Безумие Навуходоносора. Часть 5. Быть И не быть

Томас Твин
Колебания царя привели к тому, что благоприятный для лечения шанс был упущен. С большим трудом он вновь осилил процедуры коронации и священного брака. Закончился праздник, день за днем потекли будни, опять пришла весна и Навуходоносор погрузился в очередную, еще более глубокую депрессию, а в недрах элиты пробудился панический страх.
Верхи боялись взрыва и лихорадочно искали выход из трудного положения. Убить немощного правителя и выдвинуть нового кандидата на трон? Опасно, поскольку убийство может спровоцировать беспорядки, раскол элиты и гражданскую войну с непредсказуемыми последствиями для «семьи». К тому же наследник еще слишком молод (другие варианты: непопулярен, неподготовлен, не здоров…), чтобы получить поддержку всей элиты. Короче говоря, «семье» нужна была долгая пауза, чтобы укрепить его позиции и позже возвести на трон. «Добровольное» отречение монарха? Тоже не выход, так как сложение полномочий неизбежно повлечет за собой ожесточенную клановую борьбу за престол. Необходимо отстранить Навуходоносора без шума, так, чтобы гарантированно сохранить властные рычаги в руках семьи и приближенных царя.

========================================================
Даниил находит способ устранить Навуходоносора без шума
========================================================

Решение этой головоломки подсказал, должно быть, хитроумный Даниил. Быть И не быть – вот в чем ответ! Негоже смиряться под ударами судьбы, коль надо оказать сопротивленье. Не судьбе, конечно, а завистливым недоброжелателям, которые только и ждут повода, чтобы захватить власть в государстве. Они полагают, что их час настал – дряхлый тиран наверняка сорвет очередную церемонию коронации и лишится трона. Однако мы их разочаруем – он справится и сохранит корону. Надо лишь превратить больного Навуходоносора в здорового. Лечение займет немало времени, поэтому отсутствующего царя заменит другой «Навуходоносор» – царский двойник. Его надо срочно найти, обучить и время от времени предъявлять подданным, дабы они не усомнились в наличии государя.

                Ничего невероятного в этом предложении нет: ведь согласно легендам, двойники не раз появлялись рядом с
                известными личностями. Рассказывают, например, что в стародавние времена двойник был у египетского
                фараона Менеса.
                Потом Семирамида, легендарная царица Ассирии, «оживила» погибшего царя Ару, тайно подобрав среди
                воинов двойника Ары.
                Если не обманывает досужая молва, отец Навуходоносора Набопаласар тоже имел дублера и не раз
                пользовался его услугами.
                Позднее, уже после смерти Навуходоносора и завоевания Вавилона Киром, семь месяцев правил Персией
                маг Гаумата, выдававший себя за Бардию – сына Кира Великого.
                В Македонии на полтора года власть захватывал некий Андрикс, поразительно похожий на погибшего
                царя Персея.
                В Сирии королева Лаодика в припадке ревности отравила мужа Антиоха II и затем выдала за него
                актера Артемона – двойника царя.
                В новейшей истории фигурируют двойники Наполеона, Гитлера, Сталина, шаха Ирана и т.д., и т.п.          

Если же, паче чаяния, вариант с дублером не заладится, у нас есть в запасе другая подмена.
Вспомним древний обычай: когда царю угрожала опасность, его подменяли другим. Временщик изображал правителя и принимал на себя удары судьбы, а законный государь как бы «неофициально» правил из уединения. Потом все возвращалось на круги своя.

        Воля богов неодолима, но отвести карающую руку Небес все-таки можно. Не силой, разумеется, но хитростью.
        В Вавилоне (а также Шумере, Ассирии, Аккаде, Персиде) издревле обманывали судьбу с помощью так
        называемого «подменного царя». Смысл этого обычая состоял в том, что вместо правителя, которому
        напророчили беду, на трон временно сажали ничтожнейшего из людей - преступника, раба или
        душевнобольного.
        Судьба, как известно, слепа, поэтому считалось, что она подвоха не заметит и в назначенный срок
        обрушит свои кары на субститут царя. Если же пророчество не сбывалось, подменного царя убивали, а
        затаившийся монарх возвращался на престол.
        Корни этого обряда тянутся из ритуального убиения одряхлевшего вождя первобытного племени. Со временем
        убийство трансформировалось в бескровное «обновление сил царя», когда в определенный день царя
        высмеивали, ругали и унижали.         
        Потом объектом насмешек стал дублер царя - какой-нибудь простолюдин, а затем тот же прием использовали
        для защиты правителей от неблагоприятных пророчеств*.
        Широко известна, например, легенда о Эллиль-бани, царе Исина, которого в 1861 году до н. э. поставили
        «подменным царем» вместо законного правителя Эрра-имитти. В другой легенде знаменитый калиф Багдада
         Гарун-аль-Рашид для забавы позволил одному из своих подданых на время занять свое место и «поработать»
         калифом.
         Сходную ситуацию описывают древнегреческий миф о Дамокловом мече и ассирийское предание о
        Семирамиде.
        Существуют и нелегендарные свидетельства. Так около 681 г. до н.э. царем Ассирии стал наместник Вавилона
        Асархаддон. Будучи крайне суеверным, он возродил обычай «подменного царя» и пользовался им при
        неблагоприятных предзнаменованиях.
        Нечто подобное практиковали и персы. После завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. они распространили на него
        праздник Сакеи. На время праздника во главе государства становился приговоренный к смерти преступник,
        которого объявляли «царем». В конце праздника совершалась ритуальная казнь этого «подменного» царя.

