Божья коровка. 11. Начинается взрослая жизнь

Людмила Москвич
         
    Вот и кончилось детство. Позади школа, начинается взрослая жизнь. Что ждет ее в ней, в этой совсем ей не знакомой жизни больших людей? Как эта жизнь примет ее, крошечную, слабую девочку - инвалида? Сможет ли она доказать всем этим еще не знакомым людям, что она такая же, как и они, только маленькая, с таким же сердцем, с такими же желаниями и амбициями? Да - да, именно амбициями. Она, Анастасия, хочет от жизни многого, пожалуй, даже больше, чем остальные девушки. Высокие, стройные девушки в модных туфельках на шпильках, которые могут танцевать, играть в волейбол, бегать с мальчишками наперегонки, кататься на коньках, водить машины. Ей же это не дано. Но она обладает другим даром. Она чувствует, что может достичь многого, если выучится на педагога. Она будет учить детей, раскрывать перед ними красоту и доброту окружающего мира. Она будет учить их быть счастливыми, не взирая ни на что. И, глядя на нее, такую слабую и маленькую,многие смогут стать сильными и целеустремленными. Главное, ценить то, что дал им бог, и делиться этим даром с другими людьми.

    Вот такие мысли и желания одолевали ее. Но пока надо было готовиться к поступлению в ВУЗ. В их городе был только один ВУЗ – Педагогический институт имени Шевченко. Родителей же беспокоило совсем прозаическое препятствие. Надо было получить справку от участкового врачей о здоровье девочки. Мама решила сначала сходить к врачу без дочки. И она не зря беспокоилась. Врач, выслушав мать, замахала на нее руками:  «Вы что! Какой институт? Об этом не может быть и речи. Да она не сможет даже добраться туда, общественный транспорт не для нее, а машины у вас нет. И потом зачем ей высшее образование, кто возьмет ее на работу? Вспомните, сколько операций девочка перенесла, организм у нее ослабленный, ей не осилить учебу в институте. Нет, я такой справки, как вы хотите, дать не могу. Обратитесь к главному врачу, пусть он решает, а я на себя такой ответственности не возьму".

    И мама пошла к главному врачу. Он внимательно выслушал рассказ о девочке, задал много вопросов: как она училась, есть ли у нее в школе друзья, насколько она самостоятельна, как к ней относились в школе, насколько серьезно у нее желание получить образование, и что думают об этом они, ее родители. Чем больше он задавал вопросов, тем больше у матери появлялось надежды, что главврач даст возможность их дочке осуществить свою мечту. А уж они, родители, приложат все усилия, чтобы их девочка стала тем, чем ей хотелось стать. На прощание он посоветовал отправить ее, куда - нибудь в деревню, на природу, где она наберется сил перед экзаменами. И никаких книг, только отдых на природе и здоровое питание. Судя по ее отметкам в аттестате, ей нет нужды еще штудировать учебники. Она должна забыть обо всем и только наслаждаться отдыхом. А в августе главврач велел пройти обследование и прийти к нему со всеми данными. Он пожал руку маме и проводил ее до лифта. А потом еще долго стоял у окна и думал об этой героической семье, которая, не опуская рук, борется со всеми горестями и трудностями, выпавшими на их долю. И об этой крошечной девочке, которой выпало счастье иметь таких родителей.

    На семейном совете было принято решение отправить Тосю на все лето к тете в село. Село располагалось на берегу озера, дом у тетушки был просторный, при доме большей сад, огород. Свое хозяйство обеспечивало семью парным молоком, свежими яйцами, ранними ягодами и фруктами. И, главное, сама тетушка и ее домочадцы рады были приютить у себя крошку Тосечку с детским прозвищем Божья коровка.
 
