Георг Элла. Герхард Терстееген

Инквизитор Эйзенхорн 2
ГЕРХАРД ТЕРСТЕЕГЕН
Георг Элла

Герхард Терстееген наиболее известен англоязычным христианам своими гимнами, которые переводили Джон Уэсли и ряд других поэтов. Большинство этих переводов, как признает леди Дюран в отношении своих собственных опытов, является, увы, лишь подражанием. Многочисленным английским версиям гимнов Терстеегена не хватает его жалобного плача над своими грехами, его строгой безмятежности, созерцания спасительной благодати и глубокой внутренней радости в вере. В основном он известен сегодня своей поэзией и гимнографией, но в свое время люди куда больше ценили его проповеди. Перу Эмили Чисхолм и Сэмюила Джексона принадлежит английский перевод некоторых его проповедей и писем, но большая часть его наследия все еще ждет перевода. Терстееген знал французский, голландский, немецкий, латынь (на которых писал), иврит и греческий, переводил реформатскую, лютеранскую и свободную церковную литературу, написал ранний трактат по реформатскому вероучению и множество медитативных сочинений, получивших мировое признание. Я лично больше всего люблю его за понимание вечных замыслов Бога о Своем народе. Когда Терстеегена спрашивали, откуда он родом, он неизменно отвечал: "Мой дом у Бога в вечности". 

Круммахер защищает Терстеегена

К сожалению, имя Терстеегена стало у его критиков синонимом преувеличенного квиетизма и бегства от естественного порядка мира в духовные истины с пренебрежением к повседневной жизни христианина в Церкви и государстве. Фридрих Вильгельм Круммахер (1796-1868) родился в том же городе Мерсе и служил в родном крае Терстеегена. Он отвергает такое обвинение: "Конечно, это тенденция нездоровая, но было бы вопиющей несправедливостью обвинять благородного Терстеегена в том, что у него якобы не было ответственности и гражданской верности, даже если его ум парил столь свободно. Он был любимым и постоянным советником множества людей на их узком пути. Его ежедневные "Крохи" составляли основу их постоянного посвящения, а драгоценные песни из нетленного "Сада духовных цветов" жили постоянно в их устах и сердцах". Круммахер рассказывает также, что "Источники евангельских истин" послужили для многих "живым истоком Слова Божия".

Прекрасный предмет для изучения

Сотни работ Терстеегена дошли до нас, и многие его сочинения и письма были заново открыли недавно. Прекрасный дом поэта в Мюльхайме был спасен и в настоящее время стал музеем его жизни и эпохи. Множество вещей и документов Терстеегена находятся под опекой Исторического общества Мюльхайма, и его члены оказывают помощь в уходе за музеем, а фонды городского архива могут служить в качестве руководства для посетителей. Общество также оказывает библиотечную и архивную помощь в изучении жизни и трудов Терстеегена, а Публичная библиотека Мюльхайма предоставляет в общественное пользование хороший выбор работ по нему.

Рождение и ранние годы

Герхард Терстеген родился в богатой купеческой семье Хенрикуса и Конер Терстееген, урожденной Триболер, 25 ноября 1697 года. В семье было восемь детей, двух дочерей и шесть сыновей, из которых Герхард был предпоследним. Пять сыновей, в том числе Герхард, стали купцами, а один, Йодок - реформатским служителем. Сестра Герхарда Йоханна вышла замуж также за купца Маттиаса Бринка, который научил Герхарда торговому делу. Мальчик был крещен в церкви Мерса 1 декабря 1697 г., и не вполне ясно, назвали его Герхард или Геррит. Трудно определить национальность жителей Мерса, когда он был суверенным владением герцогов Вальбургских. Французы традиционно претендовали на него вместе с солидной частью Нидерландов. Когда мужская линия Вальбургов вымерла в 1594 году, графиня получила часть владений принца Морица Оранского. Его преемник, король Английский Вильгельм IV, умер в 1702 году и в последующей войне Пруссия взяла Мерс, который был потерян для Франции. Поскольку на момент рождения Герхарда Мерс был в руках Нидерландов, голландцы гордо считают Терстеегена своим соотечественником.
Отец поэта, благочестивый член реформатской Церкви, умер, когда Герхарду было шесть лет, но мать смогла отправить сына в элитную гимназию Адольфинум, где акцент был сделан на изучении иностранных языков из-за международной роли Мерса. Гейдельбергский катехизис преподавали на латыни и немецком, Библия изучалась на иврите и греческом. Каждый ученик должен был уметь написать проповедь на определенный текст и быть готовым прочесть ее публично. Когда Герхард оставил школу незадолго до его шестнадцатого дня рождения, он был избран прочесть на годовом собрании студентов латинскую речь собственного сочинения со стихами. Его учителя и городские советники обещали ему университетскую стипендию, но мать отвергла эти предложения.  Ее сын должен был стать торговцем, как его отец и старшие братья.

