Тилав Расул-заде

Тилав Расул-Заде
МОИ, СТАВШИЕ РОДНЫМИ, РОССИЙСКИЕ ТЁТУШКИ:
                Маша, Фая и Мария
Очень доброе и светлое впечатление у меня осталось от моих российских тётушек. Своим добродушием и теплотой они стали мне родными в те трудные для меня годы пребывания в России.
В городе Нижний Тагил я занимался сбором, перевозкой и продажей картофеля. Ездил в пригородные поселки, близлежащие города и села. Покупал у местных жителей картошку мешками. Привозил их на городской рынок и перепродавал.
Как-то, в поисках картошки поехал в одно из отдаленных сел поселка Верхняя Салда - «Рудное». Спрашивал у местных жителей, у кого имеется картошка для продажи? Потом, по адресам ходил к этим людям. Если дорога была дальняя, я всегда брал тележку, чтобы с ее помощью, доставлять груз до остановки автобуса. И вот, однажды, я собрал три мешка картошки и ждал автобус на остановке. Было жарко. Я очень хотел пить. Недалеко был дом, из ворот которого вышла пожилая женщина. Ей было примерно 75-78 лет. «Здравствуй сынок, - обратилась она ко мне. – Вижу жажда тебя замучила, мой золотой. Принести   чего-нибудь попить?
-Спасибо! Если Вам не трудно, принесите, пожалуйста, стакан воды.
Уже через пару минут она с большой кружкой в руках подошла ко мне. Это был напиток, приготовленный из клубники.   До сих пор я не могу забыть приятный запах и вкус того напитки. Спустя полчаса, подъехал автобус, я погрузил в него свои мешки и отправился до центра поселка Верхний Тагил.
На следующий день, до полудня продав картошку, решил вернуться в село Рудное. Когда я принес два полных мешка на автобусную остановку, появилась спасшая вчера меня от жажды женщина -тетя Мария. Она пожалела меня и настояла на том, чтобы я свои мешки оставил у неё и спокойно шёл за остальной картошкой.
- Хотя в нашем селе нет воров, но все-таки никто не застрахован от несчастных случаев, - предупредила она. Я согласился. Пока я занимался сбором остальной картошки, она успела испечь сладкие пироги и пирожки с картошкой. Для меня такое доброе отношение тетушки Марии было неожиданным и очень приятным. Ведь я ещё в молодости - в 15 лет лишился материнской любви и ласки.
В знак признательности я привез ей немного грецких орехов, изюма, кураги, арахиса. Она очень обрадовалась и была тронута таким вниманием. Для меня это было мелочью, стоило недорого, но для неё это стало настоящим дорогим подарком. Я подумал о том, что смогу помочь тете Марии подготовиться к зиме. Обеспечить дровами.  Зимой убирать снег, носить воду с колодца. Одним словом, хотел стать ей родным, как сын. Она жила одна в большом доме. И я понимал, как же ей будет трудно, если, не дай Бог, заболеет.
 К большому сожалению, вся милицейская бригада на рынке, в то время почему-то настроилась против меня. Они каждые пять минут приезжали на машине и увозили меня в городское отделение милиции для установления личности. С документами у меня все было в порядке. Единственная моя вина заключалась в том, что в отличии от своих некоторых земляков, я с ними не устраивал «посиделок», не угощал алкоголем, вовремя не отдавал им «их долю». Поэтому, все мои мечты относительно тётушки Марии остались нереализованными.
Почти год я торговал на центральном рынке Нижнего Тагила, который назывался «Универсам». Сначала торговал свежими фруктами, позже сухофруктами.  Потом наших земляков стало больше. Заодно увеличились и проблемы. Я решил поменять место. Перешел торговать на рынок «Ленинградский». Здесь я торговал, в основном, картофелем и зеленью. До десяти часов утра, мы вроде торговали без особых ЧП.  Видимо, у милиционеров, в это время шел развод и распределение по местам. После десяти одна за другой словно волной, обрушались на нас бригады милиционеров из числа ОМОН, ППС. Они как обычно приезжали на милицейских машинах ГАЗ-57. Приехав на рынок, вооруженные автоматами в камуфляжах по 5-6 человек синхронно открывали все четыре двери автомобиля, молниеносно разбегались во все стороны. Искали они, в основном, таджиков. Идентифицировали их по внешнему виду.  Сколько раз я попадал в руки этих «блюстителей порядка», точно не помню. Примерно раз 20.