    Буквально через три дня девушка очутилась в селе Озерное. Папа привез дочку вечером, а рано утром вернулся домой. На следующий день девочка проснулась от пения петухов, щебетанья птиц,   лая собак, людских голосов. За окном уже шла своя хлопотливая жизнь, из летней кухни разносился по двору запах пирогов, яичницы и крепкого чая. На столе под яблоней тетушка накрывала завтрак. Тося торопливо оделась, умылась, заплела свою косу и поспешила  во двор. День ее встретил жарким солнцем, ясным небом с легкими белыми облаками, ароматами цветов в палисаднике, свежим запахом укропа,  помидорной ботвы и мяты. Все уже сидели на лавках вокруг стола, ждали только ее. Кроме тети Марии, дяди Леши еще сидели трое парнишек  возрастом от десяти до пятнадцати лет, загорелые, с уже облупленными носами, невзирая на то, что лето только началось. Они заинтересованно поглядывали на новую родственницу, а она дружески кивнула им и улыбнулась. В ответ расцвели улыбками их загорелые рожицы, они друг другу сразу понравились. После завтрака повели Тосю на озеро, покатали на лодке, познакомили с соседями. И покатилось лето день за днем. Последнее лето ее детства.

    Окружающий мир принял Тосю в свои объятия, как бы отдавая ей свой  долг доброты и ласки. Весь мир вокруг нее был наполнен заботой, пониманием, легкостью и прозрачностью. Она любовалась всем, что ее сейчас окружало. Ей хотелось писать стихи о цветах, что утром раскрывались навстречу солнцу, плодах, что прямо на глазах наливались  душистой  спелостью, солнечных кувшинках на синей глади озера,о звездах ночного неба, таких больших,  ярких и близких, что казалось их можно достать, если захотеть. И Тося забыла о том, что ее ожидало впереди. Она будто отключилась от прежней жизни. Девушка набиралась сил для новой жизни, еще не знакомой ей, но пугающей ее своей не изведанностью. Это была жизнь взрослых, больших людей. Будет ли ей место среди них? Ей, родившейся не такой, как все, но пытающейся внушить всем, что она не хуже их, научить их относится к ней наровне, не унижать своей жалостью. Дети легко этому учатся, а  вот взрослые не всегда согласны с Тосиным  желанием. И она все чаще задумывается над тем, что она запланировала себе на будущее. Справится ли?

     В августе пришло сообщение от родителей, что у них прекрасная новость: они купили машину. Наконец-то подошла их очередь, и теперь вопрос, как Тося  будет добираться до института, решился! Папа будет ее отвозить и привозить после занятий. Это была замечательная новость. Пора было возвращаться домой. Тося отлично отдохнула, загорела, окрепла. Она готова была предстать перед докторами городской поликлиники. Прощаясь с родственниками, она благодарила за отличный отдых, за ту заботу и любовь, какой ее они окружили. А мальчишек звала в гости к себе в город.

     И вот она дома. Первым делом надо получить нужную справку из поликлиники. К их удивлению, никаких сложностей с этим не было. Все врачи отметили, что она за лето значительно поправила свое хрупкое здоровье, и они не видят причин отказать ей в подписи. А главный врач поставил свою подпись и пожелал Тосе успехов.

     Теперь надо было сдать вступительные экзамены. Сочинение и историю она сдала на "пять"  Путь в науку ей был открыт! Она ехала с папой в их новой машине и ей казалось, что все вокруг радуются вместе с ней.  Она студентка!