Прибытие в Мюльхайм

Когда Терстееген поселился в Мюльхайме, точно неизвестно. Традиционно называют дату 1713 год, однако церковные книги Мерса содержат  запись, согласно которой Герхард дал свое исповедание веры перед общиной в начале 1715 г., таким образом, официально став членом церкви. Такая церемония должна была быть проведена после периода катехизации продолжительностью не менее двух лет, так что Герхард, скорее всего, жил в Мерсе все это время. Учитывая расстояние в 21 км между Мерсом и Мюльхаймом и то, что, как вспоминал Герхард, он ходил на занятия пешком, для юноши было совершенно нереально посещать катехизацию  из другого города. В любом случае к началу 1715 г. Терстееген постоянно жил в Мюльхайме.
Сегодня, Мюльхайм, расположенный на обоих берегах реки Рур, представляет собой небольшой невзрачный городок, окруженный красивой сельской местностью. Тем не менее в 1660-е годы Мюльхайм вошел в историю, став родиной немецкого пиетизма. Более того, из него пошло великое возрождение, которое начиная с Рура распространилось в  Германии, Голландии, Швейцарии и России и, наконец, в США. Например, Теодор Фрейлингхаузен, ставший основным пионером Великого Пробуждения в Северной Америке, нашел Христа в движении, возникшем в Мюльхайме. Это движение началось через служение реформатского пастора Теодора Ундерейка (1635-1693), который учился у Воэция, Кокцеюса, Лабарди и в конечном счете Перкинса и Эймса, и впервые организовал домашние встречи после воскресной службы, так что его прихожане могли обсудить то, что они узнали. Эти встречи становились все более популярными и идея распространилась по всей Германии и Голландии, и вскоре и реформатские служители, как Иоахим Неандер, и лютеране Шпенер и Франке посетили Мюльхайм, чтобы узнать о работе благодати, которая имела здесь место. Труд Ундерейка распространился в Гамбурге, Бремене, Дюссельдорфе, Галле и части Голландии. Таким образом, реформатский пиетизм получил известность за десять лет до того, как лютеране начали подобную работу. Этот труд продолжался уже около 45 лет, прежде чем Герхард пришел в Мюльхайм.

Пиетисты Мюльхайма

В 1715 г. реформатский служитель Вильгельм Гофман покинул оплачиваемое служение и поставил себя в качестве странствующего проповедника. Вскоре Герхард попал под влияние Гофмана и в конечном итоге смог стать его преемником. Тем не менее он, как и Гофман, никогда не порывал с существующей Церковью. Гофман и его последователи были под сильным влиянием квиетистов, таких как мадам Гийон, и мистиков, таких как Беме, и молодой Герхард начал читать их сочинения. Хотя он уважал этих авторов всю свою жизнь, он нашел, что полное отрицание ими себя и мира есть отрицание Божьей благодати в человеке.  Попытавшись практиковать их способ стяжания святости, казавшийся бесконечной борьбой с самим собой и множеством усилий, направленных на достижение праведности, Терстееген оказался в длинном темном туннеле. Он много работал в учился своему ремеслу, но в свободное время он удалялся от окружающих и изучал Библию, мистиков и квиетистские книги. Он решил жить в полном послушании Богу. Многие считают это его обращением, но это было просто начало периода в семь лет, прежде чем он получил не только осознание истины, но внутреннюю свободу, которая приходит от превращения в истинное дитя Бога.
Как только Терстееген закончил свое обучение, он основал собственное дело, но после двух лет трудов отказался от него и почти полностью удалился от мира, отвергая даже чай и кофе и питаясь очень скудно раз в день. Вскоре он стал нищим, поэтому он стремился заработать немного ткачеством, но в итоге он стал слишком слаб, чтобы работать. К счастью, Терстееген начал искать Бога без медитации и отдал книги Беме обратно их хозяевам. И когда он остался только с Библией, он  обнаружил любовь к Богу во Христе. Иногда это считается его вторым обращением, на самом же деле было первым и единственным. Темная и мрачная борьба Терстеегена, которая длилась до Пасхи 1724 года, сменилась духовным видением Солнца правды и исцеления в лучах Его. Его первое известное стихотворение после этого освобождающего опыта свидетельствует о его осознании своего греха и раскаянии в нем, и последующем наслаждении миром с Богом. Его последующая поэзия, гимны и проза отражают практическое христианство и жизнь, наполненную Христом.
Чтобы подчеркнуть свой разрыв с замкнутым на себя мраком и свой опыт Солнца правды, поэт посвятил свою жизнь Богу в порядке, который он должен теперь был повторять каждую Пасху. Многие богословы XVIII в., такие, как Доддридж и Ньютон, отмечали таким образом юбилей своего опыта, но Терстееген засвидетельствовал его в стихотворении, написанном собственной кровью. Этот потрясающий документ, представленный в 2010 году в музей Терстеегена в Мюльхайме, долгое время хранился в частном доме. Его подлинность оспаривали, но она была доказана с помощью простого лабораторного теста. Терстееген говорил, что если то, что он напишет своей кровью, приведет людей ко Христу, он будет готов снова вскрыть себе вены для этого!

