Методы развития живого существа

Досым Омаров
«Последние шестьдесят лет, – сказал Абул Хасан Богу, – я люблю и жду Тебя». Услышав это, Господь ответил: «Но Я люблю тебя и жду твоего прихода ко мне с первого Дня Творения»

     Из суфийских рассказов

Господь всегда ждет возвращения своих заблудших душ. Но вернуться обратно к Нему Всемилостивый Господь никого не принуждает. Принуждение лишает свободы и является действием против воли, т.е. нарушает Космический закон ненасилия. Милостивый Господь хочет, чтобы души возвращались обратно по своей воле и осознанно. Для этого душа должна сначала понять свою ошибку и приобрести желание, обратное тому, что стало причиной её деградации. Душа, получая урок в материальном мире, может понять его иллюзорность и отказаться от него. Это происходит не сразу, нужен очень большой жизненный опыт. Душа должна пройти все необходимые состояния, исполнить все свои желания, испытывая счастье и разочарование, постепенно избавляясь от иллюзий.
В материальном мире живое существо проходит на пути к Истине очень длинный жизненный путь. Оно не только опускается, но и восходит вверх по духовной лестнице. Из жизни можно заметить, что одни души деградируют и движутся вниз, погружаясь всё ниже и ниже в косную материю, а другие развиваются, направляясь вверх. Причём они существуют не в разных сферах жизни, а вместе, в одном социуме – таких разных людей можно заметить даже в одной семье или в коллективе. Все проявления жизни они воспринимают по-разному. Одни воспринимают любое событие положительно, получают соответствующие уроки и стремятся не повторять совершённые ими ошибки. Но другие воспринимают всё отрицательно, везде ищут врагов, распыляя вокруг свой гнев и подозрение и загрязняя так своё сердце и окружающее пространство. Те, кто принимают любое событие положительно – идут по пути развития, а те, которые воспринимают отрицательно – деградируют.
В зависимости от результатов своей деятельности душа получает рождение и путешествует по всей Вселенной в различных телах. Каждое рождение даёт душе соответствующий опыт и впечатление, приближая её к конечной цели.
Всемилостивый Господь хочет, чтобы все живые существа во Вселенной вернулись к Нему. Ислам утверждает, что если живое существо сделает к Богу один шаг, то Бог сделает семь шагов к нему, а в ведической литературе говорится, что Господь с нетерпением ждет возвращения каждого Своего любимого сына. В христианской литературе тоже можно найти много подобных высказываний. Но возвращение обратно к Богу идет достаточно медленно и трудно. Срок возвращения души никто не может знать – это дело провидения.
Шакарим Кудайбердиев, Джалал ад-Дин Руми, Омар Хайям и другие возвышенные личности утверждают, что активность души в круговороте рождений и смертей наблюдается не только в человеческой форме, но даже в жизни минералов. Как писал Шакарим, всё, что есть во Вселенной – живое, значит, жизнь – свойство не только животных и растений, но и минералов. На Земле душа может развиваться, от минералов до человеческого уровня, а в теле человека она получает возможность достичь конечной цель жизни – вернуться обратно к Богу. На этом пути душа проходит различные этапы развития.
Развитие духа может начинаться даже с низших форм существования. Эти формы нужны душе для постепенного освоения материального мира, они учат, закаляют душу, чтобы потом, очищенная от материальной скверны, она могла перейти в мир духовный. Тонкий материальный мир является промежуточным звеном между физическим и духовным миром, поэтому значительная часть нашей духовной жизни между воплощениями на Земле проходит в тонком мире.
Развитие души является коллективным процессом. Частично этот аспект коллективности выражается в общении между людьми в обществе и в религиозных общинах. То чувство близости, которое души испытывают по отношению друг к другу во время воплощений в астральной (небесной) сфере, сурово проверяется кармическими испытаниями нашей земной жизни. Это прерывание блаженства астрального или ментального существования является одним из способов познания мира, с помощью которых высшие силы расширяют наше сознание.
