Храм Успения Богородицы в Литвинове

Геннадий Подбородников
Историческая память, или Храм Успения Богородицы в Литвинове

Успение Пресвятой Богородицы является особым днём для жителей одной из деревень Наро-Фоминского района – Новинского. Здесь во многих семьях и поныне отмечают Успение как Престольный праздник, как День деревни, хотя сама Успенская церковь много десятилетий тому назад стояла не в самом Новинском, а в соседнем селе Литвинове.

В дни хрущевских гонений на Православную Церковь Успенский храм, уже давно к тому времени закрытый, был безжалостно разрушен, однако память о нём сохранились в душах людей. Это феномен исторической памяти народа – неосознанное проявление духовной связи с людьми, жившими на этой земле за несколько поколений до нас, с людьми, которые благоговейно посещали этот храм, крестились и венчались в его стенах, и отсюда же отправлялись в свой последний путь… Пожалуй, сейчас никто из новинцев, да и жителей современного Литвинова, толком и не расскажет, когда и как появилась эта церковь и с чьими конкретно именами она была связана, однако храм Успения по-прежнему остается неотъемлемой частью местного деревенского бытия.

Испокон веков на Руси существовало особо трепетное отношение к Божией Матери, а сама Русская земля часто именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Божья Мать всегда являлась заступницей и печальницей нашего народа, и к Ней с благодарностью обращались в моменты радости и с упованием прибегали в минуты горя и опасности. Именно поэтому на Руси (как нигде еще в христианском мире) так много было храмов, посвященных Богородице, – Рождественские, Покровские, Успенские, Знаменские, освящённые в честь различных Её Святых икон… Даже главный собор государства Русского в Кремле, в котором венчались на царство наши самодержцы, именовался Успенским. Видимо, и для владельца Литвиновского имения князя Ивана Ивановича Щербатова Успение было особенным днём, так как он решил назвать один из своих вотчинных храмов в честь этого Праздника, одного из двенадцати важнейших после Пасхи.

Дата рождения И.И. Щербатова, чей род ведёт своё начало от легендарного князя Рюрика, остается невыясненной. Точно известно, что Иван Иванович был комнатным стольником и входил в число ближних людей государя, и ему принадлежало несколько вотчин в различных уездах государства.  В 1683г. князь числился стольником при вдовствующей царице Марфе Матвеевне, второй жене царя Фёдора Алексеевича. Щербатов также участвовал в знаменитом Первом Крымском походе князя В.В. Голицына в 1687г. В 1688 и 1689 годах он сопровождал юного царя Петра в его поездках, и был помещен в список «стольников зимних походов». В 1698 году его зачислили поручиком в любимый петровский Семёновский полк. Спустя два года Иван Иванович уже исполнял обязанности судьи Сыскного приказа. В 1707 году царским указом его назначили воеводой в Соликамск, а с 1712 по 1714 год он служил воеводой-правителем в Вятке, современном Кирове. В 1722 году князь Щербатов вышел в отставку в чине капитана. Через восемь лет он принял монашеский постриг в Юхновском Казанском мужском монастыре.

Иван Иванович был чрезвычайно набожным человеком. Об этом не говорится в исторических документах тех лет, там вообще очень мало сведений о князе Щербатове. Но о его религиозности наглядно и ярко свидетельствует храмоздательная деятельность владельца Литвинова. Иван Иванович в течение лишь 15 лет возвёл только в своих подмосковных вотчинах три храма! Причем все они были выстроены не из дерева, а из камня. В те годы каменное строительство являлось чрезвычайно дорогостоящим делом – достаточно сказать, что в Верее, уездном городе, полтора века спустя после возведения Успенского храма насчитывалось всего лишь 83 кирпичных дома.