Они привозили нас в ОВД, и запирали в «обезьяннике». Перед этим опустошали карманы. Угрожали судом и отправкой в тюрьму на длительный срок.  Обычно, через пару часов, один из сотрудников милиции подходил к нам с предлогом освобождения за наличные конфискованные деньги. Другого выхода не оставалось.
Я торговал рядом с одной пожилой женщиной. Ее звали тетя Фая. В одно из освобождений от ареста я вернулся на своё рабочее место. Тетя Фая сердито сказала: «Толя! До какой поры ты с ними мучиться будешь?  Почему никому не пожалуешься? Ведь эти подонки не имеют права вымогать и грабить. Если ты хочешь, то я познакомлю тебя со своим зятем Володей. Он работает офицером в ГОВД.
На следующий день меня на своей даче в селе Покровка ждал майор Владимир Владимиров. Я рассказал ему все, что происходило со мной в последние месяцы. Володя посоветовал мне написать заявление в адрес начальника ГОВД Нижнего Тагила, полковника Дмитрия Михайлова. В своем заявлении я попросил начальника навести порядок в системе правоохранительных органов города, принять меры в отношении вымогателей. Не прошло и полчаса, как за мной для разбирательства приехали ППС-ники. Когда доставили меня в кабинет начальника, я был в шоке. Там находилось более сорока человек. Все собравшиеся милиционеры сидели вокруг кабинета. За исключением троих «героев», фамилии которых было упомянуты в моем заявлении. В конце разборки, полковник Дмитрий Михайлов объявил этим трои строгий выговор с занесением в личные карточки.
На улице шёл дождь.  До рынка не было общественного транспорта. На такси денег не было.  Ходил пешком. Пока добрался до рынка, весь обмок. Дрожал от холода. На душе было тревожно. Не хотелось больше торговать. Решил продать отставший товар, и вернуться на Родину. Хотя в душе затеплилась надежда.  Я чувствовал поддержку и понимание простых россиян к мигрантам, на примере тёти Фаи.
 На «Ленинградском»  рынке два-три раза в неделю приходила меня навестить тетя Маша. Ей было за семьдесят. Тетя Маша была хрупкой, беспомощной женщиной со слабым зрением. Я доставал ящик для фруктов, сверху застилал чистым мешочком, ставил рядом с собой, чтобы она присела и отдохнула.  Она благодарила меня и интересовалась ситуацией на Родине. Спрашивала кончилась ли война в Таджикистане, как живут люди, какие урожаи на полях. Для нее вся новости, поступающие из Таджикистана, были интересны. Она сильно сожалела о том, что в начале 90-х годов, когда страну охватила война, родня из России порекомендовала ей продать свою квартиру в Пянджском районе, и переселится в город Нижний Тагил, Свердловской области. Тетя Маша рассказала, что там она работала медсестрой. Когда у нее возникли проблемы со зрением, она обратилась к местному окулисту Азизову. Он сперва лечил недуг тети Маши разными препаратами, не хотел применять хирургическое вмешательство. Когда понял, что это не помогает,  доктор Азизов решился на операцию.
- Толик, сынок мой, - со слезами продолжала тетя Маша,- ты не представляешь, как я была рада, что операция завершилась успешно. Ведь доктор Азизов вернул мне зрение, я стала видеть как в молодости. После операции я лет десять ходила без болезней. Ну вот, как только бросила родное гнездо, и перебралась в Россию, мои боли возобновились. День за днем стала терять зрение. Проклятие мне! Бог наказал меня. Ведь на Родине все меня уважали. Я была там нужна всем. Когда со мной что-нибудь случалось, все приходили помочь. А теперь я кто? Никто!
- Пока еще не поздно Вам надо вернуться на Родину, - однажды сказал тете Маше.
- Хочется! Очень хочется, умереть в родном краю, - воскликнула она.- Но нет сил. Я же еле добираюсь до рынка. Для меня быть рядом с тобой, достаточно, чтобы чувствовала себя на Родине. Постой-ка, Толик!  Когда вернешься домой?
-В конце ноября.
-Тогда передай мой привет, доктору Азизову. – Я помню и люблю его. Он был моим спасителем. Оберегом. Теперь пусть Бог его сбережет…
Тетя Маша грустно всхлипывала, воспоминая прошлое.
- Обязательно передам Азизову Ваш привет, - твердо обещал я.  Хотя знал, что вряд ли смогу исполнить просьбу тети Маши. Ведь, Пяндж находится в южной части Таджикистана, а Худжанд на севере страны.
Эта встреча с тетей Машей оказалась последней. В конце ноября 2000 года через несколько дней после той беседы, я навсегда покинул город Нижний Тагил - город, который я  очень полюбил, и в котором нашёл настоящих друзей.