Душа всегда стремится вернуть своё изначальное состояние вечности, полного знания и блаженства, которое возможно только при полном слиянии с Господом. Причём, взаимодействуя с Ним, душа не теряет своей индивидуальности. Настолько высокое состояние достигается постепенно в процессе усвоения и познания бесчисленных аспектов Всевышнего. Смыслом развития живого существа через свои воплощения является познание Господа. Для каждого живого существа такое стремление является стимулом, побуждающим к развитию.
Ведь получение любого результата зависит от цели и действий. Целью для живого существа являются удовольствие и блаженство при взаимодействии с Господом. Любое живое существо стремится получить счастье. Это стремление является главным стимулом жизни в материальном мире для всех живых существ. Материальный мир является проявлением Господа, поэтому любое правильное взаимодействие с ним даёт удовлетворение душе, и, взаимодействуя с природой, душа познает и постигает Творца. Иначе говоря, природа предназначена для того, чтобы живое существо получило опыт и постепенно познало своего Господа.
Для получения опыта существования душа получает различные тела в зависимости от уровня своего сознания. До человеческого уровня душа постепенно проходит многообразные воплощения. Тела живых существ делятся на подвижные и неподвижные. Подвижные, в свою очередь, делятся на живущих на земле, в воздухе и в воде. Люди составляют очень незначительную часть того числа душ, которые населяют землю.
Среди людей есть принимающие волю Господа и не принимающие её. Но среди тех, кто действительно принимает волю Господа, большинство делает это ради материальной выгоды. Они часто нарушают принципы истинной религии и не считают это предосудительным. Среди многих тысяч таких верующих едва ли один действительно стремится к знанию и самопознанию. А среди многих тысяч стремящихся к самопознанию и освобождению от влияния материальной природы, едва ли один его достигает. Среди многих тысяч, достигших освобождения, редко удаётся встретить хотя бы одного истинного преданного Господа. У преданного Бога нет желаний, отличных от желаний Господа, он всегда умиротворен и уравновешен.
Чтобы вернуться к Богу, нужно полностью осознать каждый Его аспект. На долгом пути развития, на каждом его этапе душа осознаёт, усваивает определённый аспект Абсолюта, и тогда перед ней открывается дальнейший путь. Если душа не может усвоить преподанный судьбой урок, связанный с тем или иным положением, то она будет вынуждена повторять подобную жизнь снова, и может даже опуститься на низший уровень. Допустим, судьба собаки взращивает преданность, а судьба дерева – терпеливость.
Таким образом, в физическом мире живое существо развивается от низшей формы существования к высшей, то есть сознание развивается от зачаточного уровня до Божественного.
Так как всё творение является проявлением Бога, в нём нет ничего, кроме Бога. Поскольку на каждом этапе своего развития живое существо познает определённый аспект безграничного Господа, то по существу, этапы развития живого существа являются этапами познания Бога. На каждом этапе живое существо познает не только Господа, но и самого себя как часть Целого.
В человеческом обществе познание происходит при взаимодействии с другими людьми. Каждый, в зависимости от своего развития, взаимодействует с различными личностями. Как известно, в повседневной жизни у каждого человека есть свой круг общения, который развивает его как личность.
В духовном мире тоже есть разные виды общения, и самым высшим является общение с Самим Господом. Отношения с Ним являются самым высшим достижением души в своём развитии. Душа инстинктивно стремится именно к такому общению, потому что она по своим качествам не отлична от Господа, вечно существующего, исполненного знания и блаженства. Когда душа полностью осознает свои изначальные качества, тогда она сможет общаться с Высшей Личностью, то есть с Божественной Личностью. До этого момента душа должна освоить и осознать материальный мир как аспект проявления Всевышнего в различных телах.
Например, души могут стать камнями, чтобы усвоить сущность плотности, водой – чтобы понять свойство текучести, бабочками – чтобы почувствовать свободу и красоту, и китами – чтобы ощутить силу и необъятность. Души могут становиться аморфными – без вещества или строительного материала.
