиль-белье. Разные цветные тряпки, преобразованые в халатики, наволочки, полотенчики, особенно полотенчики! Подушки, одеяла, простыни, занавески, скатерочки (скатердочки по Набокову) - все это олицетворяет дом, очаг - святая святых для женщин. Не удивительно, что здесь возникло что-то вроде клуба - то одна, то другая женщина с ярмарки, а то и кучка их прилипала к прилавку с текстилем и журчала реченька разговоров. Речь и речка - одно и то же... Только покупательницы на время разгоняли эту стайку и тут уже они припадали к живительным водам сего источника разноцветных домашних радостей, мягоньких, пестрых, гладких.
           Сейчас продавцы укрылись в своих лавках, пили чай, разговаривали по телефону - личный час (что-то из лагерного быта?), а Рая и Катя продолжили прерванный еще в прошлую совместную смену разговор, хотя прошла неделя или даже больше с того дня, когда они начали его.
- Так ты больше в школу не вернулась после того, как ушла на диплом?
- Я нашла себе тихое место в музее. Я говорила тебе? В музее-квартире Ленина, то есть в квартире Аллилуевых. Именно там Ильич сбрил бороду, одел парик и кепку и оттуда уехал в Разлив, жил в сарае у Емельянова - сестрорецкого рабочего, а потом в шалаше в лесу. Ну вот, в этом музее я работала около семи лет. А потом, когда стали ликвидировать музей Ленина, я ушла, хотя меня не увольняли, так как эту квартиру не закрыли, но я подумала, что надо попробовать вернуться в школу. Уж теперь при Горбачеве никому не придет в голову меня обвинять в чем либо - перестройка! Я хотела вернуться к преподаванию.
- Вернулась?
-Вернулась. В аккурат до путча проработала в гимназии... А после путча меня опять пинком под зад вытурили...
- Не угадала за белых или за красных! - смеется Катерина.
- Ага!
             Тогда ей было не до смеха. Дело было в январе, а это стало "доброй" традицией - круто менять что-либо в жизни населения ( сокращение штата, повышение цен, уменьшение зарплаты) именно в январе. Под Новый год ее ошарашили увольнением из школы под тем предлогом, что учительница, на чьем месте временно работала Раиса, вдруг внезапно решила вернуться из декретного отпуска, хотя ребенку было десять месяцев. Так или иначе Раю бесцеремонно турнули. И в этот самый момент повсеместно и впервые повысились катастрофически цены на продукты, зарплату стали задерживать и тому подобное. В общем началось. Дело шло к первым карточкам и к исчезновению продуктов. Рая пролежала с температурой 38 градусов две недели. Температура никак не снижалась, Раису измучила горячка, она вытиралась влажным полотенцем день и ночь и никак, никак не могла сбить температуру. Потом догадалась, что это была нервная горячка. Ее психика не выдерживала внезапного срыва ее планов, ее перспектив, да просто ее деятельности на избранном поприще. Она потеряла почву под ногами, понимая, что не знает, куда и как двигаться дальше, где и кем работать, что делать вообще, чтобы выжить ей и ее дочери... В школу она больше не хотела идти работать. Так прошло больше полугода, кое-как протянули на макаронах. К октябрю стало понятно, что у дочери в школе как не было учителя истории с начала учебного года, так и нет. Взяв всю волю в кулак, пошла. Ее взяли. Надо было закрыть брешь в расписании. И пошло-пошло, поехало! Теперь уже имея психологическое образование полученное в герценовском педуниверситете, Раиса Васильевна применяла на уроке тестовые приемы для усвоения и контроля знаний. До тестов ЕГЭ еще было далеко, но интуиция или просто прогрессивное мышление привели ее к такому, как ей показалось,  рациональному подходу - препарирование учебного текста, анализ и запоминание главных положений материала, затем и проверка с элементами тестирования - все это давало экономию времени на уроке, предлагало наиболее короткий путь к запоминанию и быстроту в оценке степени усвоения материала учениками, которые были загружены в своей языковой (углубленно излучался немецкий язык) школе. Дочь в этот момент училась в девятом ( по старому в восьмом классе), в котором Раиса Васильевна также преподавала историю. Когда ей предложили уволится и здесь, мотивируя предложение тем, что их школа не поддерживает новые подходы к изучению, Раиса уже не впала в горячку, но чисто женская логика ей подсказала завязывать с этим делом. Еще один заход на аэродром под названием Школа закончился приземлением на запасной под названием Рынок.

               Как все запущено. Ужас, как все запущено. Зачем Раисе нужен бы был мужчина? Рая среди ночи, наворчавшись в своей постели, решила ответить на этот вопрос перечислением ответов на вопрос "зачем?":
Она перестала бы быть столь озабоченной своей внешностью;
Она перестала бы быть столь озабоченной своими финансовыми вопросами;
Она перестала бы анализировать проблемы взаимоотношения полов;
Она перестала бы в каждом встречном видеть своего потенциального мужчину;
Она бы не думала о досуге;
Она бы спала, прижавшись к мужчине;
Она не страдала бы от постоянного одиночества;
Она бы знала, что приготовить на ужин и не ложилась бы спать голодной;
Он бы воспитывал ее, вразумлял, исправлял, учил;
Он бы заботился о ней;
Он бы говорил ей, что надо делать и что не надо делать.

Каким он должен был быть?Она не задавалась бы таким вопросом!