    И вот он, первый день ее студенческой жизни! В вестибюле института висело расписание занятий, Анастасия нашла номер своей группы, номер аудитории, где сейчас она увидит своих будущих друзей по учебе. Первый намек на будущие трудности – комната 305, значит 3 этаж. Оглянулась по сторонам: лифта нет. Толпы студентов торопливо поднимаются по широкой лестнице. 3 этаж, ужас! Для нее это почти не преодолимая преграда! Надо и ей торопиться, время поджимает. Когда она добралась до лестницы, почти все студенты исчезли на верхних этажах. А она, стиснув зубы, обливаясь потом, морщась от боли, медленно передвигалась со ступеньки на ступеньку. Затихли шаги на лестнице, затихли голоса студентов, а лестнице не было конца. Девушка первый раз в жизни, без помощи родителей или друзей, в полной тишине карабкалась на 3 этаж. Слезы застилали глаза, хриплое дыхание вырывалось из горла, но она мужественно преодолевала ступень за ступенью. Наконец пришла! Она вытерла платком пот и слезы с лица, отдышалась и тихонько отворила дверь. Перед ней аудитория плавно опускалась вниз, на ее широких ступенях стояли кресла и узкие столики. Кафедра преподавателя находилась внизу, рядом стол и доска на стене. Тося стояла перед последним рядом и не знала, как ей поступить. Весь ряд с интересом смотрел на нее, но никто не спешил уступить ей место. Свободных мест не было. Она почувствовала себя чужеродной в их обществе. Начали оглядываться на нее и другие ряды. Пауза затягивалась. Девушка уже готова была повернуться и уйти. Она вдруг почувствовала себя обнаженной перед толпой  любопытных. Но тут ее тронула за плечо девочка: «Садись на мое место». И к сидящим на последнем ряду ребятам: «А ну, подвиньтесь, олухи царя гороха!»  Весь ряд послушно сдвинулся, грохоча стульями.  Преподаватель глянул на источник шума, но там опять царила тишина.
 
      Когда закончилась лекция, и все вышли на перемену, девочки познакомились. Соседку звали Лариса, и она была из пригородного села. На следующей лекции Тося успокоилась и даже пыталась вести конспект. Третья лекция должна была вестись в другом корпусе и, о ужас, опять на третьем этаже!. На этот раз ей помогала спуститься на первый этаж, перейти центральную улицу, где машины так и шныряли, ее новая знакомая. И, конечно, на лекцию они опоздали, так как преодолеть лестницу Тосе было очень трудно, даже при помощи Ларисы. Первый студенческий день оказался довольно тяжелым, и когда папа привез ее домой, впервые за много лет, она горько расплакалась. Родители не могли понять, что так расстроило их девочку. На все их расспросы она твердила одно: «Я туда больше не пойду». А потом, немного успокоившись, рассказала все свои обиды и трудности. Мама решительно сказала:  «Раз так, я увольняюсь с работы и буду вместе с тобой ходить в институт. Я не позволю тебе бросить его из-за каких-то невоспитанных мальчишек, или дурацких лестниц. Я буду учиться  вместе с тобой». Папа нерешительно покивал головой, соглашаясь, а  Тося сквозь слезы рассмеялась. Она представила картину, как ее боевая мамочка ведет войну с невоспитанными мальчишками, или заставляет преподавателей таскать ее на 3 этаж на руках. Посмеялась, и неожиданно успокоилась. Чего это она так расстроилась? Это на нее совсем не похоже. Были в ее короткой жизни времена похуже этих, но таких истерик она не закатывала. Ей стало стыдно перед родителями, и Тося спокойно и твердо сказала: «Все, мои дорогие, никто работу бросать не будет, а кое – кто будет учиться, как и все, без мамы под боком. И лестницу придется одолевать, другого выхода не вижу». Вот так закончился ее первый день студентки.

      Эту ночь она спала, как убитая. И все четыре года ее учебы больше не жаловалась родителям на тяготы ее студенческих дней. Чего-чего, а терпения и выдержки этой маленькой девушке     было не занимать.

                ***
                Ночь легким перышком задела купола,
                Лаская души колокольным звоном,
                Мне кажется, что годы я спала,
                Сейчас проснулась, мир приняв, влюбленно.

                Ночь нежным облаком меня к себе влекла,
                Звала сиять,гореть, встречать рассветы.
                И сквозь туман я ясно поняла
                Его, творца, библейские заветы:

                "Люби людей, живое все люби,
                Твори мечту, красоты создавая.
                Забудь про боль и мира суету,
                Вселенная - твой дом, моя родная.
               
                Иди смелей и не страшись пути -
                Тебе помогут по нему пройти"

                Л.Кабанюк

 

    Картинка из интернета