В процессе гипноза некоторые люди рассказывают о том, что они «превращались» в мистических духов природы, в том числе в существа, которых нередко относят к миру фольклора: в эльфов, гигантов и русалок. Упоминают они также о контактах со странными мифологическими животными. Являются ли старинные народные сказки многих народов просто суеверием, или они представляют собой проявления коллективного опыта души? Возможно, что многие наши легенды являются воспоминаниями душ и были ещё в незапамятные времена принесены на Землю из неведомых нам мест.
Итак, живое существо от минералов и до наивысших ступеней постепенно развивается. Коротко рассмотрим этапы развития души.
Неподвижные живые существа. Минералы. Проявление жизни, а, значит и личности, начинается с минералов. Многие целители используют жизненную силу минералов для лечения людей. Сознание минералов пребывает в зачаточной форме, в спящем состоянии. Поэтому у них невозможно определить признаки жизни. Они очень мало взаимодействуют с силами природы.
Возраст минералов можно определить научным путем. Горы тоже бывают старые и молодые, например Урал относится к старым, а Гималаи – к молодым. Таким образом, горы тоже живут и умирают. Развитие души в такой форме жизни может происходить очень долго. У гор душа не проявляется активно, хотя жизненной энергии накапливается много. Накопленная жизненная энергия космоса даёт возможность йогам-мистикам достигать высоких результатов в медитации. Поэтому горы – излюбленные места для йогов и других искателей Истины.
Минералы познают жизненный процесс через природные явления. Например, под солнечными лучами они могут почувствовать тепло. А когда наступает холод, вода в трещинах камней превращается в лед, разрывая тело камня на части. Таким образом камень может испытать боль разрушения. Под влиянием ветра, солнца и воды камни постепенно разрушаются, превращаясь, в конце концов, в песок и пыль. Такая жизнь может длиться миллионы лет.
Растения. У растений более высокий уровень сознания по сравнению с минералами, но они тоже находятся в основном на низком уровне существования. Они более активно взаимодействуют с силами природы и их осознание жизни выше, а значит и развитие души происходит у них быстрее. Например, растения берут тепло и свет от Солнца, углекислый газ – из воздуха, воду – из дождя, минеральные вещества – из земли. Под действием ветра они могут шевелиться, они растут, цветут, плодоносят.
Всё это оставляет зачатки впечатлений, поэтому их сознание выше, чем у минералов. Как и минералы, они тоже относятся к неподвижным живым существам, но с более высокой жизненной организацией. Растение ощущает жизнь, то есть Господа, не только через такие проявления природы, как холод-тепло и так далее, но и через процессы, происходящие в самом теле, что является признаком более высокоорганизованной жизни по сравнению жизнью минеральной. Растение чувствует не только боль, но и энергетику окружающей среды, а также отношение к ним. Цветок при любовном отношении может расцветать, а при плохом отношении вянуть.
Шакарим рассказывает о хищном растении – когда на его цветок садится насекомое, лепестки закрываются, и растение высасывает сок насекомого, оставляя только скелет. Таким образом, растения не только реагируют на эмоции, они обладают и зачатками разума. У растений сознание выше, даже чем у рыб, хотя рыбы относятся к движущимся живым существам, потому что растения непосредственно взаимодействуют со всеми пятью силами природы (эфир, огонь, воздух, вода, земля), а рыбы – только с одной водой.
Подвижные живые существа. У движущихся живых существ (насекомые, звери, птицы и другие) сознание выше, чем у неподвижных. Движение даёт им дополнительные впечатления и возможности для развития. Но они видят и чувствуют разнообразие только на уровне инстинктов. Например, заяц использует растительный мир только для пропитания, для защиты от опасностей.
В мировых религиях издавна ведутся споры относительно того, имеют ли животные душу. Восточные религии, такие, как иудаизм и индуизм, считают, что душа животного равна человеческой душе. В иудаизме рассматриваются различные уровни душ, низшие из которых воплощаются в животных, а высшие – в человеческие существа. Мусульмане считают, что животные имеют душу, но она не бессмертна, потому что животные не могут сделать сознательный выбор между раем и адом. Христианская религия наделяет вечной душой только праведные человеческие существа.
