Человек среди зинджантропов

Кедров-Челищев
– Человек среди зинджантропов –
(100 лет со дня рождения Луиса Лики)


Одно из античных определений человека гласило: «Человек – это двуногое животное без перьев». Другой мудрец ощипал петуха и показал его грекам: «Вот вам ваш человек». Аристотель дополнил это определение термином «политическое животное». За много тысяч лет антропология (человековедение) на намного продвинулась в понимании человека. Отсюда полная неразбериха с определением нашего возраста. Двуногое существо без перьев очень похожее на человека шастает по земле и по деревьям вот уже 20 миллионов лет. Но и сегодня никто не знает, обезьяны это или действительно нечто человекоподобное.
Луис Лики родился в Кении в семье миссионера 7 августа 1903 г. Умер он 1 октября 1972 г. в Лондоне. Его родной язык кикуйю, но диссертацию в Кембридже «белый африканец» защищал, конечно же, по-английски.
Главное открытие своей жизни он совершил 17 июля 1959 г. в Танзании (тогдашней Танганьике) в ущелье Олдувай (или Олдовай). Обнаруженные им останки женского черепа некоего человекоподобного существа позволяли, как ему казалось, раздвинуть рамки возраста человека до двух миллионов лет. Правда, скептики сократили эту дату до 400000 лет, утверждая, что человекоподобный череп оказался не своем слое. После этого в течение многих десятилетий продолжал сыпаться град находок. То тут, то там обнаруживались останки существ, которые претендовали на то, чтобы заполнить собой недостающие звенья между человеком и его обезьяноподобным предком.
Чуда не произошло. Гипотеза Дарвина и сегодня остается всего лишь гипотезой. Сенсационные комментарии сопровождают каждую новую находку, но каждый раз мы лишь убеждаемся, что существ похожих на человека и обезьяну на земле жило много. Вернее, много их разновидностей. А вот человек как таковой появился не раньше, чем 100000 лет назад. И почему появился, никто не знает. Более того, существа, с нами анатомически почти тождественные и проживавшие на земле 94000 лет, вовсе не были людьми в нашем понимании этого слова. Орудия труда у них были, и огонь они разводили. Возможно, даже что-то говорили. Но все больше и больше данных, что своими орудиями они в основном пользовались для потребления падали, а также для ритуального и не ритуального людоедства. То тут, то там обнаруживаются груды человеческих костей о следами их тщательной обработки. Кости дробили, чтобы извлечь мозг, а мясо тщательно соскребали. Людьми эти существа были только анатомически. Почему примерно 6000 лет назад по всей земле стали возникать центры древних культур и цивилизаций вместе с письменностью и религией? Этого тоже никто не знает. Гипотезы остались гипотезами, а фантастика фантастикой. На протяжении 94000 лет труд так и не создал человека. А после находок Луиса Лики стало ясно, что и полмиллиона лет не увенчались никаким эволюционным сдвигом. Человекообезьяноподобные или обезьяночеловекоподобные так и остались сами собой. Их ветви уперлись в тупики эволюции. Человек на них не созрел. Даже наиболее близкий к нам неандерталец, чьи черты порой весьма узнаваемы в лицах наших современников, только лишь смешался с нами, но не эволюционировал до уровня человека. Находка Лики убедила многих ученых, что никакого общего предка у обезьян и людей нет, если не считать общего генетического родства всех живых существ на земле.
Сама идея эволюции оказалась очень плодотворной. Она позволила проследить, как 94000 лет анатомически схожие с нами человекоподобные существа умнели, но так и не поумнели до уровня человека.
Никто не знает, что произошло 6000 лет назад, когда согласно древнееврейским, древнеиндийским, древнекитайским и древнегреческим мифам боги создали человека. Судя по всему, жить наши прародители могли только в тепличных, райских условиях, а вырвавшись из теплицы на волю, утратили многие человеческие свойства. Каин убил брата Авеля со всеми вытекающими последствиями.
Я был в Сирии на том месте, которое, по мнению сирийцев, является и сегодня Эдемом. Это яблоневый сад под Дамаском, где растут действительно очень вкусные яблоки, похожие по вкусу и на антоновку, и на белый налив. Тут расположены дачи сирийской знати. Что-то вроде подмосковной Жуковки. Неподалеку холм – могила Авеля.
Генетический анализ намного надежней антропологических раскопок. Он показал, что, во-первых, мы действительно восходим к одной прародительской паре. Проще говоря, к Адаму и Еве. Во-вторых, после расшифровки генома человека выяснилось, что мы генетически гораздо ближе к мыши, чем к обезьяне. Луис Лики оказался прав. Найденные им черепные кости некой женской особи в возрасте от двух до полмиллиона лет свидетельствуют, что существа похожие на человека и обезьяну жили на нашей планете с очень давних времен. Но никакой эволюции этого вида не наблюдается. Все эти зинджантропы, питекантропы, неандертальцы существовали параллельно с обезьянами, а некоторые и параллельно с человеком. Не с человеком в полном смысле этого слова, а с нашими генетическими и анатомическими предками.
Сегодня некоторые ученые склоняются к мысли, что, возможно, наши предки жили миллионы лет рядом со всеми этими зинджантропами и в конечном итоге их извели, как хитроумный Одиссей циклопа, Давид Голиафа, поросшего шерстью, а всякие там богатыри Кощея бессмертного вкупе с Бабой Ягой. Но это уже не наука, а фантастика, восполняющая зияющие пробелы в наших знаниях.
Профессор Сергей Петрович Капица считает, что танцевать надо от количества людей. Чем больше людей, тем большее количество информации обрабатывается. Так первое людское поселение насчитывает сто тысяч. Именно такое количество необходимо для выживания согласно биологическим, антропологическим, социальным и математическим расчетам.
То есть Адам и Ева могли сохраниться и слегка размножиться только в раю. В обычных земных условиях их ждало бы вымирание. Впрочем, не исключено, что так и произошло. Каин убил Авеля после изгнания из рая, набравшись дурных замашек в первобытном стотысячном поселении наших каннибальствующих предков. Речь, стало быть, идет не только об эволюции, но и о деградации. Об успешных и безуспешных попытках сохранять человеческие свойства в нечеловеческом окружении, что можно вполне приравнять к подвигу, увенчавшемуся распятием.
Сам Луис Лики не от обезьян и не от обезьяноподобного предка произошел, а из семьи священника. Зинджантроп Лики – еще одно двуногое, из которого труд даже за миллионы лет не смог извлечь человека. Впрочем, и наши 94000-летние предки стали людьми около 6000 лет назад не благодаря труду, а благодаря письменности и слову. Да и то далеко не все, а лишь те, кто, как Авраам и другие праведники, говоря языком Библии, «ходили перед Богом», а не перед зинджантропом.