Морская рыбалка

Виктор Костылев
         Художник - кандидат гражданского права,
                профессор   Жушман В.П.
                Оформил   Жушман Д.М.


    Утренний час. Тишина. У скалистого берега, тихо плескалось море.   Оно лежало перед нами в лучах восходящего солнца,ослепляя своим зеркальным блеском. Чистые воды нежно омывали основание прибрежного камня на  котором расположился я со своим пятилетним сыночком.

    Над вершинами наступающих на побережье гор, как громадные паруса морских кораблей, медленно плыли белогрудые облака.

    Слева, величественная гора Аю -Даг с громадной шапкой зеленой хвои. Если внимательно присмотреться к ней, то увидишь очертания сказочного зверя. Передними лапами  погрузившись в морскую пучину, он припал своей громадной головой к
 источнику. И кажется, это животное не может утолить жажду.

    А вдали двигались караваны морских судов. В вечернее время, когда на Гурзуф
опускались сумерки, мы наблюдали за движением ярко светящихся в море огней.
Громадные суда казались медленно ползущими светлячками.

    Забросив удочки в море, мы с нетерпением следили за заснувшими поплавками на водной поверхности. К сожалению, из этой затеи у нас ничего не получилось.

    С громким криком и пронзительным свистом крупных крыльев, над нами, в ожидании пищи, без устали метались чайки. Но видя  неудачу, обиженно кричали...
      
    Владимир- хозяин квартиры, пришедший с работы, внимательно слушал мой рассказ о неудавшейся рыбалке. В его небольших, серых глазах плясали чертики... Он советовал, где удобнее ловить рачков и мидий для наживки, но и это не приносило нам успеха. Так прошла неделя.

    В субботний день он предложил принять участие в морской рыбалке. Я, скорее рыбоед, нежели рыбак, но от предложения не отказался. Словом решили, идем в четыре утра.

    В этот вечер я рано лег спать. В комнате было темно и душно. Время тянулось слишком медленно. Боясь разбудить своих, я каждые полчаса, с особой осторожностью выходил в коридор посмотреть время.  Наконец наступил долгожданный час.
    
    Мы в пути. На дворе тихая, темная ночь. На небе ни луны ни звезд. Воздух казалось был каким-то густым и плотным. Глухая темнота поглотила нас. Мы с трудом, словно слепые, продвигались по дороге ведущей к причалу.

    Из-за туч изредка выкатывалась луна и как  маяк в безбрежном море, посылала на землю свои бледные, спасательные лучи. При ее появлении, от берега потянулась удивительная серебристая нить. Это как у Фета:

                Снится берег мне скалистый,
                Море спало под луною.
               
    Взяв на прокат лодку, мы отправились в путь. Море было темное, сонное, ровное. Темнота поглотила нас, впереди тьма, позади мрак.

    Я, на веслах, выполнял команды опытного рыбака. Кромешная темнота с большим трудом расступалась перед серым просыпающимся рассветом. Появившаяся луна игриво пряталась в темноте облаков.
               
    Лодка двигалась в глухую тьму ночи. Впереди темные морщинки моря сливались с  небом. Нас окружала глухая тишина и только стук уключин и мелкий полет весельных брызг, будили заснувшее море.
 
    Темная ночь еще простиралась над морем, но где-то впереди уже появлялись нежные, светящиеся струи. Первые проблески утреннего рассвета придавали какую-то
таинственность нашей поездки.

     Мы на месте. Неторопливо приступаем к таинству рыбной ловли. Владимир-опытный и мудрый рыбак, крымчанин, крепкого телосложения, широкоплечий с густой копной волос и мужественными чертами лица передает мне леску. На ней навязано одиннадцать рыболовных крючков. Принимая снасть, я вопросительно смотрю на его.

-Бери,- слышу команду.
- Не понимаю, а где же наживка?
-Ставриду ловят на крючок без наживки, слышу спокойный ответ. Опускай леску в воду и периодически  подергивай. В этом и заключается секрет ловли ставриды. -Понял? -Да,-отвечаю. (Для меня было большим удивлением -ловить рыбу на пустой крючок). -Ну,- слышу его команду,- тогда за дело.

   Его небольшие, но сильные руки ловко справлялись со снастью. Опустив леску в
воду, ровно на столько, сколько было мне указано, я весь внимание. Периодически поглядывая на вожака, я с осторожностью подергивал ее.

    Не прошло и минуты, как я почувствовал какое-то натяжение лески. Волнуясь, торопливо тяну ее на поверхность, и...  не верю своим глазам. На всех крючках в различной позе висела ставрида.

