Божья коровка. 7. Мы едем в Крым

Людмила Москвич
            
    Уже вторую неделю шло бурное обсуждение предложения классной руководительницы Нины Ивановны отправиться на экскурсию в Крым. Обсуждали в школе, обсуждали дома. Вчера вечером Нина Ивановна собрала родителей, и было принято единодушное решение:  экскурсия состоится. 
    Школа выделит автобус, палатки и спальные мешки для ночлега можно взять в пункте проката. Еду будут варить на костре сами. Необходимые продукты закупят здесь и по мере надобности будут добирать в Крыму. Кроме Нины Ивановны поедет Лидия Ивановн, учитель по истории, и от родителей мама Сережи Козлова. А сегодня эту долгожданную новость объявили в классе. Класс взорвался криком восторга, Нина Ивановна еле утихомирила своих подопечных. В этот день в школьной библиотеке разобрали всю литературу о Крыме. Изучали карту, читали сведения об исторических местах, спорили какой маршрут лучше.

    Тося в споры не вступала: она боялась, что ее могут просто не взять. И дома родители считали, что это путешествие ей будет не под силу. Ведь там много придется ходить, а она на своих коротеньких ножках не сможет поспевать за всеми. Первый о ней вспомнил Сережка: « А Тосю  возьмем?»  И весь класс дружно воскликнул: «Конечно,возьмем. Один за всех, и все за одного!»  У Тоси камень с сердца упал, и даже дыхание перехватило от благодарности. Мы едем в Крым! Едем все вместе, весь  7-А класс!
    Еще не раз спорили о маршруте. Хотелось испытать все: и морские купания, и посещение исторических мест, и привалы под тенью скал или на опушке леса, и вечера вокруг костра.  Если бы сейчас на уроке истории их спросили о Крыме, они бы все получили только "пятерки".
 
    Наконец, наступили каникулы, а с ними и поездка в Крым. Ранним утром уложили весь груз в багажник автобуса, заняли места, помахали на прощание провожающим родителям  и тронулись в путь.
    Первый привал сделали еще, не доезжая до  Крыма. Остановились на опушке леса. Разожгли костер и решили сварить кашу с тушенкой. Девчонки категорически отказались от помощи старших и убеждали, что они прекрасно справятся с поставленной задачей. Но вскоре у всех голодных путешественников закралось сомнение, что обед состоится. Запах горелой каши быстро окутал все вокруг. Стало очевидным, что юные поварихи оконфузились: весь обед пришлось выбросить и начать все сначала. Оказалось, что готовить на костре,- это совсем не то, что на газовой плите.  Отвергнутые ранее взрослые продемонстрировали, как надо готовить на костре. Наконец все уселись вокруг костра с мисками ароматной каши. Это был первый обед на пути в Крым. А вечером все суетились установить палатки, разжечь костер, вскипятить чайник уже в Крыму. Тосю уложили спать в автобусе: ее маленькая фигурка вполне умещалась на переднем сиденье. Все разместились в палатках. Только водитель автобуса привычно улегся на заднем сидении автобуса. Утром на скорую руку позавтракали и в путь. Скорее к морю!

    Наконец вдали показалось море. Бескрайная морская гладь под таким же голубым небом с редкими белыми облаками. Подъехали ближе, припарковали машину под густыми кронами придорожных деревьев, и все помчались к морю. Вода еще была прохладная, и  немного поплескавшись, все вылезли на берег. Обсудили дальнейший путь. Надо было выбрать место стоянки на два, три дня, чтобы можно было купаться и выезжать днем на экскурсии, а возвращаться на ночевку к стоянке.  Так в Алуште посетили Ливадию, летнюю резиденцию царей.  В Ялте осмотрели Ботанический сад, полюбовались Ласточкиным гнездом. В Гурзуфе ознакомились с картинами в доме творчества художника Коровина. В Феодосии, в картинной галерее, были просто потрясены полотнами Айвазовского. Вечерами, сидя у костра, обсуждали увиденное, делились впечатлениями.
    Тося с нетерпением ожидала посещения музея Грина. Его произведение «Алые паруса» она знала почти наизусть. Тосечка перед посещением этого музея весь вечер у костра, пересказывала ребятам эту романтическую историю любви, некоторые отрывки она знала наизусть. А теперь предстояло увидеть все воочию. Увидеть дом, построенный в виде корабля с парусами, вдохнуть воздух поэтического прошлого. Но на пути исполнения ее мечты, встали прозаические препятствия. Если в прошлых походах водителю автобуса удавалось машину припарковать поблизости от объекта осмотра, то теперь такой возможности не было. Изучив дорогу к музею, все поняли, что Тося не сможет одолеть этот путь. Старшие решили, что Тосю придется оставить в автобусе. Их разговор подслушали мальчишки. Возмущению их не было предела. Как можно оставить девочку, которая так мечтала увидеть этот музей? Это было бы не честно. Они решили отнести ее к музею на руках. Сколько там веса в этой Божьей коровке! Двое ребят, сцепив руки «замком», свободно справятся. Выход был найден и одобрен под дружные крики – «Один за всех, и все за одного»! Тося, счастливая и растроганная поступком своих одноклассников, этих четырнадцатилетних мужчин, вместе со всеми вошла в свою мечту.  Ее память хранит этот эпизод о благородстве и дружбе десятилетия.

    А было все это еще  при Советской власти, когда «Крымнаш» назывался просто Крым,  он был доступен всем жителям СССР, его детям и взрослым.  Когда не было войны, не было границ, не было ненависти. Это было время, когда девиз «Один за всех, и все за одного» имел право закона.  Это было счастливое время.


                ***
                Река и море, все в тумане.
                Она сквозь горный перевал
                Бежит, и пенится, и манит
                В расщелину из пестрых скал.

                Оно - притихшее такое,
                Ласкаясь теплою волной,
                Дарит то счастьем, то покоем,
                Доверием, голубизной.

                Костер погас, его остатки
                Чуть пахнут хвоей и дымком.
                Они в тот миг горьки и сладки,
                Как старый дом, забытый том.

                Л.Кабанюк


    Картинка из интернета