Духовность основа религии

Досым Омаров
Для исполнения своих желаний душа использует свой дух, то есть духовное тело. Дух исходит из души, является её неотъемлемой частью, её энергией. Как солнце не существует без тепла и света, так и душа не существует без духа. В духе содержатся сознание; потенций знания, чувств и все другие энергий души, необходимые для осуществления её желания по своей воле. Душа без энергии не бывает, то есть душа не существует без духа.
В отношении религии тоже можно приложить эту аналогию. Как было сказано выше, религия тоже живая и имеет душу – веру. Вера имеет свою энергию, благодаря, которой может существовать религия. Из веры исходят цель, устремленность для достижения этой цели, и соответствующее знание. Эта энергия является духовностью и составляет основу религии. Духовность – духовная энергия веры или духовное тело религии, используя которую, религия может достичь своей цели. Как духовности не бывает без веры, так и веры не бывает без духовности. Они взаимосвязаны друг с другом.
К духовности относятся сознание людей, соответственно проявляющиеся их желания, чувства и все другие элементы существования религии. Повышение духовности подразумевает повышение божественного сознания путём очищения желаний, воспитания чувств и ума для укрепления веры.
Так как вера – категория духовная, и соединяет душу со Сверхдушой, она приобретает необходимые для этого духовные средства. Как душа использует дух для выполнения своего желания, так и вера использует эти духовные средства для достижения своей цели. Всё, что связано с Высшим Духом является духовным. Поэтому средства для достижения духовных целей тоже полностью духовны, и их можно назвать одним словом «духовность». Таким образом, духовность является средством достижения цели веры. К ней относятся все духовные знания, необходимые для достижения цели религии, осознание и применение на практике этих знаний, а также деятельность на пути к цели и сама цель. Вера соединена с Богом, поэтому она получает эти духовные средства непосредственно из духовной Реальности. Духовность исходит из Высшего Духа через священные писания, пророков, духовных учителей и святых.
Если человек имеет веру в Бога, то у него появляется желание отыскать Истину. Из желания исходит устремленность к Богу, то есть желание религиозной деятельности. Устремленность является движущей силой на пути к Богу. Чем больше устремленность к Богу, тем больше происходит деятельность, и тем глубже осознание пути и способа поклонения. Это всё дает проявления знания и приближает к цели духовного поиска. Все составляющие духовного пути исходят из веры, вера является их источником. Духовность является духовной энергией веры. А сама вера берёт эту энергию от Изначального Источника, потому что она связана с Высшим Духом непосредственно. Отсюда можно понять, что всё исходящее из веры имеет духовную основу. Чем сильнее вера, тем больше устремленность, а значит и духовность. Отсюда видно, что всё зависит от веры. Так же, как из веры исходит духовность, так и духовность укрепляет веру, т.е. имеется обратная связь. На пути духовной реализации вера и духовность тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Без одной не может существовать другая, поэтому искатель духовной истины должен стремиться укреплять и то, и другое одинаково.
По мере духовной практики душа очищается, и качества души приближаются к качествам Господа. Господь вливает в сердце такого человека больше духовности. Великий казахский поэт и мыслитель Абай Кунанбаев (1845-1904) пишет: «Если ты мусульманин – имей веру. Вера сама откроет дорогу». Чистая вера даёт человеку через сердце всё необходимое знание о Господе, указывает путь достижения, цель и обеспечивает необходимой силой. В состоянии огромной веры дух имеет большие способности, человек даже сам может не понять, откуда появились эти способности. Когда вера в Господа чиста, не смешана с материальными желаниями, духовность имеет безграничную силу, позволяющую достичь изначальной цели существования человека, то есть обусловленная ограниченная душа может достичь безграничной Сверхдуши. Таким образом, уровень духовности зависит от чистоты веры. Там где вера чиста, уровень духовности очень высок.
Приведем пример из жизни великого святого Абул Хасана, который говорил:
О искатель, если ты хочешь стать чудотворцем, начни поститься каждый третий день, а потом постись четырнадцать дней подряд, а после этого – сорок дней, потом – четыре месяца и наконец – целый год. После этого ты достигнешь состояния, в котором ты увидишь перед собой нечто. Это нечто будет держать во рту предмет, похожий на змею. Если ты отведаешь его, то больше никогда не будешь испытывать чувство голода.