Князем Щербатовым в 1694 году был сооружен храм во имя Святой великомученицы Параскевы Пятницы в Киово-Качалове, в 1706 году в его вотчине Милюково освятили церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ну а к 1710 году в Литвинове было завершено строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Вероятно, после этого полтора года ушло на отделочные работы в Успенской церкви, так как антиминс для храма был освящён архимандритом Свято-Пафнутиева Боровского монастыря Серапионом лишь в августе 1712 года. В  начале XVIII столетия в церковно-административном плане территория Литвиновского имения относилась к Боровской десятине Патриаршей области.

В самом селе Литвинове в начале XVIII века находились лишь княжеский дом и помещения для прислуги и хозяйственных нужд. Владельцы имения бывали здесь не слишком часто, глава семьи практически постоянно был занят на государевой службе. Так что основными прихожанами Успенского храма сразу же стали именно крестьяне Новинского, самой большой деревни этого щербатовского имения. Официально же приход нового храма составили вотчинник с домочадцами и жители 21 крестьянского двора. В штате церкви числились не только священник, но также дьяк, пономарь и просвирник. Сложно сказать, сколько именно прихожан было в упомянутых крестьянских дворах в 1712 году. Как бы то ни было, для рубежа столетий это был весьма значительный сельский приход. Для сравнения лишь упомянем, что в начале 1850-х годов в Новинском имелось 30 дворов, и в них проживали 223 человека.

Успенский храм был выстроен в стиле модного в то время московского барокко. Это была многоярусная церковь: над четвериком первого яруса возвышался верхний объём восьмигранной конфигурации, завершавшийся одним куполом, – так называемый «восьмерик на четверике». Купол восьмерика венчал световой барабан с луковичной главкой. К четверику первого яруса примыкали алтарная и трапезная части храма. В трапезной были освящены Владимирский и Боголюбовский приделы.

О том, насколько благоукрашен был Успенский храм, точных сведений не сохранилось. С большой долей вероятности можно предположить, что там были и резной позолоченный алтарь, и настенные фрески. По крайней мере, об этом известно из рассказов предков коренных литвиновских и новинских жителей. В последней трети XVIII века в храме служил диаконом Лаврентий Петров. Согласно учётной ведомости, составленной в октябре 1773 года при реставрации кремлёвского Успенского собора, он привлекался для участия в его реставрации в качестве золотаря. Тогда по всему Подмосковью собирали лучших специалистов из числа священников и церковнослужителей для «возобновления» Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Кремля. Вполне вероятно, что талантливый диакон-золотарь занимался украшением и своего храма в Литвинове, ведь Щербатовы были одними из самых состоятельных дворян в Верейском уезде.

В начале 1810 года трапезная храма стала местом упокоения князя Григория Алексеевича и его жены Анастасии Николаевны, родителей будущего генерал-губернатора Москвы Алексея Григорьевича Щербатова. Григорий Алексеевич в 1785-1794 годах являлся уездным дворянским депутатом, а с 1794 по 1797 год служил предводителем дворянства Верейского уезда. Уход из жизни этой княжеской четы был напрямую связан с другим трагическим семейным событием. Григория Алексеевича, всегда отличавшегося отменным здоровьем, чрезвычайно подкосила неожиданная смерть невестки – жены сына Алексея (она, между прочим, была родной сестрой прекрасного русского поэта Петра Вяземского). Смерть молодой княгини стала двойным ударом для всех Щербатовых, так как она ожидала рождения своего первенца. Екатерина Андреевна буквально «сгорела» в течение нескольких дней, причём её горячка началась спонтанно, с простой зубной боли… Безутешный Григорий Алексеевич умер всего через две недели после кончины невестки, 18 января 1810 года. А через два с половиной месяца отдала Богу душу и Анастасия Николаевна. Таким образом, князь Алексей Григорьевич в течение всего трёх месяцев потерял одного за другим четырёх родных ему людей!..

В середине XIX столетия настоятелем Успенского храма служил Степан Александрович Цветков. Он являлся благочинным Верейской округи, был помощником епископа, надзиравшим за духовенством уезда. Именно под его контролем начиналось и шло строительство Никольской церкви – ныне собора – в селе Нара-Фоминское в 1845-1846 годах, и тогда же его сын Павел был назначен в новый храм пономарём.