---------------------------------------------------------
                *"В зависимости от положения светил астрологи могли объявлять опасным весьма продолжительный
                период времени, до ста дней. Царя на это время отправляли в загородную резиденцию, где его
                именовали "землевладельцем" и подвергали различным ограничениям, тогда как во дворце
                поселяли подставное лицо, наделенное всеми внешними атрибутами власти. По миновании
                опасного периода "подменного царя" убивали (должно же предсказание сбыться!), а истинный
                царь возвращался в свой дворец". (Клочков И. Духовная                культура Вавилонии: человек,
                судьба, время. С.160)
                «Фигура «подменного царя» весьма значима для религии вавилонской эпохи. Например, если царю
                предсказывалась смерть через сто дней после начала его правления, то на все эти сто дней на
                престол сажали сумасшедшего, приговоренного к смерти преступника или раба, который и должен
                был по велению судьбы принять смерть вместо царя… Мы точно не знаем, всегда ли при проведении
                новогодней коронации царя использовался «подменный царь», или же этот персонаж вводился в
                исключительных случаях. Можно только предположить, что «подменный царь» был необходим,
                например, в случае, когда настоящий царь временно сводился со своего престола для суда над
                ним, «Подменный» должен был занимать его место по принципу «свято место пусто не бывает».
                Тогда это могла быть постоянная фигура новогоднего ритуала. Но вполне возможно и то, что
                «подменный царь» должен был отводить от царя удары судьбы после неблагоприятных
                предсказаний. В таком случае это могла быть фигура, вводимая временно и не только под Новый год»
                (В. В. Емельянов РИТУАЛ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ)
---------------------------------------------------------

Вот и патрона можно убрать со сцены, заменив, как положено, каким-нибудь доходягой. Пускай бедолага восседает на троне, пока к царю не вернутся силы и разум. А до той поры все рычаги власти будут в руках царицы/царевны Нитокрис и царевича Амель-Мардука*.   

        Временщик не проходит коронацию и, следовательно, является не полноценным царем, а всего лишь
        наместником.
        Больной Навуходоносор тоже не пойдет на церемонию, поэтому на празднике никакая оппозиция не сможет
        законным образом сместить его. А любые незаконные попытки будут жестко пресекать царица и  царевич.

Чтобы избежать опасных кривотолков и народных волнений, сошлемся на волю богов: они-де грозили расправиться с царем. Пусть многочисленные участники прошлогоднего обсуждения «вещего» сна - предсказатели, советники, жрецы - разнесут эту тревожную весть по всей стране. Народу надо внушить, что судьба царя, а стало быть – и государства, находится под угрозой. Такими вещами не шутят, поэтому никто не удивится, если царь спешно покинет столицу. Укроемся в Борсиппе и займемся лечением, а бремя государственных забот ляжет на плечи царственной супруги и наследника. Они будут распоряжаться и контролировать куклу, которую придется временно посадить на престол, дабы он не пустовал. Все будут думать, что никакого переворота не произошло, реально страною правит великий Навуходоносор, а коронованная марионетка лишь вводит в заблуждение судьбу.
 
План сей ротации устроит всех: Навуходоносору он даст необходимую передышку, стране гарантирует статус-кво, семью оставит у власти, соратников обнадежит, врагов обескуражит. И все это, заметьте, - в полном соответствии с законом и обычаем!

Что и говорить, убеждать Даниил умел. Поддавшись на его уговоры, накануне очередного Нового года верхи решились на спроектированный им «мягкий» переворот.

