Коромысло

Александр Копырин
          
   Сентябрь месяц. Охоту на зайца открыли всего неделю назад. Собака, просидевшая все лето на цепи, в предчувствии активного охотничьего сезона, ведет себя беспокойно.
   Но в лес удалось сходить всего пару раз и то, после работы в вечерний период. Собака побегала вволю, но нормальной физической формы, когда можно весь день по лесу гонять зайцев, не приняла.
   В очередной раз после работы, поехал в лес. Заехав по лесной дорожке на полкилометра, оставляю машину на лесной полянке. Товарищи мои, вечером на три часа ехать в лес отказались.
   Светлого времени вечером мало и выпустив собаку из машины, быстро иду через ручей, на ходу собирая ружье. Район я знаю хорошо и в первую очередь решил направиться в сторону густой сосновой посадки, которая расположена по кромке обширного болота.
   Собака радостно носится по лесу, временами останавливаясь и что то обнюхивая, среди упавших деревьев.
   Эта местность моим друзьям нравится из-за количества и разнообразия дичи. Здесь есть и рябчики с глухарями, тут же на вырубах пасутся косули и лоси. А вдоль болота, к которому двигаюсь, постоянно бегают кабаны.
   «Животноводческих» лицензий у меня нет, поэтому мои интересы ограничиваются зайцем. А собака, которая нарезает круги по лесу, должна сегодня поднять зайца.
   И хотя приехали в лес, мы с целью «набить» лапы собаке, все таки как минимум, послушать гон конечно хочется. Ну и «продуть» стволы так же.
   Это терминология моих товарищей охотников. Один из них заядлый охотник Дмитриев, когда идет на охоту всегда делает прогнозы. Вон в том болоте лежит заяц, сейчас мы его поднимем и конечно возьмем.
   Но как правило, его прогнозы ни когда не сбываются и если он в начале дня на словах или в мечтах, высказанных вслух и набил кучу дичи, значит в конце дня, мы будем без трофеев.
   И если мы весь день проходили и даже не выстрелили, значит по его терминологии охотничий день насмарку.
   А если хоть один человек, из нашей компании пальнул, Дмитриев в конце дня говорил: «Ну, ты хоть стволы продул!»
   Поэтому сегодня я пошел «проветрить» собаку, а заодно она должна принять рабочую форму, потренировать мышцы, ноги и весь дыхательный аппарат, так обычно говорит мой товарищ.
   Налегке, без рюкзака, с ружьем, патронташем и фотоаппаратом в кармане, мы с гончаком двинулись в лес.
   Двигаясь по лесной дороге, потерял собаку из вида, но это не беда она должна быстро догнать, так происходит всегда. Но вот сзади я услышал громкий лай.
   Не гон, а именно лай. Так собака лает на неизвестное препятствие или на человека, а иногда на куницу или белку, забежавших на дерево. Хотя по кунице и белке лай другой. Собака лаяла на одном месте.
   Подождав пару минут на тропе, решил вернуться об-ратно. Что там может быть? Времени вечером мало и отвлекаться гончаку не нужно.
   Приблизившись к собаке увидел, что она катает лапой по земле какой то предмет. Подойдя ближе, рассмотрел ежика. Отогнал собаку и сказал, что так делать не надо. Но собака дав круг, вновь бежала к ежику и норовила когтистой лапой перевернуть зверька.
   Пришлось взять ее на поводок и отвести на полкилометра. Кто охотился с гончими, наверняка знает, каково тащить на поводке гончака по лесу. Собака рвется по сторонам, мечется впереди тебя, рвет поводок из рук и хрипит в ошейке, давящем ей горло.
   Возможно, у других охотников собаки воспитанные и тренированные, они наверняка понимают команды, «рядом», «к ноге» и еще что нибудь. Но тех гончих, которых видел я, ни одна собака в лесу, не выполняла команды хозяина, тем более пока еще не устала и не набегалась по лесу.