Священники Успенской церкви духовно окормляли не только дворовых людей Литвинова и крестьян Новинского, но также и постояльцев богадельни при Литвиновском имении и пациентов новинской больницы. Эти заведения были созданы в 70-е годы и поддерживались княгиней Софьей Степановной Щербатовой (1798-1886), легендарной московской благотворительницей. После её смерти традиция опеки местных больницы и богадельни не была прервана, её продолжили княгини Софья Александровна, а затем и Мария Григорьевна. Начиная с 1870 года, настоятели храма также преподавали Закон Божий, а по сути, обучали детвору из всех близлежащих деревень грамоте в единственном в уезде частном одноклассном бесплатном училище, организованном Щербатовыми в своём имении.

Кроме московского генерал-губернатора кн. А.Г. Щербатова (1776-1748) и его супруги среди прихожан литвиновского храма в XIX веке были и другие князья Щербатовы, составившие гордость не только этого дворянского рода, но и всего нашего Отечества: герой войны 1812 года генерал-майор кн. Николай Григорьевич (1778-1845), чей портрет и по сей день украшает Военную галерею Зимнего дворца; кн. Григорий Алексеевич (1819-1881), попечитель Петербургского учебного округа  и Петербургского университета, председатель Агрономического общества и предводитель дворянства Петербургской губернии; кн. Владимир Алексеевич (1826-1888), дипломат, предводитель дворянства Саратовской губернии, а затем и Саратовский гражданский губернатор; кн. Александр Алексеевич (1829-1902), Московский городской голова, гласный Московской думы, предводитель Верейского дворянства, благотворитель и почётный гражданин  Первопрестольной столицы; кн. Алексей Григорьевич (1848-1912), Подольский губернский предводитель дворянства, Брацлавский почетный мировой судья и гласный Верейского уездного земского собрания; кн. Александр Григорьевич (1850-1915) предводитель дворянства Рузского уезда, президент Московского сельскохозяйственного общества, камергер, главноуправляющий Красного Креста России,  председатель «Союза русских людей» и первый председатель «Российского союза торговли и промышленности». Александр Григорьевич был одним из главных идеологов реформирования России на началах Православия, монархии и народности. Он свято верил в то, что именно православный приход является незыблемой твердыней русской народности, и именно благодаря церковному приходу произойдет укрепление мощи и единства нашего народа и Отечества.

Успенский храм оставался действующим и после большевистского переворота 1917 года – вплоть до середины 30-х годов. В 1929-1931 годах один из его последних священников, отец Пётр Смирнов, являлся духовным наставником инокини Магдалины, прославленной в 2008 году Православной Церковью в лике Преподобномученицы. Она была сопричислена к Собору Новомучеников и Исповедников Российских. Когда в 1929 году власти окончательно закрыли Зосимову пустынь, монахиня Магдалина и еще две сестры обосновались в Новинском. Отец Пётр посещал их дом в деревне, там они вместе читали Евангелие и молились, а по праздникам ходили по близлежащим деревням и служили молебны. Вне всякого сомнения, матушка Магдалина присутствовала и на литургиях, совершавшихся в литвиновском храме! В 1931 году тройка ОГПУ приговорила её к пяти годам лагерей «за антисоветскую деятельность». Не выдержав тяжёлых условий тюремного этапа, но не отрекшись от Господа, инокиня Магдалина скончалась в Казахстане на пути к месту отбывания приговора.

До войны здание Успенского храма успело послужить и столовой в детской здравнице, размещённой в бывшей усадьбе Щербатовых, и даже гаражом. В двадцатых числах октября-декабре 1941 года в Литвинове и его окрестностях находились подразделения немецкой 292-й пехотной дивизии, которые неоднократно подвергались артиллерийскому и авиационному обстрелам со стороны Красной Армии. Естественно, в ходе боёв сильно пострадало и здание Успенского храма, ведь церковная колокольня была самой высокой точкой в округе, откуда отлично просматривалась вся местность.