---------------------------------------------------------
         *Судя по тому, что, став царем, Амель-Мардук выпустил из застенков Иехонию, иудейская община Вавилона
           имела на него влияние и, следовательно, должна была лоббировать переход власти в его руки.
---------------------------------------------------------




НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

Переворот совершали верхи, но не боги. В этом убеждает весь процесс отлучения Навуходоносора, загодя подготовленный, объединивший усилия немалого числа людей, никак не мгновенный, а занявший порядочное время.
Сам Даниил в следующей, 5-ой главе прямо и недвусмысленно именует случившееся свержением*, не называя, однако, руководителей и исполнителей. Так кто же в тот роковой день осмелился поднять руку на любимца богов? Не сами ли боги, разгневавшись, сокрушили вавилонского исполина? Схватили, к примеру, за волосы и вмиг перенесли в пустынные места есть траву и омываться росой?

          С библейскими персонажами такое случалось. Абиденус, например, пишет о внезапном исчезновении
          Навуходоносора: «…Евсевий приводит отрывок из Абиденуса, в котором описываются последние дни
          Навуходоносора. Так говорится, что "одержимый каким-то богом", царь приблизился ко дворцу и возвестил о
          пришествии персидского мула (т.е., Кира), который поработит народ. Далее говорится, что, возвестив это
          предсказание, он тотчас исчез» (Эдвард Янг. «Даниил». Глава двадцать седьмая. Книга пророка Даниила)
          Необычайные перемещения совершали и другие известные персонажи. Однажды по поверхности
          Галилейского озера прошел Иисус Христос, в другой раз он оторвался от земли и поднялся ввысь, «на небо».
          Легендарный Симон-волхв летал по воздуху, а на земле мгновенно преодолевал расстояния в сотни метров.
          Пророка Аввакума ангел доставил из Иудеи в Вавилон и тут же вернул обратно, апостола Филиппа ангел
          господень перебросил в Азот**.

---------------------------------------------------------
        *«Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола
           своего» (Дан 5:20)
     **«Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом
          силою духа своего… И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его  место»
          (Дан 14:36,39)
          «… а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп
          оказался в Азоте» (Деяния 8:39-40)
          К слову, похлебка Аввакума прекрасно иллюстрирует, как изменяется Всевышний под пером Даниила. Тот
          Вседержитель, который без посредников кормил перепелами и манной целый народ, на этот раз посылает
          ангела, чтобы забрать обед у жнецов и передать его в львиный ров Даниилу! Посланник не
          утруждает себя, а велит Аввакуму доставить ее из Иудеи в Вавилон! Аввакум резонно замечает, что
          не знает ни Вавилона, ни какого-то львиного рва. Тогда ангел хватает не блюдо, как можно было ожидать,
          а Аввакума с блюдом и переносит их в Вавилон. Аввакум лично передает похлебку Даниилу, а заботливый
          ангел возвращает его назад (естественно, уже без похлебки)!
---------------------------------------------------------



Подобные чудеса всегда поражали людей и врезались в память на века. Еще бы – ведь они так убедительно демонстрировали могущество сверхъестественных сил. Поэтому Даниил, всячески прославляющий Всевышнего, не преминул бы рассказать о чудесной телепортации царя из дворца в пустынные места. Но почему-то не рассказал, молчанием укрепляя предположение о «человеческом следе» в низложении царя.

========================================
Навуходоносора свергли не боги, а люди
========================================

Косвенно подтверждают это и другие странности процесса отлучения.

Во-первых, - вердикт. Необычно звучит окончательный приговор в исполнении «гласа божьего». Как правило, Бог апеллирует не к конкретному грешнику, а либо ко всему народу, либо к божьим людям - пророкам.  При этом Он говорит от первого лица и называет себя (либо Его называет автор текста)*. Навуходоносору же «голос с неба» не представлялся и вещал от лица невесть кого. Да и трудился «глас» напрасно, ибо год назад Бодрствующие и Даниил уже известили царя обо всем.

Во-вторых, - исполнители. Нигде не говорится, что исполнили приговор бог или боги. Пять раз (!) Даниил пересказывает историю свержения Навуходоносора и ни разу не называет исполнителей этой акции. Не сказано, кому на земле Бодрствующий велел: «Срубите, обрубите, стрясите, разбросайте». Не сказано, кто должен отлучить монарха от людей. Скрывает Даниил «ниспровергателей» и на пиру у Валтасара, хотя другие действия он без утайки приписывает Богу**.

В-третьих, - исчезновение. Мистическое, внезапное исчезновение главы государства должно было вызвать всеобщую панику. Нетрудно представить допросы во дворце и облавы в городе, слухи об убийстве царя и волнения среди народа, казнь личных телохранителей и слуг…. Политические группировки и кланы обвиняют друг друга, назревают бунты и междоусобицы***…

А между тем мистическое (якобы) свержение прошло на удивление гладко. Никто правителя не искал, к богам не взывал, на трон не претендовал и с соперниками не боролся. Народ не заметил потери царя и преспокойно зажил себе дальше. Так же гладко прошло и возвращение владыки****.