    Я в восторге. Освобожденную леску вновь опускаю в море. На дне лодки трепыхался мой первый улов. Тем временем, Владимир тянул свою очередную партию улова. И пошел конвейер...

    Мы не успевали опускать леску, как вновь и вновь тянули ее с уловом.
Очевидно, ставрида идущая большим косяком вдоль берега, оказалась под нами.

    А на море уже светало. Темный занавес ночи источался. Передо мной раскрывались бескрайные просторы самого черного моря. Оно лежало спокойное, темно- синего цвета, все в каких-то в томных, ленивых морщинках, на которых чуть заметно раскачивалась наша лодка. Это видение вызвало у меня неповторимый восторг. К своему удивлению, я обнаруживаю, что мы находимся в ряду рыбачьих лодок, их много. Они выстроились в  ряд, как на параде. 

    У нас хороший улов.  Мне наскучила однообразная работа. А Владимир в азарте.
Он ничего не видит и не слышит. Его крупная фигура, удобно расположившаяся на корме, вся- слух и внимание... -Володя, -нарушаю тишину, -а если я опущу леску ниже? -Поймаешь глубоководную рыбу,- слышу спокойный ответ.  -А как она называется?  -Зеленуха,- он сосредоточен, ему не хочется разговаривать. - Извини,- говорю,-  в Скадовске мне приходилось видеть зеленуху, но это была мелкая, не съедобная рыбка верховодка,
- А у нас, в море, водится крупная, съедобная и глубоководная.
- Ну что же, в таком случае я попробую... - Пробуй.

    Распустив до отказа леску, я совершаю  таинство рукой. При очередной подсечке, что-то почувствовав, быстро тяну. Ощущение такое -словно тяну какую-то зацепившуюся тряпку. Но от куда она здесь может взяться, до берега далеко. Но, вот на водной поверхности появляется крупная голова рыбы... Вскоре она лежала в одной куче с со ставридой.

    А Владимир увлечен. Создавалось впечатление, что он готов таскать рыбу сутками без устали.  А мне это занятие порядком надоело. Улов был приличным, казалось бы, уже достаточно. Сколько можно? Но мой вожак ничего не хочет и слышать...

    Лучи восходящего солнца уже ласково обнимали нас. Появившиеся белые чайки, редко и тяжело взмахивая крыльями, летали над нашими лодками. Тянуло ко сну. Теперь, водная поверхность в своем серебристом свечении была ослепительной. Мелкие волны искрясь неторопливо бежали  одна за другой, ласково обнимая борт лодки. Хотелось закрыть глаза и слушая шелест бегущих волн вздремнуть.

    Вдруг, из морских глубин, рядом с бортом, бесшумно поднимается: большая
черная, блестевшая в солнечных лучах голова. Ее крупные, маслянистые глаза пристально уставились на меня.

    Мою сонливость как рукой сняло. От неожиданности я несколько оторопел и как
завороженный смотрел на это морское чудо, а оно на меня. Не знаю, сколько времени
это тянулось. Вероятно дельфину надоел этот пассаж. Он медленно опустился в воду
и бесшумно направился куда-то под лодку. У меня засосало под ложечкой, А берега-
то не видно...

   А тут еще один боец плывет в нашу сторону. Я вижу его крупное тело, блестевшее  в лучах восходящего солнца.

   С другой стороны, слышу какое-то фырканье. Это еще один, такой же
крупный и такой же любопытный дельфин.  Высоко над водой подняв свою крупную
голову и, словно усевшись в какое-то подводное кресло, он неотрывно смотрел на меня. Он словно предупреждал нас о чем-то.

    Не знаю как Владимир, но мне становилось как-то не по себе. Пять или шесть дельфинов резвились вокруг  лодки.  Они ныряли в разные стороны. Их большие, черные тела были всюду. Охотясь за рыбой, они подняли большую волну. Лодку болтало как при шторме. Это было неповторимое зрелище.               
    Клев прекратился. Рыбаки снимались с якорей. Мне дурно. Было такое чувство, словно мы летим на АН-2, постоянно попадая в воздушные ямы. Это удовольствие мы испытали с сыночком возвращаясь из Скадовска.

    По предложению Владимира, мы поменялись местами. Резкими, уверенными взмахами весел, он направил лодку к берегу.
   

    А на берегу уже кипела жизнь. Здесь люди купались, загорали. По пляжу неслась
популярная песня-
                Эй, моряк! Ты слишком
                долго плавал...

    Дважды мы  выходили в море и дважды нас отправляли на берег хозяева моря- дельфины.
    Ну, а рыба оказалась вкусной, а зеленуха съедобной.