Бессмертный Полк Луганщины

Светлана Красавцева
                10 мая 2016 года.

   Вот и отпраздновали вчера День Победы! Радость в квадрате! А может и  в кубе! Почему? Да потому что для нас ещё с советских времён это действительно ВЕЛИКИЙ праздник! Ещё потому, что ждали мы его с некоторой опаской: не подстроили бы нам какую-нибудь пакость "свидомые" в виде террактов или просто обстрелов... Так же, радуясь и опасаясь (не боясь! ) мы ожидали Пасху, совпавшую в этом году с Первомаем... И тоже радовались, что день прошёл спокойно! Тем, кто не пережил войну, и не живёт и сейчас ещё в условиях войны, всё это прочувствовать, наверное, сложно. А третье-погода не подкачала! Праздник удался!

   С утра на мобильный и в соцсетях посыпались поздравления. От родных, знакомых, вновь обретённых друзей, с которыми объединило отношение к войне против собственного народа, которую Киев почему-то цинично назвал АТО (антитеррористической операцией), а всех тех, кто не сумел из-за состояния здоровья, отсутствия денег или других причин уехать, пособниками террористов... И только не было поздравлений от моих бывших друзей из столицы Украины, однокурсников из Ровно... Для них я оказалась по ТУ сторону баррикад... Да и правда, какой День Победы может быть для людей, которые ждут пришествия второго Бандеры почти как пришествия второго Иисуса Христа?...

   У сына на работе "плавающий" выходной, он редко совпадает с праздниками или воскресеньями. Вот и на Пасху он тоже работал. Но сегодня Славик специально оговорил, что отдыхает, чтобы поздравить бабушку. Поэтому утром поехали к ней с праздничным набором продуктов, особым "украшением" которого было её любимое "ленинградское" мороженое (покупаем его только по праздникам из-за дороговизны-мне надо тридцать три газеты продать, чтобы заработать маме на лакомство!).

   Открываю дверь своим ключом, а мама уже сидит в крошечном коридорчике, где всю войну пряталась при обстрелах.  Каждый раз смотрю на неё, похудевшую, состарившуюся, но всё же такую стойкую (ведь не жалуется почти никогда и ни на что! ) и сердце заходится от жалости! Ну за что этим старикам, пережившим Великую Отечественную войну, маме, пережившей ещё короткую, благодаря генералу Лебедю, войну в Приднестровье, ещё и эта ужасная, никому не нужная война брата на брата?!!

   Поздравили её с праздником. Мама, жмурясь от удовольствия, лакомилась мороженым и уже в который раз рассказывала нам о ТОЙ войне, когда она совсем ребёнком (ей было всего четырнадцать) работала на военном заводе:

   -Меня в ОТК наш начальник Николай Иванович назначил ответственной по смене среди таких же мальчишек и девчонок, как я. Он почему-то сказал: "Эта девочка далеко пойдёт!" И меня все слушались! Мы тогда болванки к снарядам проверяли. А однажды он меня спас от тюрьмы! У нас ведь будильников не было, мы просыпались под звуки сирены, которая гудела на заводе сначала в шесть, а затем в семь часов. И я однажды проспала! А завод военный! Опоздал на пять минут-тебя могут осудить и посадить лет на десять! А я опоздала на пятнадцать минут! Бегу вся неживая от страха! Николая Ивановича вызвали на проходную, а он написал объяснительную записку, что куда-то меня послал с поручением! Так это дело и замяли!

   Мама задумалась, вспоминая то время. Потом глаза её заблестели:

   -А вы знаете, почему-то тогда мы часто пели! Идём на работу-и поём! После работы, уставшие, бежим в школу рабочей молодёжи-и тоже поём! Николай Иванович строго следил, чтобы мы обязательно учились! А ведь тогда подростки иногда умирали прямо на заводе! В обеденный перерыв сядут погреться возле горячего шлака из мартеновских печей, заснут и угорят!

   -Знаете, мне всего три подарка на дни рождения запомнились! Первый-когда в сорок четвёртом году мне исполнилось шестнадцать лет. Мама спрашивает:" Что ты хочешь на день рождения?" Я говорю:" Печенья!" И она на всю дневную пайку принесла мне галетного печенья! Ели, конечно, все вместе: я мама и сестра, но запомнилось! Второй подарок был от Толи: на тридцать лет он подарил мне золотой кулон с изумрудом. Я потом тебе (мама кивает на меня) его на восемнадцатилетие подарила.