             Вдруг, так случилось, решение проблемы взяли на себя девочки из магазина "Улыбка Радуги". Вечером следующего дня Раиса Васильевна, готовясь к полосе рабочих дней по графику, пошла за бананчиками, а повернула совсем в другую сторону в "Улыбку Радуги" вместо этого. Ведь вопрос-то заключался в выборе "клуба" и партнеров по общению. Последние сто рублей в кошельке, хорошая погода вечером тринадцатого мая в пятницу и прогулка - компоненты  для оправдания главной задачи - пообщаться. Что светило ей в овощном? Здравствуйте-хочется бананчиков-спасибодосвидания. А в "Улыбке Радуги" - обзор всяких средств для красоты волос. Например, Рая хотела ознакомится с ассортиментом предлагаемых средств для увлажнения и укладки волос. Опять же, заканчивалось ее любимое детское мыло. И вот она уже у кассы рассчитывается за покупку - Раиса Выбрала гель для увлажнения и легкого расчесывания волос, для нее это было что-то новенькое и она решила попробовать. Она не отказала себе в удовольствии пообщаться с продавщицами, так как оставила дома очки и не разбирала бисер инструкции на баночке с гелем. Девушки прочитали, посоветовали, что лучше взять и вот она у кассы. Рассчиталась.
- Вот, возьмите крем "Нивея" для лица, для мужчин! - девушка за кассой протянула ей коробочку-пробник. - Подарок от магазина.
- А зачем он мне?! - почти возмутилась Раиса.
- Ну, подарите какому- нибудь знакомому мужчине.
Вот те раз! Загвоздка.
- Вы ставите передо мной очень сложную задачу! - округлив глаза возопила Раиса Васильевна. - Их у меня очень много... - это добавление должно было сгладить смятение Раисы. Девушка уже занялась очередной покупательницей. Раиса взяла отвергнутый было крем и вышла из магазина на улицу. Шла и думала, что даже приблизительно не представляет себе, кому она могла бы презентовать эту коробочку. Проносилось: Добрюк Сергей - после урока по Зуку? Эээ... Любой партнер по танцам..., фигня какая-то, не пойдет. Покупателю - а вот вам за покупку презент! Еще смешнее... Тогда... тогда первому мужчине, который окажется с ней в лифте! Тут мысли понеслись по своим колеям, тропкам - благо шла она через пыльную засохшую целину не пойми чего, иначе назвать пути к ее дому было сложно. Соответственно и размышления пошли по кочкам сознания. Иногда даже слегка материлась.  А вспомнила про коробочку тогда, когда проехав с незнакомцем в черных очках в лифте, вошла в свою квартиру. Так получилось - она подходила к своему подъезду, перед парадной дверью встал молодой человек. Он стал нажимать на кнопки домофона. Раиса ждала, остановившись позади незнакомца. Ему открыли и они вошли в подъезд вместе, молодой человек в черных очках и она. Не размышляя, она вошла в лифт вместе с чьим-то гостем.
- Вам на какой этаж?- спросил гость.
- Я нажму. - Рая протянула руку к кнопке своего седьмого этажа.
Человек в очках поехал выше, нажав на свой этаж уже после того, как Раиса вышла из лифта. Конспирация. Кстати Раиса уже не раз замечала, что люди по возможности предпочитают не афишировать этаж, на который едут. И вот дома, в прихожей, снимая куртку и обувь, Раиса с улыбкой вспомнила о мужском креме для лица, лежащем в ее сумке. Она представила, что в лифте вдруг открывает сумку, достает коробочку и со словами "хотите подарочек?" протягивает ее незнакомцу в черных очках. Хохма да и только.

               Интересно то, что карьера, как значимая составляющая жизни, давно не интересовала Раису, а вот мужчины пока еще заставляют ее встряхиваться. Желание быть женщиной держится дольше в сознании, чем желание состояться в профессии. Второе кануло в лету. Хотя на своем новом поприще Рая имела определенные достижения и, возможно не осознавая этого, все же двигалась в определенном направлении - например освоила такую группу товара, как канцтовары и косметика, то есть мелочевку, а ведь далеко не все могли перейти с крупняка ( одежды) на мелочевку, да и вообще с привычного вида товара на новый. Рая устроилась на вторую работу и теперь торговала помимо мужской одежды еще и косметикой. Вторая ее работа находилась в пятнадцати минутах ходьбы от дома.
   
               В воскресение Рая потащилась все таки в Тангосинус, привычка, зависимость, что - то еще, непонятное ей самой заставило ее после работы, едва забежав домой, быстро принять душ, выпить чашку чая, схватить туфли и платье, колготки в сетку, сесть на ближайшую маршрутку и явиться на милонгу практически к самому ее началу. Адам не взглянул на нее, не поздоровался сам и не позволил ей поздороваться с собой. Она тут же поставила перед собой свой новый психологический щит - она пожилая женщина.  Усилить защиту можно было еще и тезисом о том, что она не его круга человек, не его поля ягода. В конце концов, преподаватели не всегда здороваются с "мелкотой" - бывшими нерадивыми учениками. Со всеми не перездороваешься, он прав. Правда, абсолютной чистоты вывода не получалось достичь - мешала мысль о том, что он, возможно, обижен на нее за что- то. Хотя за что? Да, она не кидалась ему на шею, не могла поддерживать приятельские отношения с ним, не основанные ни на чем. Это она давно обиделась на него - он не танцевал с ней. Затем круг ее размышлений замыкался опять на выводе о своей непривлекательности для него. Так решив, Раиса Васильевна должна была угомониться наконец. Должна была, но не успокаивалась окончательно. Ничего, все наладится, пусть все остается как есть, она при этом стареет, а он взрослеет. Прежде всего ей надо самой успокоиться. Раиса сосредоточилась на приятном воспоминании о танце с очень хорошим мужчиной, партнером "пальчики оближешь". Маленький эпизод в большом кино. Мужчина и женщина. Сомнительная структура. Надо начать пить кальвадос. Хотя бы попробовать, каков он на вкус.