Хозяева животных, взаимодействуя с ними, проецируют значительную часть своей собственной духовной энергии на эти существа, и этот обмен происходит различными способами, в зависимости от типа животного и его характера. Свидетельствуют ли те или иные его черты о наличии души? Мы знаем, что животные думают, но мы не знаем, до какой степени простирается такое мышление. Собаки защищают, коты изобретательны, дельфины обладают сложными речевыми моделями.
Любой человек, у которого имеются любимые питомцы, скажет вам, что животные обладают индивидуальным характером, чувствами и даже ощущением потребностей своих хозяев. Мы знаем, что животные могут утешить нас в периоды тяжёлой утраты или физических заболеваний. Они способны поднять наше настроение и ускорить выздоровление. Но животные не осознают причину разнообразия природы, потому что их ум не развит. Этой способностью обладает только человек.
У животных впечатление – только на уровне потребностей тела, которые определяются едой, защитой от опасностей, сном и продолжением рода. Эти четыре процесса диктуются жизненными потребностями.
В тонком мире нет четырех процессов, присущих физическому телу, поэтому душа животного там не задерживается, она возвращается обратно на Землю и получает соответствующее тело для дальнейшего эволюционного развития.
Среди других подвижных существ человеческая жизнь играет особую роль в развитии души.
Важность человеческой формы жизни
Важно понять и правильно оценить дар человеческой жизни, чтобы мы достойным образом могли использовать каждый момент времени, не теряя его бесцельно по пустякам. И это особенно важно, если мы встали на религиозный путь, если на счету каждый день, каждая ситуация, если не упустить драгоценный шанс – дело принципа.
Человеческую форму жизни душа получает после долгого эволюционного развития из низших форм жизни, она является очень редким даром. В человеческом теле душа получает возможность воспользоваться двумя преимуществами, которые в низших формах отсутствуют.
Во-первых, человек приобретает способность думать самостоятельно, поскольку он наделяется разумом, во-вторых, он получает свободу воли. Эти два преимущества ставят человека в особое положение по сравнению с животными. Люди с помощью ума и разума могут формировать более сложные взаимоотношения, что развивает ум и речь. Человеческая жизнь увеличивает диапазон впечатлений, и таким образом даёт возможность познать и почувствовать более возвышенные проявления Абсолюта.
Человек стремится не только сохранить своё существование, как все живые существа, он старается получить знание и, в конечном счете, достичь духовного блаженства. Такое блаженство достижимо только на уровне полного освобождения от материального влияния, а его может дать только человеческая форма жизни.
Души, которые недавно получили человеческое тело, считаются молодыми душами, их сознание ещё пребывает на уровне грубого тела, поэтому такие души, расставшись со своим телом, надолго не остаются в тонких мирах. В тонком мире нет грубого тела, которое можно использовать для наслаждения. Поэтому души, привязанные к телу, во-первых, попадают только на низшие слои тонкого мира (слои чувств), во-вторых, они быстро возвращаются на Землю для дальнейшего наслаждения своим новым грубым телом.
Чем больше у души благочестивых заслуг, тем скорее она попадает в более высокие слои тонкого мира, задерживаясь в них на более долгое время [40].
По мере развития душа начинает терять вкус к удовлетворению телесных потребностей и перестаёт воплощаться в физическом мире. При дальнейшем развитии она поднимается на ментальный слой и выше, приобретая, в конечном счете, полный духовный опыт. После этого её на земле уже ничто не удерживает, и она уходит в духовную область. Так происходит отрыв от материального мира.
У святого человека развиты духовные впечатления и духовный опыт, поэтому, несмотря на то, что он ещё находится в материальном мире, он на самом деле живёт в атмосфере духовного мира и после покидания тела уходит в духовный мир. Если человек пойдет по этому пути, то все низкие материальные потребности отпадают сами собой, как ненужная шелуха.
Для развития духовного вкуса нужно заниматься религиозной практикой. В процессе такой практики сознание преобразуется, и человек может подняться с уровня внешней формы религии до понимания её внутренней сущности. Только на этом уровне он может достичь желаемой цели – Бога.