---------------------------------------------------------
        *«… был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова» (Деяния 7:31-32)
         «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я
          есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откровение 1:10)
         «Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты,
          Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деяния 22:7-8)
          «Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф» (Наум 2:13)
     **«Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу» (Дан 5:18)
          Валтасар, не смирил сердца своего и вот «За это и послана от Него кисть руки …» (Дан 5:24)
          Впрочем, и здесь выражение «Всевышний Бог» допускает разночтения, поскольку выступал-то Даниил перед
          вавилонской аудиторией, а она почитала Всевышним вовсе не бога иудеев, а всемогущего Бела-Мардука.
          Можно было внести ясность, назвав бога по имени – «Господь Саваоф», как поступали Исайя, Иеремия, Осия,
          Амос, Наум, Софония, Аггей, Захария и Малахия, но Даниил предпочел не уточнять.
   ***И весь этот бедлам - из-за похищения язычника! Разве не проще «дать ему сердце звериное» и никуда не
         похищать?
         Все остальное довершили бы люди: больного отправили на лечение, корону передали регенту или новому
         царю….
****В целом за «семь времен» в стране произошло 4 важнейших события (свержение могущественного
         Навуходоносора, передача власти регенту, лишение регента короны, возвращение короны
         Навуходоносору), но ни одно из них не нашло никакого отражения в исторических материалах. Словно
         владыки огромной империи не играли в ней никакой роли.
---------------------------------------------------------
 
В отличие от народа дворец «держал руку на пульсе» событий. Какие-то вельможи знали, где царь пребывает, следили за его состоянием – не случайно они «взыскали» государя, как только он исцелился. (Там, в местах не столь отдаленных у Навуходоносора были слуги, которые заботились о его пропитании*. Они-то, вероятно, и слали депеши в Вавилон) Таким образом, возвращали его из небытия и восстанавливали на троне не силы небесные, а некие информированные сановники. Они же, вероятно, стояли и за его исчезновением.

И напоследок - главное. Кто-то же воссел на вавилонский трон и правил «семь времен» взамен Навуходоносора. Однако этот фантом не оставил ни в Библии, ни в хрониках никаких следов. Словно все это время трон пустовал, пока не вернулся Навуходоносор. Но свято место пусто не бывает. Какой-то властитель несомненно правил, но ухитрился остаться в тени. Если это был полноценный царь, то почему его не заметили хронографы?** Если регент, то почему не укреплял свою власть и спустя 7 лет вернул ее «без боя»?
 
Все эти мелкие, но упрямые факты подрывают доверие к традиционной версии и укрепляют позиции нашей конспирологической гипотезы. Люди, только люди отлучали царя от царства, и они же восстанавливали его на престоле (если потом он и впрямь туда вернулся)

Должно быть, власть имущие сами, без каких-либо подсказок «сверху», решили, что дальше бездействовать нельзя. Болезнь монарха прогрессировала. Все чаще его охватывало буйное безумие, чередовавшееся с приступами бешенства. Фактически взамен Навуходоносора делами государства уже давно занимались другие люди (семья). Они и приняли секретное решение о подмене царя. Необходимо было отстранить его незаметно, без шума, поэтому влиятельные заговорщики ждали подходящего момента. Он наступил в очередное весеннее новолуние, в канун Нового года.
 
Согласно обычаю, в первые дни праздника царь покидал город и переезжал в близлежащую Борсиппу***, имитируя страдания бога Мардука, которого верховные боги приговорили к изгнанию и заточению на семь дней. Возможно, новогодний ритуал временного отстранения от власти включал в себя – по аналогии с осуждением Мардука – громогласное оглашение «вердикта богов». Тогда Даниилов «глас небес» был всего лишь частью традиционного праздничного обряда. Никто, включая самого царя, не удивился, когда Навуходоносора торжественно вывели из дворца и, подобно Мардуку, увезли «в изгнание». Однако в Борсиппе он так и не появился. Вместо него там обосновался двойник, который спустя несколько дней, вернулся в Вавилон и возглавил праздничные церемонии.
;
---------------------------------------------------------
          *«будут кормить тебя, как вола» (Дан 4:29)
        **Амель-Мардук правил 2 года, а Лабши-Мардук и того меньше – лишь несколько месяцев.
            Однако, и тот и другой удостились упоминания в хрониках как цари Вавилона.
     ***Город расположен недалеко от Вавилона (в 18 км). Там обитает бог-покровитель Навуходоносора – Набу.
---------------------------------------------------------



Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).