Христианский подвиг

Теперь поэт вошел в активную жизнь христианина. Он создал частную школу, в основном для детей своих братьев и сестер, и написал для них учебные пособия, в том числе катехизис. В 1725 г. он оставил ткачество как средство зарабатывания на жизнь и вернулся к торговле при поддержке Генриха Зоммера.  В течение двух или трех лет двое мужчин завтракали вместе, а затем начинали работу с шести утра до одиннадцати. Потом они разделялись на период личной молитвы и изучения Библии, а затем снова работали с часу дня до шести вечера. По вечерам Терстееген изучал Библию и начал писать свои "Цветы сада". Гофман постепенно убедил Терстеегена позволить себе такую "роскошь", как качественное питание и одежду, и был рад видеть, что Герхард был готов и в состоянии помочь ему в воскресных служениях. Это требовало все больше и больше времени, и Терстееген отказался от подработки.
Между 1725 и 1727 в Рурской области состоялось большое пробуждение, в котором Терстееген стал ведущим евангелистом. Его богатые друзья-купцы в Мюльхайме построили отдельное здание для его проповедей. В это время он быстро пишет одну книгу за другой. К сожалению, многие обращенные тогда стали верить, что поскольку они больше не под законом, они могут жить греховной жизнью без страха вечного наказания. Это побудило Терстеегена написать книгу об отношениях закона и благодати и об обязанностях верующего в практической праведности. С 1727 г. он стал служителем полного дня. Тем не менее, будучи в шоке от бедности и болезней, безудержных среди его слушателей, он начал изучать фармацию и превратил одну из комнат своего дома в лабораторию аптекаря, ежедневно готовя снадобья для своих больных слушателей, которые, конечно же, получали их бесплатно. Вскоре он смог нанять себе помощника в этом деле, а также экономку Сибиллу Энкерман, очень любившую его общину. Г-жа Энкерман вместе со своим братом и его женой получила весь первый этаж дома служителя для помощи многочисленным беднякам, которые ежедневно посещали его.
Теперь Терстееген смог выйти на дороги и проповедовать под открытым небом. Согласно широко распространенной практике помощи беднякам и безработным друзья Терстеегена создали общинный  дом под его руководством, где бедных обращенных кормили, учили зарабатывать рукоделием и торговлей и жить в молитве и общении друг с другом. Это здание сохранилось и также стало музеем, где хранится часть обстановки и книг, принадлежавших проповеднику. К этому времени Терстеегена получил международную известность, и с 1730 г. он регулярно посещал различные части Германии и Голландии; по крайней мере, один голландский писатель утверждает, что также он посетил Данию и Швецию.

Критика благочестия Терстеегена

Стихи Терстеегена заставили многих реформатов смотреть на него с осторожностью, но тот факт, что он двадцать лет проработал над двухтомным сборником обработанных житий римских святых, заставил многих вообще отвернуться от него.Тем не менее Терстееген подчеркивал, что у Бога есть Свои свидетели везде и во все времена, и было бы глупостью считать, что история от апостолов до возникновения Реформатской Церкви была полностью лишена христианского свидетельства. Он утверждал, что к написанию этих томов его побудило то, что многие обращенные не понимали христианское учение, но мало кто не понимал работу Бога среди Его людей в истории. Терстееген подчеркнул также, что хотя он имел четкое богословие, он не сторонник деноминаций и признает работу Бога в жизни мужчин и женщин из других стран и конфессиональных традиций. Католики же восприняли его работу как оскорбление и ложную попытку доказать древность протестантизма. Они возмущались деятельностью его сторонников и подвергли некоторых из них тюремному заключению на том основании, что законы не допускали реформатскую проповедь под открытым небом. В итоге власти согласились с католиками и 28 июня 1740 г. такие собрания были запрещены. В течение последующих десяти лет Терстеегену не было позволено проповедовать в общественных местах и он был вынужден проводить служения в частном порядке, хотя он легко проповедовал в больших общинах в соседней Голландии.