   Отпустив собаку с поводка, пошел дальше. Гончак помчался вперед и пару минут бегал впереди в пределах видимости, но через пять минут, его лай раздался сзади и именно там, где мы оставили ежика.
   Пришлось возвращаться, взял вицу и отшлепал собаку. Но все безрезультатно, она отбежав в сторону, не выпускала ежика из поля зрения. Тогда я взял ежа на руки и понес по дороге. Собаку постарался отогнать и как только она скрылась из вида, быстро зашел в лес и оставил ежика под большим деревом.
   Дальше двигался в спокойном темпе. Но прислушивался, не вернулась ли псина и не нашла ли она ежика. Собака видимо сбегала на то место, где последний раз видела ежа, но не найдя колючего, вернулась и уже через пятнадцать минут, подняла зайца.
   Заяц, с топотом несся из густой сосновой посадки в мою сторону и попал под выстрел. Все это произошло очень быстро, заяц не успел сделать даже четверти круга и был взят.
   Собака в азарте, пролетела мимо и еще пару минут с голосом металась вокруг меня. Пытаясь успокоить ее, я махал зайцем перед ее носом, подзывал и командовал: хватить гавкать!
   Но все тщетно, собака металась и гавкала, пока  возбуждение не прошло и она, уже заинтересовано, стала смотреть на зайца. Пазанки пришлись ей по вкусу и она, посмотрев на меня, убежала вперед.
   А мне что делать? Без рюкзака, куда девать зайца. И к тому же светлого времени еще пару часов, а основная задача сегодняшней охоты, что бы собака «набила» лапы. Ее можно гонять по лесу еще пару часов.
   Исходя из этих данных, нужно продолжать движение. А что бы заяц не мешался, отойдя с лесной дорожки, в приметном месте, я повесил его на сучок повыше, что бы собака даже в прыжке, не смогла его достать.
   Пройдя до конца лесной дорожки, которая упиралась в болото, я повернул влево. Но в это время собака с диким воем, прямо от кромки болота «пошла по зрячему» в моем направлении.
   Заяц, бежавший не так далеко впереди собаки, прошел почти перпендикулярно траектории моего движения, это позволило мне выстрелить, с таким расчетом, что бы не зацепить собаку.
   Второй трофей в течении какого то часа. Вот здорово, я был конечно доволен. Но получилось еще интереснее. 
   Взяв второго зайца, нужно было возвращаться. За оставшееся время, пока я спокойно шел по лесной тропинке обратно к первому зайцу, повешенному на сучок, собака поочередно подняла еще пару зайцев и я в суматохе или азарте (лучше это определить охотничьей страстью, а не жадностью) положил их поспешными вы-стрелами.   
   Собака все так же пометалась вдоль дороги и ни как не могла понять, почему после очередного скоротечного гона, след зайца терялся. Только после того как она «остывала» и смогла увидеть очередного зайца в моих руках, она на время успокаивалась.
   Не знаю, что «замкнуло» в ее мозгах, наверно такая же охотничья страсть, но после очередного зайца, собака с удвоенной энергией убегала в лес и продолжала поиски очередного длинноухого.
   А что делать мне, как тащить трофеи? Пришлось ружье закинуть за спину и в обе руки взять зайцев. В правую двух, в левую одного. Двигаясь по дороге, я периодически менял руки, но вес трофеев чувствовался хорошо.
    К тому времени, когда я подошел к зайцу, которого взял первым и повесил на сучок, что бы не таскаться, я уже продумал кучу вариантов как бы мне сделать, что бы тащить трофеи как ни будь поудобней.
    В принципе до машины было не так и далеко, наверно я бы принес добычу в руках, даже если б на это понадобились и перекуры. Это не проблема, спешить не куда, так что вопрос решаем.
   Но псина, пока я складывал зайцев, снова нашла ежика и гавкала на него, где то в полукилометре слева. Пришлось идти ее ловить. Конечно, предварительно я развесил зайцев на сучках.
   И когда вернулся с собакой на поводке, пришлось призадуматься, как нести зайцев, когда одна рука занята поводком.
