За отличную рубку

Золотое Крыльцо
ПЕРВЫЙ «ОРДЕН»

Первая публикация – газета «Открытое небо», 2010 год, № 3


  Однажды мы всей семьёй гостили у родных в Москве. Много интересного увидели и узнали.

  Особенно мне запомнился памятник на Поклонной горе. Папа показывал мне всё и рассказывал о войне, блокаде, о наших героях. И в одном очень красивом зале он вдруг остановился: «Прочти», - сказал он мне. И я прочла имя, высеченное золотыми буквами рядом с золотой звездой: «Буданов Феоктист Андреевич». «Это мой дедушка, а твой прадедушка, - сказал папа, - он защищал Ленинград и был очень хорошим человеком».

  И тут я вдруг поняла: моя бабушка, Валентина Феоктистовна  – его дочь.
Вернувшись домой, я рассказала бабушке о Зале Героев Советского Союза который находится на Поклонной горе в Москве, а она показала мне фотографии и многое рассказала о своём папе – герое. Много наград заслужил полковник Буданов. Но одна из них – с головой лошади – особо выделяется среди остальных. «Мой первый орден!» - гордо и шутливо говорил он. Об этой необычной награде, знаке «За отличную рубку», и о моём замечательном прадедушке я и хочу рассказать.

  Родился будущий герой в 1904 году в селе Забелье Псковской области в крестьянской семье. Пахал, сеял, косил. А ещё он очень любил лошадей. Ухаживал за ними и умел здорово на них скакать.

  Когда пришло время, он пошёл служить в Красную Армию и попал в артиллерийский полк. Как же он обрадовался! Ведь артиллерия в то время была на конной тяге. Быстро пробежало время учёбы и службы.

  А в полку артиллеристов издавна существовала традиция: перед концом службы командование устраивало конно-спортивные состязания. Приглашались гости. Выносилось знамя. Играл оркестр. Последний раз показывали красноармейцы своё мастерство.

  Вот взметнулась ракет. Красивый жеребец пошёл галопом. Всадник чуть-чуть привстал в седле, выхватил из ножен клинки и ловка, то левой, то правой рукой ударил по расставленным на плацу вешкам. Словно срезанная бритвой, лоза тихо сползла вниз.

  «Вот это удар!» «Какая точность» - слышались возгласы.
  - Скажите, кто этот красноармеец? – опросил командир дивизии стоявшего рядом с ним комиссара полковой школы Неделина М.И.

  - Феоктист Буданов, наш отличный наводчик орудия, - ответил комиссар. – На днях домой уезжает.

  - А вы поговорите с человеком, растолкуйте, что к чему. Глядишь, и распакует вещички, на сверхсрочную останется – посоветовал комиссару командир дивизии – И, по-моему, такая великолепная подготовка заслуживает награды.
Так красноармеец – будущий командир полка Буданов – остался дальше служить в армии. И получил свой первый орден в виде подковы с головой лошади и надписью «За отличную рубку».


  Много испытаний, подвигов, потерь и побед выпало на его долю. Много боевых наград он заслужил и во время финской войны, и на Ленинградском фронте, и при прорыве и снятии блокады на Пулковских высотах. Четырежды был ранен, но выстоял и после войны сумел рассказать детям и внукам о страшных военных днях.
Я ценю то, что осталось мне от предков. И мне очень жаль, что мы теряем то, что собирали для нас веками.


Валя Рыжкова, 5 класс, гимназия 610
студия журналистики "Золотое КРЫЛьцо"