Человек может заниматься религиозной практикой, а животные – нет. В любом человеческом обществе есть своя форма религии. Человечество без религии не может существовать. Так как религия охватывает все сферы деятельности человека, в широком смысле коммунизм тоже был одной из форм религии, только направлена она была в обратную сторону.
Религия начинается с принятия регулирующих жизненных принципов и выполнения своих предписанных обязанностей. Когда человек выполняет свои обязанности, он входит в гармонию с природными законами, и тогда высшие силы поддерживают его и решают его материальные проблемы. Так человек достигает материального благополучия. Материальное благополучие приводит к чувственному удовлетворению. Когда человек удовлетворил все свои чувственные потребности, религия при правильной практике приводит его к духовному самопознанию.
После духовного самопознания человек может понять Господа и вступить на путь чистого преданного служения, предаваясь полностью воле Всевышнего и наслаждаясь духовной гармонией во взаимоотношениях с Богом.
Таков путь истинной религии.
Если религия строго не придерживается конечной цели бытия, а ставит целью только промежуточные этапы развития, то такая практика является мирской религией, которая обеспечивает только материальные потребности человека. Истинная религия, хотя и не отличается от мирской религии по внешним признакам, сильно отличается по внутреннему содержанию. Истинная религия продиктована чистой верой и высокой духовностью, свободной от материальных осквернений. А мирская религия не имеет такой чистоты помыслов и устремлений. Она подчинена материальным потребностям человека.
Развитие души в материальном мире зависит не от умственных способностей человека, а от его духовных способностей, то есть от твердой веры, устремленности, искренности, целостности характера и правильности духовного направления.
Душа будет всегда стремиться обрести своё изначальное состояние – вечность, полное знание и блаженство. Изначальное состояние души исходит из Источника, и в своём развитии душа стремится к этому Источнику, желает обрести Его качества. По мере развития душа приближается к Нему и, в конце концов, возвращается домой в духовный мир.
В повседневной жизни стремление к своему изначальному положению, трансформируясь в материальные желания, является основой всякого совершенствования. Стремление к вечности, знанию и счастью заложено в самой душе. Это – вечное, неизменное качество души. И это качество души является залогом прогресса человека.
Стремление к приобретению изначальных качеств души формирует цельность характера. Цельность – это сильное желание быть честным в своих мотивах, которое позволяет полностью осознать путь к Источнику.
С уверенностью можно сказать, что фундаментом индивидуальности человека являются его личностные черты. Как было отмечено выше, личность характеризуется двумя качествами – желанием и свободной волей. У любой личности есть желание и свободная воля для выбора метода достижения своей цели. Господь исполняет все желания души в нужное время. Поэтому очень важно иметь правильные желания и выбрать позитивные методы для их осуществления. По закону справедливости, то есть по закону кармы, от этого зависят результаты бытия. Счастье, страдания и, в конечном итоге, судьба каждого человека зависит от самой личности, от желания его души. Таким образом, можно понять, что на самом деле сам человек – кузнец своего счастья.
Воплощаясь на Земле во многих физических телах и в различных ситуациях, мы приближаемся к осознанию природы нашего истинного Я. Осознание своего истинного «Я» не означает культивирование его в корыстных целях, увеличение эгоизма. Наоборот – оно позволяет объединиться с другими, потому что истинное «Я» – без примеси материального – чисто духовно. Дух не разделяется, он цельный. Поэтому только на духовной платформе возможно истинное объединение всех людей и религиозных течений.
Любой человек ищет Бога. Стремление к Богу заложено в самой душе, в человеческой же форме душа может достичь своей цели. Однако не всем удаётся заняться духовной практикой, а тем более найти Бога. В обществе существуют различные уровни сознания, соотносимые с удачливостью рождения человека.
До тех пор, пока в человеке будет сохраняться склонность к наслаждению плодами своего труда, он не сможет вырваться из оков материальной жизни. Однако склонность к наслаждению может быть преобразована в желание служить миссии Господа. При этом человеку не нужно менять образ жизни, можно продолжать заниматься той деятельностью, к которой он имеет природную склонность. Просто вся деятельность должна быть направлена на удовлетворение Господа. Таков путь удачливой жизни человека, дающий путевку в высшие миры.