   Если собаку отпустить, она опять вернется к ежику и ни какими командами ее обратно не вернуть.
   Можно конечно сделать два рейса, по полчаса, а может минут сорок туда, потом обратно, а уже сумерки, не хотелось мотаться по лесу в темноте. Все надо сделать за один переход.
   Привязав собаку к дереву, я вырубил охотничьим ножом не толстую березовую палку, чуть длиннее двух метров. На одном конце развилка от сучка. Решил по-весить зайцев просто так, по паре штук с каждой стороны и нести их как на коромысле, наверно это был лучший вариант. 
   Но перелезая через упавшие деревья и валежины, можно потерять добычу. Это надо будет останавливаться, искать, предварительно привязав собаку, в общем проблемы. Надо их привязать к березовой палке. Чем?
   Ни веревки, ни шнурка, ни проволоки, (запас медной проволоки у меня есть в рюкзаке, который остался дома) у меня нет. Зато есть тонкий полиэтиленовый мешок, в который завернут фотоаппарат.
   Вытащив мешок, разрываю его на две части и скрутив в жгуты, привязываю две задние ноги разных зайцев. Подрезав сухожилия, продеваю сквозь них конец бере-зовой палки и привязываю концы полиэтиленового мешка через палку. Таким образом получается, что зайцы связаны лапами и зафиксированы к березовой палке. Точно так же поступаю со второй парой зайцев.
    Закинув ружье за спину, беру в одну руку поводок от собаки, второй рукой поднимаю березовую палку и приспосабливаю себе на плечо, уравновешиваю как ко-ромысло.
    Медленно двигаюсь по лесной дорожке в направлении машины. Собака рвется с поводка, приходится ее дергать и конечно воспитывать «высоким слогом русского романса». Коромысло на плече хоть и не тяжелое, но под тяжестью зайцев гнется и раскачивается из стороны в сторону.
   А зайцы, привязанные за одну лапу, так же раскачиваются, невпопад движению и ко всему еще, второй задней лапой помахивают при движении.
   В сгустившихся сумерках, на фоне земли, не видны сучки, которые как назло пытаются попасть тебе под ноги. Ко всему прочему, часть оставшегося пути, при-шлось пройти по бурелому и густым кустам, примыкавшим к вырубу.
   Вот тут пришлось и собаке сказать много громких ласковых слов и самого поругать. За жадность, за не предусмотрительность с рюкзаком.
   На конечном этапе пути, пришлось спуститься в низину перейти небольшой ручей, продираясь сквозь густые заросли черемухи и подняться на высокий крутой берег.
   Успокаивало лишь одно, там наверху стоит машина и мои злоключения кончатся.
   С громкими воспитательными речами в адрес собаки, поднимаюсь на высокий берег и в сумерках, вижу у моей машины, три человеческие фигуры.
   Вот неприятный сюрприз. Несмотря на усталость, сразу насторожился, ружье за плечами, одето через голову, быстро не снимешь. А мужиков трое.
   Они увидев меня, жизнерадостно заржали. Один из них отделившись от товарищей, вышел вперед.
   - Я такого еще не видел. Ты что, на охоту с коромыслом ходишь.
   Сбросив к ногам «коромысло», я первым делом снял ружье из-за спины, поставил его к машине и привязал собаку к ручке двери.
   - Я инспектор – мужик улыбался. Я тоже решил улыбнуться.
   - Что, машину не правильно припарковал?
    Конечно же это были охотинспектора и они ждали меня, что бы проверить документы. Бумаги у меня были в порядке, и поговорив я объяснил ситуацию.
   Как пошел «промять» собаку, как она привязалась к ежику, а я еще не взял рюкзак и что из этого получилось.
   Они в свою очередь рассказали, как из далека, выглядело мое движение. Человек с собакой на поводке «ломится» через кусты, а у него по бокам болтаются какие то непонятные белесоватые трофеи.
    - Такого мы еще не видали, что бы на охоту с коромыслом ходить – со смехом констатировали они, на том и разошлись.