   -Да, а у меня его украла внучка хозяйки, когда я снимала в Харькове квартиру,-с сожалением вспоминаю я.-И мы ничего доказать не могли! У Наташки, которая со мной жила, золотое кольцо пропало... Мне так жалко кулон было...

   -А третий подарок-это уже в эту войну: ты принесла мне жареную рыбу, сгущенку и конфеты мои любимые "коровка". Как раз в это день трансформатор у нас разбили, и света с этого дня пять месяцев не было!

   А я вспомнила, что покупала маме продукты почти на последние деньги, надеясь, что скоро получу пенсию. А пенсии Украина нам перекрыла! Перестала с июля выплачивать! И я осталась вообще без денег! Даже ребятам, когда они уезжали в Харьков, мне дать было нечего: отдала оставшиеся двадцать гривен. Они тоже с начала войны работу потеряли, и запаса не было никакого...

---------------

   От мамы я поехала в центр. Знала, что на военный парад уже опоздала, но поздравить маму было для нас важнее. Утром такие толпы стояли на остановках, что некоторые додумались в центр ехать через Юбилейный, потому что забитые маршрутки просто не останавливались! А сейчас было уже свободно.

   Дозвониться никому из друзей, которые собирались пойти на парад, мне не удалось-связи не было! Да это и правильно: именно через сотовые телефоны могут совершать терракты...

 

   На улице Коцюбинского по обеим сторонам дороги народ стоял плотной толпой и не расходился. Я спросила одну из женщин:

   -А что ещё будет?

   Та удивилась:

   -Как что?!! Бессмертный Полк!

   Вот здорово! Не зря приехала!

   Я постаралась пробраться поближе к дороге, чтобы можно было пофотографировать на телефон. Нам не было слышно, что объявляют на площади-стояли всё же достаточно далеко. Но видно было хорошо.

   Первым гарцующим шагом на белом коне проехал всадник с множеством наград на кителе. За ним со знамёнами ПОБЕДЫ строевым шагом прошли военные. И вот он, Бессмертный Полк Луганщины! С фотографиями своих родных, отдавших жизни за Родину шли люди самого разного возраста! Это и внуки-правнуки павших героев гордо несли портреты, шарики, букеты сирени. Самых маленьких несли на плечах папы, а малыши махали флажками ЛНР и России. Рядом с молодежью шли старики с наградами. Кое-кто тяжело опирался на палку, но шёл наравне со всеми. И видно было, что все, кто участвует в шествии, горды этим, они радостно махали нам, а мы им в ответ! Иногда кто-то кричал:

   -Ура-а! Спасибо деду за победу!

   И другие подхватывали. И этот поток был, казалось, нескончаемым! Иногда я замечала в строю кого-то из знакомых. Но пробраться туда не было возможности-милиция охраняла шествие. Как потом, передали, только записались для участия в Бессмертном Полку шестнадцать тысяч человек! Но участвовало намного больше!

   И вот Бессмертный Полк 2014-2016 годов. Боже мой! Никогда не думала, что СТОЛЬКО погибших в этой ужасной, никому не нужной войне! Фотографии детей, женщин, стариков, молодых мужчин... Сколько смертей, сколько горя... Вот уж точно: "Не забудем, не простим!" Такое ни забыть, ни простить невозможно!

   Потом шли ветераны Афганистана, профсоюзы, предприятия, вузы. Транспарант с надписью "Луганский национальный аграрный университет" оказался самым ярким и красивым! А ректор-она же и. о. министра образования Валентина Ткаченко шла во главе своего ВУЗа.  Я хоть сейчас и не работаю там, но живу на территории студгородка. И приятно, что наш университет-один из лучших! А перед окончанием парада на площади выступили девочки-гимнастки.

   У многих на груди георгиевская ленточка. А я вспомнила, что когда папе Римскому Франциску российский депутат подарил этот символ победы, тот принял и сам прикрепил её на рясу! Мы ещё потом смеялись, что теперь в Киеве и папу Римского "ватником" назовут!

   Уехать из центра удалось на удивление легко: мне просто повезло, что маршрутка остановилась прямо возле меня!

   А вечером мы пошли смотреть салют. Нет, в город не поехали. С нашего стадиона всё прекрасно видно! Собралась компашка тех, кто выживал вместе во время войны. Среди них и дети (младшенькой тогда было всего полтора годика, и она при обстрелах бежала прятаться под стол). Мы залезли на самый верх трибуны и ждали, попивая вкуснейшее домашнее винцо, которое прихватил с собой один из ребят. И когда раздались первые залпы и красочные шары осветили небо, мы чокнулись пластиковыми стаканчиками:

   -За победу! За НАШУ победу!