Письмо 4 - продолжение

Валерий Хатовский
      
   Вот, Толя, разобрался с делами домашними и сажусь за продолжение.  А то сейчас получил такое послание от читателя: Валера, не тяни кота за хвост, что было дальше? 
   Дальше – работали. Работа не совсем привычная для инженера с тридцатилетним стажем. Разбирали эскалатор, что-то регулировали, что-то заменяли. Несколько раз заменяли поручни – это резиновая лента, за нее держатся во время движения, ползет, когда движутся ступеньки. Со временем изнашивается лента, надо снять и новую вставить вместо неё.  Вынимаем штуки четыре ступеньки, надеваем на верхний барабан новый поручень, дальше надо уложить его на ролики по всей длине, непременно на ходу. Берем ленту втроём – тяжелая, жесткая. Первым встаёт Амнон, за ним Лючки, последний – я.  Внизу встаёт Шломо, включает на подъём и наблюдает внимательно. А мы пятимся вниз, заправляя ленту-поручень, мы-то  пятимся, а проран, где вынуты ступеньки, неумолимо приближается к нам, точнее ко мне, заднему. Я его видеть не могу, вся надежда на Шломо , должен успеть остановить , пока я не ступил ногой в эту дыру. Не заметит, опоздает – я провалюсь во власть вращающихся шестерен и цепей. Конец мне будет. И  даже страхового полиса нету у меня, как у нового (читай-временного) работника.
     Но такие страсти не часто, обычно открываем привод, останавливаем цепи, надежно отключаем и прочищаем всё, что надо.  Грязи скапливается за год много, но каждый стремится чистить эскалатор, давно не чищенный. Почему – сейчас скажу. Люди едут и иногда что-нибудь роняют – кто сережку, кто – колечко, кто – брошку, кто браслет. И бывает – вещица проваливается под ступеньки. Если не хватился человек, не заметил – тут сокровище наше!  Чистишь под ступеньками, нашел – твоё будет, если не видели этого остальные. Обычно в таких случаях смотрят за тобой во все глаза, засекут – идём вместе потом к какому-нибудь ювелиру, тот всё понимает и много не даст. Выручка – на всех.
   Украшение в Израиле называют французским словом «гурмет», так что искали гурметы. Как-то раз копал я пыль и грязь , голыми руками копал – даже с детским совочком не везде подберешься. И откопал засохшую мумию котёнка – шерсть вылезла, зубы оскалены, жуть. А ребята смеются: гурмет нашёл!  Я возмутился – издеваетесь,  при чём здесь драгоценность? Оказывается, на иврите детёныш – гур, а мёртвый – мет, получается – гурмет.
    Работаем мы без перерывов, только воду пьём, поскорее закончить – и поедем обратно, в сторону дома. Бывало – едем засветло, жара не спадает, градусов 35 до вечера будет. Дорога по пустыне, покрытие раскалилось, посмотришь вдоль шоссе – в низких местах блестит вода, озерца. Это мираж, фата-моргана, как здесь говорят. (Помнишь у Новеллы Матвеевой:
…а я гляжу, гляжу туда моргая,
это она, она фата-моргана,
это её обличье голубое,
это её театр передвижной.
Никуда не денешься от русской поэзии, это – моя молодость)
    Плоская или гористая пустыня на много километров, иногда – деревья, это посадили специальные сорта, быстро растут и не нужно им много воды. До начала 20 века было в стране немало лесов, их вырубили турки – продавали на шпалы для строящейся линии – читал про Восточный Экспресс, это была дорога из Европы в Индию.
   Вот так больше десяти месяцев работал, зарплата небольшая, но  кончается месяц – получаю чек, жить можно.
   И вдруг – звонит  мне мой бывший босс: Валера, ты без работы? Я ему – нет, работаю, конечно работаю, техником по обслуживанию оборудования.  - А на проектную работу не хочешь опять? Конечно, хочу, говорю. Ну так приходи завтра вечером, есть проект, месяца на 4, а там видно будет. Повесил я трубку, но думаю: что же я делаю, работаю в солидной фирме, скоро, после 11 месяцев сделают страховку, буду нормальным работником. И жена говорит – тебя же выгнали они на улицу в прошлом году, сейчас проектную работу, как говорится, «посулили обещать». Ночью спать не мог, всё думал.
   Наутро приехал в контору, и вдруг сообщает  мне Амнон, бригадир – иди к боссу, хочет говорить с тобой. И сказал мне этот делопуп – не растёшь ты как специалист, увольняем мы тебя через две недели (А куда расти, глубже под эскалатор залезать?) Можешь это время работать, говорит, или не работай, как хочешь. Я, естественно, стал работать и, как оказалось, за-зря – выходное пособие мне выписали, и больше не заплатили ничего. Потом мне объяснили знающие люди – хозяева просто не хотели тратить деньги на страховку для меня. Новичок я был в стране, законов и порядков не знал. Работал как обычно эти две недели,между прочим, нашёл почти целыё золотой браслет. Но - засекли сотруднички, поделили на всех. 
   А после рабочего  дня ездил на новую-старую работу, начал делать проект, так сказать, без отрыва от производства. Но оклад я потребовал в два раза больше – на это ума у меня уже хватило. Да ещё, вернувшись домой вечером, заходил в ульпан учить  иврит.
Хотя , работая в бригаде, говорить стал вполне сносно – иначе не выжить было бы.