Из дневника 52 Выручает М. Монтень

Елена Пацкина
Сегодня опять выручает М. Монтень:

«Лучшее наше творение –  жить согласно разуму. Все прочее –  царствовать, накоплять богатства, строить –  все это, самое большее, дополнения и довески».

Знаю немало людей, считающих, что жить надо сильными чувствами, страстями, иначе это просто убогое прозябание. Однако это заблуждение: разум вовсе не мешает испытывать все доступные человеку эмоции, но помогает не стать их беспомощным рабом. Другое дело, что иногда он подсказывает неверные решения, порой заблуждается. Что же, он и постарается исправить свои ошибки. Главное, жить по своему разумению, а не чужому указанию.

«Творение человека, имея собственное значение и судьбу, может оказаться для него удачей большей, чем он имел оснований на то рассчитывать по своим знаниям и способностям, может оказаться значительней, чем он сам».

Действительно, иногда совершенно непонятно, как удалось написать шедевр автору, который даже не производит впечатление очень умного человека. Не иначе, как вмешалась некая высшая сила.

«Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного».

К знакомому злу как-то приспосабливаешься, возможно, находишь лазейки, способ обойти, не задевать. «Не тронь – не пахнет». А что делать с новым – непонятно, а потому страшно.

А вот еще один ответ на вопрос: зачем я пишу?

«И если даже случится, что ни одна душа так и не прочитает моих писаний, потратил ли я понапрасну время, употребив так много свободных часов на столь полезные и приятные размышления?
Потерял ли я даром мое время, с такой настойчивостью и тщательностью отдавая себе отчет в том, что я такое?»

«Сколько раз отвлекала меня эта работа от  докучных размышлений,– а докучными нужно считать все те размышления, которые бесплодны!»

А беседа с автором столь трезвого и обаятельного ума – лучший способ отвлечения от «докучных размышлений».