Когда я начал голодать, предмет, напоминающий змею, появился передо мной, но я отказался отведать его, так как он встал на пути, нисходящего на меня потока Божьей милости. Я молился Всевышнему, чтобы он даровал мне Свою милость прямо, без посредника. Бог ответил: «С этого момента ты будешь сыт без еды и станешь удовлетворять чувства голода и жажды, ничего не принимая внутрь». Так оно и стало происходить с тех пор. Я чувствую, что насыщаюсь тем, что находится у меня в желудке, и чего я не вижу, но оно сладко, как мёд, и пахнет мускусом. Никто не знает, где я беру еду.
Этот рассказ хорошо показывает, какова цена достижения высоких духовных результатов с помощью твердой веры. Такого результата могут достичь только те, кто находится на вершине религии.
Религия является деятельностью души, которая приводит к Богу. Для любой деятельности, необходимы три составляющие: во-первых, знание об особенностях выбранного пути; во-вторых, знание о способе её выполнения; в-третьих, знание о том для чего её совершать, то есть о цели. Точно также и духовность состоит из следующих трех составляющих: первая – Божественное знание, то есть полное знание, которое включает знание о Боге и душе, природе, действии, времени и взаимоотношениях между ними. Это знание включает в себя знание о духовном и материальном мире; вторая – путь религии и способы прохождения этого пути. Это практическая реализация духовности. Третья – цель религии. В процессе пути цель постоянно меняется по мере самореализации. Итак, духовность можно объединить в Божественное Знание, Путь к Богу и Цель.
Как было сказано выше, вера в процессе духовной практики постоянно растет и укрепляется, превращаясь, в конечном счете, в любовь к Господу. Обретение любви к Богу является основной задачей всей религиозной практики. При этом вера, которая является душой религий, является главным движущим стимулом для искателя. Задача религии осуществляется с помощью этих трех составляющих духовности, исходящих из веры.
В суфизме им соответствуют названия Шариат, Тарикат и Хакикат. На фундаменте этих трех составляющих базируется вся духовность, и они являются для искателя плодами веры, они служат для осуществления задач веры, поэтому их можно назвать духовным телом религии. (В суфизме иногда выделяют промежуточный уровень между Тарикатом и Хакикатом, называемый Магрифатом).
На духовном пути живое существо, применяя с помощью духовного знания различные способы самореализации, проходит различные этапы духовного развития. В конце духовной практики душа достигает цели. Цель подразумевает принятие различных аспектов Абсолюта, которые избирает человек в процессе своей духовной практики.
Как было сказано выше, вера – душа религии – проявляется через своё духовное тело, то есть через духовность. Если вера является душой, то духовность является духовным телом религии. Ведь уровень духовности зависит от степени чистоты и силы веры. Отсюда следует важный вывод.
Чтобы поднять уровень духовности общества или всего человечества, нужно укрепить веру в Бога. Укрепление веры в Бога является главной задачей религии.
Хотя в обществе слово «духовность» часто и широко применяется, все ли знают, что входит в это понятие? Не каждый осознаёт её истинную сущность. В современном мире понятие духовности так размыто, что слово «духовность» часто применяется и к месту, и не к месту. Это происходит, потому что каждый человек понимает его по-своему.
На самом деле понятие «духовность» можно применять только в тех обстоятельствах, где имеется связь с Богом или с душой. Любое действие, знание или произведение является духовным только тогда, когда оно связано с Богом. Поэтому произведения искусства, кино, театра, художественной литературы, пропагандирующие насилие, сексуальное развращение, направленные на наслаждение, а также добывание денег, здоровья, комфорта или достижение иных материальных целей, не являются духовными. Даже мистицизм, а также экстрасенсорные способности, являющиеся его проявлением, не относятся к духовности, а являются лишь её побочной продукцией. Они относятся к тонкой материальной сущности человека, а не его духу. Любую мистическую способность можно использовать для эгоистической цели. Тогда такая деятельность является черной магией, приносящая только страдания и вред человеку.
Когда вера истинна, духовность сама открывается в сердце человека, потому что вера соединяет сердце с источником духовности. Духовность – не только знание, духовность – состояние, уровень сознания человека, а также, погружение в энергию Бога. А энергия Бога бесконечно разнообразна.
Ещё раз подчеркнём, что духовность, которая даёт возможность погрузиться в духовную энергию Господа, состоит: во-первых, из божественного знания, во-вторых, из пути, то есть духовной практики, в-третьих, из цели.