После Отечественной войны храм капитально отремонтировали, кровлю перекрыли листовым железом. Правда, завершение верхнего яруса сделали шлемовидным, а не луковичным, как это было прежде. Теперь в церкви была размещена дизельная установка, а в алтарной части – обустроена небольшая оранжерея, в которой выращивали цветы для украшения территории сначала пионерского лагеря (1947-1955), а затем и санатория, созданного на базе имения.

Новая беда пришла, казалось бы, неожиданно в середине 60-х годов. Власти решили уничтожить Успенскую церковь, которая к тому времени использовалась исключительно в хозяйственных целях. Чем же было обусловлено принятие этого решения? С одной стороны, оно было напрямую связано с общегосударственной политикой в отношении Русской Православной Церкви в период правления Н.С. Хрущёва. В послевоенное время и в 1950-е годы в СССР наблюдался резкий подъём интереса к религии со стороны населения: уцелевшие в огне войны храмы были переполнены, в течение дня в них служили по несколько литургий, и православные общины направляли в государственные органы многочисленные прошения об открытии новых церквей. На это духовное устремление народа государственная власть ответила активизацией атеистической пропаганды и массовым закрытием действовавших храмов. Только в 1958-1965 годах по всей стране было закрыто около 5,5 тысяч православных церквей. Из 13400 храмов открытыми остались менее 8 тысяч. Вполне естественно, что белоснежный, капитально отремонтированный храм Успения в Литвинове – один из немногих сохранившихся в округе – притягивал к себе внимание местных православных, а это вызывало негативную реакцию у районной власти.

Вторым определяющим фактором стало открытие на территории бывшего княжеского имения санатория «Литвиново». Произошло это в 1959 году. Созданный санаторий находился в ведении Управления делами Московского областного и городского комитетов КПСС, и контингент отдыхавших здесь лиц был соответствующим – советско-партийная номенклатура, рядовые активисты и идейная творческая интеллигенция. Само наличие храмового здания на территории такого санатория никак не соответствовало идеологическим установкам партии, в результате чего и было принято решение о сносе церкви.

Летом 1964 года старинный Успенский храм, служивший ещё и усыпальницей князей Щербатовых, был безжалостно разрушен с помощью экскаватора с металлическим «шар-бабой». Что произошло с захороненными здесь останками князей – неизвестно. Стены же церкви, в которой наши предки веками молились за здравие и упокой, взывали ко Господу о ниспослании мира и процветании нашей многострадальной земли, были обращены в кирпич и камень – ими вымостили дорогу, ведущую в Литвиновское лесничество...

Православный храм веками являлся стержневым элементом бытия русского человека. Он занимал ключевое место в жизни наших предков – это был не просто духовный центр, здесь в процессе общей молитвы формировались мировоззрение и самосознание, исподволь закладывались фундаментальные принципы совместного бытия и общей культуры, которые и по сей день определяют нашу национальную сущность. В 2012 году отмечалось 300 лет со дня освящения храма Успения в Литвинове, а в 2015 году исполнится 50 лет со дня его варварского разрушения… Было бы правильным с моральной, духовной и исторической точек зрения к этой печальной дате поставить, по крайней мере, памятный поклонный крест на том самом месте, где когда-то возвышался белоснежный православный храм, служивший духовной опорой жителям Литвинова, Новинского и других деревень. На том месте, где когда-то покоился – а, может быть, покоится и до сих пор – прах владельцев Литвиновского имения, подаривших Отечеству много верных и славных сынов!

Иллюстрация: Успенский храм в Литвинове. Фотография 1959 года

Первая публикация: Газета «Центр города», № 43 от 28 октября 2013г.
Изменения в оригинальный текст внесены в 2015г.