Новое возрождение приходит в Мюльхайм

В 1750 г., однако, новое возрождение пришло в Германию из Голландии    и Мюльхайм вновь стал центром духовной деятельности. Хотя первоначально лидером был молодой студент богословия из Дуйсбурга Якоб Шевалье, все требовали, чтобы Терстееген возобновил проповедь в городе. В декабре он снова проповедовал Слово Божие в Мюльхайме сотням слушателей. Три реформатских пасторы воспротивились и потребовали его ареста. Тем не менее глава города был другом возрождения и отказался это сделать. Терстееген призвал реформатов присоединиться к пробуждению, если они хотят вновь наполнить свои церкви. Шевалье потребовал фиксированного оклада за свои проповеди, и Терстееген, который не просил ни гроша (хотя довольно часто принимал серьезные дары) почувствовал, что он должен был отделиться от него. Шевалье стал служить на окладе в Винтерпе во Фрисландии и сохранил тесное общение с Терстеегеном. Когда проповедь Терстеегена стала еще более популярной, пасторы подали на него в суд,  но судьи отказались слушать их. Общественное мнение было явно за возрождение. Теперь, каждое утро граждане Мюльхайма всех рангов и слоев общества встречались возле дома Терстеегена, чтобы послушать его выступления прямо из окна!

Семилетняя война

Поэт продолжал проповедовать и учить ежедневно с раннего утра до вечера, а в 1756 его здоровье пошатнулось. Теперь Франция и Австрия претендовали на Рурскую область и началась Семилетняя война между Пруссией, Австрией и Францией. Солдаты всех трех армий стояли лагерем вокруг Мюльхайм, который оставался центром боев всю войну. Французы оттеснили пруссаков и взяли южный берег Рура. Терстееген был вынужден принять прусских офицеров, солдат и лошадей в его доме, а вскоре они уступили место французам. Те были в восторге от языковых способностей пастыря и его самоотверженного гостеприимства и ушли с благодарным письмом вместо того, чтобы все разграбить - а в других местах они могли и убить хозяев! Вскоре Терстееген   был остановлен на пути в Дуйсбург французскими войсками, которые приказали ему спешиться "во имя дьявола". Терстееген спокойно ответил, что дьявол ему не указ, и поскакал прочь с такой скоростью, что лучшие кавалеристы не могли его догнать! Однако французы в конце концов разграбили весь город Мюльхайм, призвали молодых людей в свою армию и разобрали и унесли все, что можно было забрать, в том числе суда, которые были основным источником городских доходов. Терстееген счел войну Божьим судом над народом, который отошел от истин Реформации.

Призван домой

К 1764 г. поэт был сломлен телом, но не духом. Он обнаружил, что, хотя он не мог путешествовать, его ежедневно посещали люди, которые ехали много миль, чтобы услышать несколько слов из его уст. Сильный кашель и затрудненное дыхание делали его речи из постели все труднее. Отказывали почки, обострилась подагра, появилась тяжелая грыжа. 9 февраля 1769 г.  Терстееген написал завещание, которое читается больше как проповедь, чем как распоряжение о земных делах. Он выражает свою огромную благодарность Богу за все Его милости и прежде всего за веру и Слово Божие. Последняя воля его заканчивается словами: "В детской смиренной вере в Божественную милость Христа, я теперь ожидаю, что когда мои глаза закроются и меня назовут мертвым, я, наконец, войду в вечную жизнь, чтобы быть навсегда с моим Господом".
Через несколько дней боли усилились, и он страдал от судорог и отеков. Перед смертью у Терстеегена не было покоя от потока посетителей, которых он принял на диване, чтобы получить последнюю похвалу, не сходившую с их уст. Вскоре они услышали лишь: "О Иисус, сладкий Иисус! В 2:00 утра, 3 апреля 1769 года Герхард Терстеген заснул на земле, чтобы пробудиться в небесах.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn